Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:48, контрольная работа
Целью данной работы является исследование психологической природы конфликта и нарушения отношений со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников.
Введение…………………………………………………………..3
1. Определение конфликта. Виды конфликтов………………… 4
2. Причины конфликтов у детей дошкольного возраста…………8
3. Выявление причин конфликтов……………………………… 12
4. Пути разрешения конфликтных ситуаций у детей……………15
Заключение…………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………21
Контрольная работа по психологии общения
Конфликты и пути их разрешения
Преподаватель:
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Определение конфликта. Виды конфликтов………………… 4
2. Причины конфликтов
у детей дошкольного возраста……
3. Выявление причин конфликтов………
4. Пути разрешения конфликтных ситуаций у детей……………15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………21
3
Введение
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития.
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретной исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками вызвана тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
Целью данной работы является исследование психологической природы конфликта и нарушения отношений со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников.
В настоящей работе объектом исследования являются дети дошкольной группы. Предметом изучения выступает конфликт, возникающий между ребенком и сверстниками.
4
Конфликт - центральная категория конфликтологии. Противоположное, по сути, состояние человеческих отношений - консенсус (согласие, покой) - передует конфликту, следует за конфликтом. Консенсус - не напряженность, а разрядка, не ощущения антипатии, а ощущение симпатии.
Конфликт по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт - явление не субстанциональное, он всегда является следствием чего-то.
При всей своей распространенности конфликт - явление временное, а постоянное состояние общества - согласие. Но, не смотря на это, конфликты могут причинить огромные разрушения, подобный землетрясениям, тайфунам, цунами и т.д.
Конфликту присущи своеобразные качества, отношения и внешние формы:
1. Конфликт – явление социальное,
рожденное самой природой общественной
жизни. Он выражает те или другие стороны
социального бытия, место и роль человека
в нем. Поэтому, конфликт должен восприниматься
целиком нормальным общественным явлением,
свойством социальных систем, процессом
и способом взаимодействия людей.
2. Конфликт – это проявление объективных или субъективных разногласий, который выражается в противоборстве сторон. Конфликт - не синоним разногласия, но и противопоставлять эти понятия нельзя. Разногласия, противоположности, отличия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и разногласия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, которые есть их носителями.
5. Конфликт – осознанное явление, обдуманное действие, поэтому конфликт - свойство человеческих взаимоотношений, его нельзя отождествлять с похожими отношениями у животных. Конфликт надо понимать как осознание на уровне отдельного человека, социального группы
5
или более широкой общности разногласия процессов взаимодействия и отношений, отличий и несовместимости интересов, ценностей, целей, т.е. это осмысленное противостояние.
5. Конфликт всегда протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства лиц или общественных групп. В процессе его развертывания имеют место действия и контрдействия, поскольку осуществление намерений участников конфликта неизбежно связано с вмешательством у дела другой стороны, нанесением ей определенного убытка, преодолением сопротивления, созданием препятствий и т.д.
Конфликт – извне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне.
6. Конфликт – прогнозируемое явление, склонно к предупреждению и регулированию. Это обусловлено, во-первых, тем, что противостояние сторон есть одновременно и звеном, которое их связывает, их объединяет общая социальная среда, объективные условия и субъективные интересы. Во-вторых, любой участник конфликтного противостояния должен аргументировать свою позицию, обосновываться домогательство.
Итак, получив представление о некоторых основных чертах конфликта, попробуем даты ему конкретное определение.
Единого подхода здесь нет. При любом варианте определения важно соблюсти ряд требований, а именно:
• указание на общественную
природу и закономерный характер конфликта
как условия и процесса взаимодействия
субъекта социальных связей;
• фиксация внимания на столкновении и
противоборстве включенных в конфликт
сторон;
• указание на возможный предмет конфликта;
• выделение возможностей влияния на конфликтное поведение, урегулирование конфликта и управление им.
Рассмотрим несколько
наиболее распространенных определений.
Социальный конфликт – это вид противостояния,
при котором стороны стремятся захватить
территорию или ресурсы, угрожают оппозиционным
6
индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.
Конфликт – это разные виды противодействия, противоборства лиц и групп по поводу разных целей, значащих для них, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих разногласий.
В общем виде конфликт – свойство состояния
человеческих взаимоотношений, вызванный
недостатком тех или других значащих ресурсов
и выраженный в остром психологическом
напряжении и действиях противоборства.
Существует несколько явлений,
близких конфликту по значению, но не тождественных
с ним по смыслу:
разногласие, враждебность, соперничество, конкуренция, кризис.
Разногласие – объективное,
не всегда осознаваемое и извне выраженное
состояние системы. Разногласие всегда
лежит в основе конфликта. Но конфликт,
в отличие от разногласия, - внешняя форма проявления
разногласия, противоборствующее
поведение по поводу разногласия.
Конкуренция
– это особый тип противоборства, цель
которого – получение выгоды, прибыли
или благоприятного доступа к дефицитным
материальным и духовным ценностям.
Соперничество – это борьба за признание
личных достижений обществом, группой,
индивидами. Для него характерная демонстрация
взаимного преимущества путем достижения
общезначимых престижных целей. Соперничество
может вылиться в конфликт, а может протекать
спокойно. Объектом соперничества бывают
лучшие социальные или профессиональные
позиции, награды, оценка подчиненных,
признание коллег или высшего руководства.
Соревнование
– более формализованный и мирный тип
соперничества, при котором четко определенные
и записанные формы и целые соперничества.
Враждебность
– это фиксированная психологическая
установка, готовность к конфликтному
поведению. Враждебность не всегда выливается
7
в конфликт, также как и не в
любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис – это
состояние системы, при котором невозможное
одновременное удовлетворение интересов
двух и больше групп, которые стремятся
к разным целей. Кризис - это результат патологических
изменений в содержании и формах жизни
населения, серьезных нарушений механизма
контроля в политике, экономике, культуре,
взрыва массовой неудовлетворенности.
В зависимости от
количества участников конфликты разделяют
на:
внутри личностные, межличностные, групповые, конфликты между личностью и группой.
Внутри личностные конфликты представляют собой столкновенье внутри личности равносильных, но противоположно направленных мотивов, нужд, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желаниями и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых требований.
Разновидностью внутри личностных конфликтов являются ролевые конфликты, когда до одного человека выдвигаются противоречивые требования относительно того, которым должен быть результат ее работы. При этом возникает необходимость одновременно выполнить несколько личных ролей (функций).
8
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Наиболее часто конфликты у детей дошкольного возраста происходят во время игры дома, или в детском саду. При выявлении причин возникновения конфликтов необходимо исходить из того, что игра, как и другие виды совместной деятельности, обладает определенной коммуникативно-организационной основой. Сюда относится ряд организационных задач деятельности, таких, как выбор темы общей игры, определение состава ее участников, распределение ролей и др. Они предположили, что конфликты между детьми возникают именно при решении подобных коммуникативно-организационных задач.
В связи с этим можно выделить семь основных причин возникновения конфликтов:
8
Кроме того, говоря об изменении с возрастом причин возникновения конфликтов между детьми дошкольного возраста, Д.Б.Эльконин высказал мнение о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры .
Интересны также исследования Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского по проблеме способов воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта. При рассмотрении особенностей поведения детей в ходе конфликта ими было проанализировано более 3000 актов поведения в виде соответствующих высказываний, действий и других форм воздействия на сверстников.
При этом были выделены следующие способы воздействия детей на других участников игрового конфликта: