Контрольная работа по педагогической риторике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

1. Обоснуйте данные утверждения:
а) «Каков человек, такова его и речь” (Сократ)
Трактовка данного утверждения, на мой взгляд, такова: Слово — это не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о том, кем является человек по сути: о его душевном состоянии, нравственной позиции, эстетическом вкусе, культуре поведения. В речи раскрываются ум, душа и характер. Но есть и сопутствующие факторы, которые формируют нашу речь, оказывают на неё сильное влияние, а именно: воспитание, среда, в которой мы выросли и, наконец, условия жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ - копия.docx

— 59.06 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ

 

1. Обоснуйте данные утверждения:

а) «Каков человек, такова его  и речь” (Сократ)

Трактовка данного утверждения, на мой взгляд, такова: Слово —  это  не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о том, кем является человек по сути: о его душевном состоянии, нравственной позиции, эстетическом вкусе, культуре поведения. В речи раскрываются ум, душа и характер. Но есть и сопутствующие факторы, которые формируют нашу речь, оказывают на неё сильное влияние, а именно: воспитание, среда, в которой мы выросли и, наконец, условия жизни. Так что единожды услышав речь человека, можно составить представление о его социальном статусе, положении в обществе, манерах, образе жизни и т.д. Содержание речи, как внешность и манеры говорящего, определяет отношение собеседника к говорящему.  Благодаря правильной  и красивой речи, звучному голосу говорящий может с первых минут привлечь внимание собеседника, завоевать его симпатию и доверие. В данном случае применимо утверждение встречают по одёжке, а провожают по уму.

 

2. Перечислите основные  средства художественной выразительности  речи.

ЭПИТЕТ – художественное определение. Он подчеркивает временный субъективный важный для автора признак предмета (одинокий у Лермонтова).

МЕТАФОРА – перенос по сходству, по аналогии (скрытое сравнение). Метафора простая и развернутая (зеркало озера (озеро как зеркало), но в нас горит еще желание (желание как горящее пламя)). Особенно много у Маяковского. Разновидности метафоры:

    - Олицетворение – наделение  не живого человеческими чувствами, мыслями и речью (поют деревья, плещут волны (Тютчев));

    - Метонимия – перенос  по смежности. Она основана  на реальных отношениях между  предметами: пространственных, временных  и т.д. (перо его любовью дышит  (перо – стихи))

    - Синекдоха – частный  случай метонимии – замена  названия целого названием части  (все флаги в гости будут  к нам и запируем на просторе (Пушкин))

    - Сравнение – простое  сравнение (угас, как светоч дивный  гений)

ГИПЕРБОЛА – преувеличение.

ЛИТОТА – художественное преуменьшение (вам шпиц не более наперстка).

ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН) – создание на основе противоположных по значению слов поэтического общего значения (сочетание  несочетаемых понятий (живой труп, мертвые  души, о как убийственно мы любим)).

 ГРОТЕСК – фантастическая  гипербола.

АНТИТЕЗА – противопоставление (я царь, я раб, я червь, я бог).

АЛЛЕГОРИЯ – приём иносказания (все то, о чем говорится воспринимается в переносном смысле (лиса – хитрость, заяц – трусость, лев – власть, змея – мудрость).

СИМВОЛ – может одновременно пониматься и в прямом и переносном значении, он всегда многозначен (Блок).

 

3. Назовите основные  компоненты культуры речи.

Под культурой речи понимают владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной форме, использование языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.

По речи человека можно судить об уровне его общей культуры, его  духовного, нравственного развития, его внутренних качествах.

Основными качествами хорошей речи являются правильность (соблюдение норм литературного языка), точность передачи мысли, чувства, выразительность речи, уместность используемых языковых средств (уместность стилевая, ситуативная, нравственно-психологическая, личностная). Названные качества речи вбирают в себя и многие другие, такие, как чистота речи (незасоренность ее внелитературными элементами), богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, логическая стройность, художественные достоинства.

Выделяют три компонента культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

  • нормативный, предполагающий знание литературных норм языка и умение применять их в речи;
  • коммуникативный, базирующийся на дифференциации функциональных разновидностей языка;
  • этический, составляющий основу речевого поведения языковой личности.

 

4. Нормы русского литературного  языка и способы их кодификации.

    Литературно-языковая норма – это исторические и эстетические средства языка, словарно-кодифицированные и социально-приемлемые, обеспечивающие речевые потребности народа. Норма литературного языка – социально-историческая категория. Норма – одно из важнейших условий устойчивости и стабильности языка. Виды норм: орфоэпические или произносительные, акцентологические (прав. ударений – позвонишь, позвони, свёкла), словообразовательные, морфологические – регулируют выборы вариантов, синтаксические – правильное построение предложений, лексические (запрет бранных и жаргонных слов), стилистические (владение стилями).

 

5. Основные компоненты  техники речи и их краткая  характеристика.

Техника речи - это «совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; владение приемами эффективно использовать речевой аппарат».

Составными частями техники  речи являются:

1) постановка правильного речевого  дыхания; 

2) постановка речевого голоса, развитие  тех его качеств, которые обеспечивают  его звучность, выразительность. 

3) работа над дикцией; 

4) работа над интонацией;

5) развитие речевого слуха. 

Основными элементами техники речи являются:

  • фонация (речевое дыхание);
  • голос (правильные навыки голосообразования);
  • дикция (степень отчетливости произношения).

Правильная организация  речевого дыхания имеет большое значение для устной речи. Прерывающаяся, захлебывающаяся речь не производит благоприятного впечатления и даже иногда раздражает слушателей. Кроме того, неправильное речевое дыхание утомляет говорящего.

Большое значение для устной речи имеет голос человека. Это индивидуальная характеристика человека, такая же уникальная, как и отпечатки пальцев. В физическом смысле под голосом  понимается совокупность разнообразных  по высоте, силе и тембру звуков, возникающих  в результате колебаний голосовых  связок.

Умение владеть голосом важно не только для оратора, но для любого человека, профессия которого требует постоянного общения с людьми. В личном общении владение голосом также оказывается положительным качеством человека. Необходимыми качествами хорошего голоса являются красивый тембр, сила, полетность, выносливость, большой диапазон.

Хороший голос необходимо тренировать, чтобы он стал выносливым, готовым  к большим нагрузкам. Регулярно  занимаясь, можно его развить, усилить, расширить диапазон, улучшить тембр. Система упражнений для развития голоса включает:

  • упражнения, приучающие верно направлять звук, не напрягаясь;
  • упражнения, направленные на развитие голосового диапазона, силы, полетности.

Важно найти натуральную высоту голоса, которая обычно находится  в среднем регистре человека и  на которой голос хорошо звучит. Затем необходимо совершенствовать качество звучания на других регистрах, осуществляя дыхательные упражнения одновременно со звуковыми.

Дикция включает в себя три основных показателя:

  • правильность артикуляции;
  • степень отчетливости артикуляции;
  • манеру выговаривать слова.

Правильность артикуляции - это такие движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.

Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи. Более того, четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чем говорит, что является одной из задач устной коммуникации.

Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.

Для улучшения речевых навыков, касающихся манеры выговаривать слова, необходимо постоянно слушать и  стараться точно воспроизводить нормативную речь полного или  нейтрального стилей. К сожалению, образцы  такой речи сейчас уже редко можно  услышать даже по радио и телевидению, это преимущественно речь людей, прошедших специальную подготовку, - профессиональных дикторов и актеров.

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Это сравнение, конечно, не является советом готовить малосодержательные речи, оно лишь показывает значительность той роли, которую играет хорошее звучание устной речи.

 

6. Укажите значение слов, охарактеризуйте людей, за которыми закрепились следующие определения: мизантроп, экстраверт, фарисей, альтруист, конформист, адепт, маргинал.

Мизантроп  (от греч.— «ненависть» и «человек», человеконенавистник) — это личность, испытывающая неприязнь, презрение или ненависть к людям.

Экстраверт  — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих. Экстраверт - человек, психологические особенности которого выражаются в сосредоточении своих интересов на внешнем мире, внешних объектах.

Фарисей: (от др.-евр.  - разлучать).

1. В древней Иудее - член религиозно-политической партии зажиточных слоев городского населения, отличавшейся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил благочестия .

2. перен. Лицемер, ханжа

Альтруист (лат. — другой) — человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву ради общего блага.

Конформист- это тот человек который соглашается со мнением большинства даже если и считает, что их мнения ошибочно ,он не может противостоять давлению группы (большинства).

Конформизм (от лат.— «подобный», «сообразный»), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д.

Адепт ( от лат.  — достигший) — последователь, обычно ревностный приверженец какого-либо учения, идеи, знания. Понятием может определяться не только отношение к учению, личности или организации, но и степень этого отношения.

Маргина́л -  (от лат.  — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д. 

 

7. Расставьте ударение в словах. Определите значение выделенных слов.

Мускулистый, мусоропровод, наверх, надолго, намерение, наотмашь, ненадолго, некролог, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, одновременно, осведомить, откупорить, опошление, оптовый, отчасти, памятуя, партер, пережитый, петля, плесневеть, пломбировать, премировать, приговор, приданое, принудить, присовокупить, предвосхитить, пуловер, пурпур, ракурс, рапорт, рассредоточение, сироты, сосредоточение, статуя, стенография, столяр, таможня, творог, топонимия, уведомить, упрочение, усугубить, факсимиле, феномен, фетиш, форзац, ханжество, христианин, ходатайство, ходатайствовать, цемент, центнер, черпать, шасси, эксперт, эпиграф, эпилог, этнография.

 

Парте́р (фр.  — на земле):

  • Партер (борьба) — борьба в положении лёжа, сидя или стоя на коленях.
  • Партер (парк) — открытая часть сада или парка (в регулярном парке — участки правильной формы, в пейзажном — в виде лужаек) с газонами, цветниками, водоемами, бордюрами из кустарника; часто украшается скульптурой, фонтанами.
  • Партер (театр) — плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Пуло́вер (англ.  — тащить сверху, надевать сверху) — трикотажное плечевое изделие, надеваемое через голову. Фактически, разновидность джемпера с V-образным вырезом, плотно облегающего фигуру.

Пу́рпур (от лат.  — пурпур, ), также в античных источниках тирский  пурпур — краситель различных оттенков от багряного до пурпурно-фиолетового цвета, извлекавшийся из морских брюхоногих моллюсков — иглянок

Ра́курс (фр.  — укорачивать) — перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве.

Информация о работе Контрольная работа по педагогической риторике