Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:24, доклад

Краткое описание

В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Вложенные файлы: 1 файл

сем восп.docx

— 30.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Доклад 

«Концепция семейного  воспитания детей с нарушениями  в развитии»

 

Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями  в развитии существенно дополняет  комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов.

В большинстве случаев  родителям, не получившим специальную  подготовку, очень трудно оценить  возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного  роста самих родителей, которые  становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут  и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить  и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.

Большая ответственность  за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах - дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. Новые педагогические технологии воспитания и обучения «особых» детей еще более расширяют зону ответственности, включая в нее специалистов массовых детских учреждений, родителей здоровых детей и все общество в целом.

Нередко учителя и воспитатели  массовых учреждений проявляют нетерпимость к «нестандартному» ребенку. Они  не могут оказать квалифицированную  помощь родителям, наладить отношения  «особого» ребенка с детским  коллективом. Единственным желанием у  них является изолировать не такого как все ребенка от сверстников, направив его в какое-либо учреждение для аномальных детей.

Действительно, в ряде случаев  это правомерно, так как именно в этих учреждениях детям с  нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, моторики могут обеспечить наиболее эффективную коррекционную помощь.

Однако далеко не каждый ребенок с особенностями в  развитии должен воспитываться только в специальном детском учреждении. Существует много категорий детей  с нерезко выраженными дефектами, а также детей, у которых отклонения в развитии сочетаются с различными заболеваниями внутренних органов, что требует определенного ухода. Для таких детей необходимо домашнее воспитание, не исключающее в то же время посещения массовых дошкольных и школьных учреждений . В настоящее время имеется гибкая система интеграции «особого» ребенка в массовые детские учреждения. В зависимости от состояния здоровья ребенка и возможностей семьи она бывает частичной, полной, комбинированной, что предоставляет родителям свободу выбора оптимальных условий развития ребенка, а сделать этот выбор помогут специалисты

Особенно хорошо изучена  и документирована история семьи, где воспитывается ребенок с  отклонением в развитии, в США. История американской семьи делится  на четко очерченные временные периоды. Всего выделяют четыре исторических периода и соответствующих им четыре типа семьи.

1-й период - колониальный  – 1600-1820 гг. В этот период семья рассматривалась как маленькое государство. Это патриархальная, авторитарная семья.

2-й период - викторианская  эпоха – 1820-1915 гг. Семья на этом этапе развития общества рассматривалась как деловая фирма, преобладала предпринимательская модель семьи.

3-й период - эпоха всеобщего  благоденствия- 1915- 1965 гг. Социально приемлемой считалась семья, основанная на взаимопонимании и поддержке. Была предложена и поддерживалась социальными институтами партнерская модель семьи.

4-й период - эпоха борьбы с бюрократизмом. Семья рассматривается как плюралистический коллектив, с 1965 г. по настоящее время.

Семья колониальной эпохи (1600--1820 гг.)

На этом отрезке исторического  развития семья рассматривалась  как сущностный аналог государства. Всячески подчеркивалось мужское главенство в семье над женой, детьми, слугами. Это закреплялось в законах государства. Каждый рожденный в стране ребенок  принадлежит только отцу. Крепость такой семьи рассматривается  как основа незыблемости государственных  устоев.

В раннем колониальном периоде  одинокие люди, не вступавшие в брак, должны были находиться под контролем  хорошей семьи. Воспитание аномальных детей заключалось в строгом  контроле над ними. Научное изучение семей, имеющих детей с отклонением  в развитии, еще не проводились, но были обнаружены записи о них в  домовых книгах.

Викторианская эпоха (1820-1915 гг.)

В эпоху «дикого» капитализма  произошли радикальные изменения  в идеологии общества и семьи. По мере распространения капитализма  старый иерархический порядок был  разрушен. Капитализм подорвал основу института ремесленничества и традиции передачи мастерства, так как ремесленничество было несовместимо с системой наемного труда. Капитализм нуждается в наличии  доступных источников рабочей силы, чтобы получать максимальную прибыль. В этот период отмечается сдвиг в  социальной структуре общества, а  именно, переход от политической модели, основанной на управлении элитой (номенклатурой), к опоре на рыночные рычаги управления. Произошли демократические изменения в системе выборов.

Эпоха всеобщего благоденствия (1915-1965 гг.)

В этот период произошло  существенное изменение модели семьи. После первой мировой войны США  достигли статуса индустриальной державы. Эпоха, предшествовавшая первой мировой  войне, прошла под лозунгом «выживания наиболее приспособленных в борьбе за существование». Однако после первой мировой войны появился другой лозунг - «Объединение наций», так как только в союзе наций заключается сила и возможность исполнения желаний.

В семейной жизни это выразилось в непопулярности предпринимательского образца семьи с его ориентацией  на конкуренцию как основу выживания. Предлагается другая модель семьи - модель, делающая акцент на дружественных отношениях между супругами, модель партнерской семьи, постоянно подчеркивается примат взаимности, обоюдности, равноправного партнерства между супругами. Таким образом, желание единства в обществе восторжествовало над индивидуализмом.

В 30-40-х гг. прошлого века было предпринято исследование эффективности специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.

Ведущие специалисты по социальной политике изменили свои позиции в  отношении этих учреждений и сделали  вывод об их непригодности в сложившейся  ситуации. Однако эти исследования были прерваны Второй мировой войной. После войны о пользе этих учреждений заговорили снова. Были проведены специальные исследования, которые концентрировались вокруг двух связанных между собой вопросов.

1. Как наличие в семье  ребенка с отклонениями в развитии  влияет на семейные отношения,  жизнь родителей, братьев, сестер, общее благосостояние семьи?

2. Решается ли проблема  семьи помещением ребенка в  учреждение?

Если в XIX в. отказ от предпринимательской  модели семьи рассматривался как  признак семейной дегенерации, а  «лечебной» социальной политикой являлась изоляция и стерилизация, то в середине XX в. как социальную дегенерацию  стали рассматривать отклонения от партнерской модели семьи.

Проводившиеся исследования ставили целью определить круг мероприятий, направленных на облегчение тягот семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Дискутировалась эффективность  специальных классов для умственно  отсталых детей при массовых школах. Изучался уровень стресса в семьях, имеющих детей с недостатками в развитии, психическое здоровье членов семьи, их экономические проблемы, степень социальной изоляции в связи  с трудностями поведения ребенка. Исследования были сфокусированы на нуждах детей, на необходимости организации  их реабилитации. Были предложены нормативы  здорового образа жизни для партнерской  семьи. Изучали характер стрессовых событий и способы адаптации к ним родителей.

В своих ранних исследованиях  Фарбер (1959 г.) определил характер кризиса  семьи, имеющей ребенка с тяжелым  недостатком в развитии, как остановку  ее жизненного цикла:

1. Развитие цикла замедляется,  смены семейных ролей не происходит.

2. Жизненный цикл семьи  теряет свою синхронность, при  этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семейного кризиса.

Фарбер показал, что ситуация в семье, имеющей ребенка с  тяжелой недостаточностью, становится даже более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т. е. на его поздних стадиях. Согласно концепции остановки семейного цикла независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону младшего ребенка, т. е. не взрослеет. Наличие у него недостатков в развитии влияет на адаптацию здоровых братьев и сестер, за исключением тех случаев, когда между детьми большая разница в возрасте.

В целом исследования по семейному кризису выявили несколько  факторов, являющихся особенно значимыми: характер недостатка в развитии ребенка, возраст и пол членов семьи, ее социально-экономический статус, религиозность.

Был сделан вывод: «Подозрения  родителей о имеющихся у ребенка проблемах в развитии вызывает у них определенную тревогу, однако критическим моментом в родительских переживаниях является установление медицинского диагноза». Отсюда возникла теория «семейного кризиса», которая породила много исследований.

Было показано также, что, опираясь только на собственные силы, семья не может противостоять  кризису, связанному с наличием проблем  у ребенка. При этом отказ от ребенка  и помещение его в специальное  учреждение далеко не решает всех семейных проблем, а порождает другие не менее  сложные проблемы. В результате были сделаны выводы в пользу воспитания ребенка в семье, так как отказ  от него не решает всех проблем семьи.

Это предполагает необходимость  планирования и обеспечения помощи во всех областях (здоровье, образование, занятость, обеспечение жильем и  специалистами), адаптированной к специальным  нуждам детей их семей. Таким образом, рассмотрение семейного кризиса  ведет к рассмотрению вопросов, связанных  с развитием специализированной поддержки семьи, имеющей проблемных детей

Современные подходы к  проблеме семейного воспитания

Этот период характеризуется  изменением модели семьи. Произошел  переход от партнерской семьи  с традиционным согласием между  членами семьи к плюралистической семейной модели, с подчеркиванием важности индивидуальных прав ее членов. Поворотным моментом для американцев  явились 60-е годы, когда люди перестали  верить в эффективность государства  всеобщего благоденствия, так как, по их мнению, именно это государство  вовлекло нацию во Вьетнамскую войну с вытекающим отсюда разочарованием и заменой политики согласия на политику конфронтации. Было признано, что большие социальные программы по борьбе с социальными болезнями оказались неэффективными. В обществе отмечались: массивная культурная депривация, преступность, бедность, образовательный дефицит. У граждан сформировалось впечатление, что в этой исторической обстановке государство скорее препятствовало, чем способствовало достижению социальной справедливости. Полноправие граждан стало главной общественной заботой. Возникло движение за права меньшинств, снятие ограничений при голосовании для этнических меньшинств, афроамериканцев. Это движение добилось утверждения акта гражданских прав. Особое внимание обращалось на ситуации, в которых отмечалось неравенство перед законом, которое интерпретировалось как неравенство по половому и этническому признакам (афроамериканцы, испанцы, женщины). Считалось, что их неравенство перед законом особенно несправедливо, так как принадлежность к этим группам определяется с самого рождения. Для исправления этой ситуации требуются социальные изменения, реформы. В таком контексте модель партнерской семьи оказалась неадекватной. Эта модель стала подвергаться резкой критике в средствах массовой информации. Стали общим местом заявления, что партнерская семья потеряла свою актуальность. Выдвигался тезис, что стремление к единству в семье часто препятствует индивидуальному развитию и самореализации ее членов, способствует отчуждению, оторванности, закрытости от внешнего мира. Критиковалась закрытость интимной семейной жизни. Модель партнерской семьи оказалась обесцененной. Было предложено реконструировать модель семьи по следующим направлениям:

1) права всех членов  семьи;

2) особое выделение прав  женщин и детей для более  полного развития каждого члена  семьи.

Центр тяжести сместился  с личного удовлетворения браком, при крепких семейных узах, на личные права, независимо от крепости семейных уз; от заботы об общих интересах -- к заботе об индивидуальных интересах каждого члена семьи. Одновременно и модель общества сдвинулась в сторону плюрализма с выдвижением требований гражданских и конституционных прав. Такому обществу более соответствовала плюралистическая модель семьи.

Таким образом, в 60-е годы прошлого века представление о семье  существенно изменилось как в  социологии и психологии, так и  на уровне массового сознания. Большое  внимание стало уделяться тем  методам, с помощью которых семья  как социальный институт вносит свой вклад в поддержку социального  порядка. С другой стороны, ставился под сомнение вопрос универсальности  ядерной семьи (состоящей из родителей  и детей -- без бабушек, дедушек и др.) как социального института. Отмечался заметный сдвиг в семейном праве в сторону увеличения автономности членов семьи, в том числе женщин и детей, по отношению друг к другу. В1979--1980 гг. было предложено описание типичной плюралистической семьи. Обращалось внимание на то, что важно утвердить правомерность плюралистических стилей семейной жизни в обществе, а также проводить социальную политику, которая обеспечивала бы гражданские права не только обычным, но и девиантным семьям, и возможно более широкий выбор жизненных стилей в рамках демократического общества. Необходимо законодательство, защищающее нестандартные семьи и определяющие права и обязанности лиц - членов этих семей. В настоящее время в некоторых странах регистрируются браки между однополыми людьми.

Концепция нормализации семейной жизни

Плюралистическая модель семьи изменила отношение к концепции  семейного кризиса. Модель плохой адаптации  была заменена на модель конфронтации. В прежних моделях семьи рассматривалось, как наличие ребенка с проблемами приводило к семейному кризису. Плюралистическая модель семьи концентрирует  свое внимание на том, как семья должна действовать, каковы должны быть методы, чтобы защитить своих членов и  сохранить подобие нормальности.

Это направление исследований базировалось на социальном движении по деинституциализации и нормализации, возникшем в скандинавских странах и направленном на получение гражданских прав людьми с проблемами в развитии. Целью этих исследований было изучение общей стратегии организации семейной жизни и способов, с помощью которых члены таких семей адаптируются к внешнему миру. Эта концепция и получила название «Стратегия нормализации семейной жизни». Она построена на базе плюралистической модели семьи.

Информация о работе Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии