Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:24, доклад
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Доклад
«Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии»
Квалифицированная помощь со
стороны семьи детям с
В большинстве случаев
родителям, не получившим специальную
подготовку, очень трудно оценить
возможности ребенка и
Большая ответственность
за результат коррекционно-
Нередко учителя и воспитатели
массовых учреждений проявляют нетерпимость
к «нестандартному» ребенку. Они
не могут оказать
Действительно, в ряде случаев
это правомерно, так как именно
в этих учреждениях детям с
нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта,
моторики могут обеспечить наиболее
эффективную коррекционную
Однако далеко не каждый
ребенок с особенностями в
развитии должен воспитываться только
в специальном детском
Особенно хорошо изучена
и документирована история
1-й период - колониальный – 1600-1820 гг. В этот период семья рассматривалась как маленькое государство. Это патриархальная, авторитарная семья.
2-й период - викторианская эпоха – 1820-1915 гг. Семья на этом этапе развития общества рассматривалась как деловая фирма, преобладала предпринимательская модель семьи.
3-й период - эпоха всеобщего благоденствия- 1915- 1965 гг. Социально приемлемой считалась семья, основанная на взаимопонимании и поддержке. Была предложена и поддерживалась социальными институтами партнерская модель семьи.
4-й период - эпоха борьбы с бюрократизмом. Семья рассматривается как плюралистический коллектив, с 1965 г. по настоящее время.
Семья колониальной эпохи (1600--1820 гг.)
На этом отрезке исторического развития семья рассматривалась как сущностный аналог государства. Всячески подчеркивалось мужское главенство в семье над женой, детьми, слугами. Это закреплялось в законах государства. Каждый рожденный в стране ребенок принадлежит только отцу. Крепость такой семьи рассматривается как основа незыблемости государственных устоев.
В раннем колониальном периоде одинокие люди, не вступавшие в брак, должны были находиться под контролем хорошей семьи. Воспитание аномальных детей заключалось в строгом контроле над ними. Научное изучение семей, имеющих детей с отклонением в развитии, еще не проводились, но были обнаружены записи о них в домовых книгах.
Викторианская эпоха (1820-1915 гг.)
В эпоху «дикого» капитализма
произошли радикальные
Эпоха всеобщего благоденствия (1915-1965 гг.)
В этот период произошло существенное изменение модели семьи. После первой мировой войны США достигли статуса индустриальной державы. Эпоха, предшествовавшая первой мировой войне, прошла под лозунгом «выживания наиболее приспособленных в борьбе за существование». Однако после первой мировой войны появился другой лозунг - «Объединение наций», так как только в союзе наций заключается сила и возможность исполнения желаний.
В семейной жизни это выразилось
в непопулярности предпринимательского
образца семьи с его
В 30-40-х гг. прошлого века было предпринято исследование эффективности специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
Ведущие специалисты по социальной политике изменили свои позиции в отношении этих учреждений и сделали вывод об их непригодности в сложившейся ситуации. Однако эти исследования были прерваны Второй мировой войной. После войны о пользе этих учреждений заговорили снова. Были проведены специальные исследования, которые концентрировались вокруг двух связанных между собой вопросов.
1. Как наличие в семье
ребенка с отклонениями в
2. Решается ли проблема семьи помещением ребенка в учреждение?
Если в XIX в. отказ от предпринимательской модели семьи рассматривался как признак семейной дегенерации, а «лечебной» социальной политикой являлась изоляция и стерилизация, то в середине XX в. как социальную дегенерацию стали рассматривать отклонения от партнерской модели семьи.
Проводившиеся исследования
ставили целью определить круг мероприятий,
направленных на облегчение тягот семьи,
воспитывающей ребенка с
Дискутировалась эффективность
специальных классов для
В своих ранних исследованиях Фарбер (1959 г.) определил характер кризиса семьи, имеющей ребенка с тяжелым недостатком в развитии, как остановку ее жизненного цикла:
1. Развитие цикла замедляется,
смены семейных ролей не
2. Жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, при этом чем больше его асинхронность, тем больше степень семейного кризиса.
Фарбер показал, что ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, становится даже более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т. е. на его поздних стадиях. Согласно концепции остановки семейного цикла независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону младшего ребенка, т. е. не взрослеет. Наличие у него недостатков в развитии влияет на адаптацию здоровых братьев и сестер, за исключением тех случаев, когда между детьми большая разница в возрасте.
В целом исследования по
семейному кризису выявили
Был сделан вывод: «Подозрения родителей о имеющихся у ребенка проблемах в развитии вызывает у них определенную тревогу, однако критическим моментом в родительских переживаниях является установление медицинского диагноза». Отсюда возникла теория «семейного кризиса», которая породила много исследований.
Было показано также, что, опираясь только на собственные силы, семья не может противостоять кризису, связанному с наличием проблем у ребенка. При этом отказ от ребенка и помещение его в специальное учреждение далеко не решает всех семейных проблем, а порождает другие не менее сложные проблемы. В результате были сделаны выводы в пользу воспитания ребенка в семье, так как отказ от него не решает всех проблем семьи.
Это предполагает необходимость планирования и обеспечения помощи во всех областях (здоровье, образование, занятость, обеспечение жильем и специалистами), адаптированной к специальным нуждам детей их семей. Таким образом, рассмотрение семейного кризиса ведет к рассмотрению вопросов, связанных с развитием специализированной поддержки семьи, имеющей проблемных детей
Современные подходы к проблеме семейного воспитания
Этот период характеризуется
изменением модели семьи. Произошел
переход от партнерской семьи
с традиционным согласием между
членами семьи к
1) права всех членов семьи;
2) особое выделение прав
женщин и детей для более
полного развития каждого
Центр тяжести сместился с личного удовлетворения браком, при крепких семейных узах, на личные права, независимо от крепости семейных уз; от заботы об общих интересах -- к заботе об индивидуальных интересах каждого члена семьи. Одновременно и модель общества сдвинулась в сторону плюрализма с выдвижением требований гражданских и конституционных прав. Такому обществу более соответствовала плюралистическая модель семьи.
Таким образом, в 60-е годы прошлого века представление о семье существенно изменилось как в социологии и психологии, так и на уровне массового сознания. Большое внимание стало уделяться тем методам, с помощью которых семья как социальный институт вносит свой вклад в поддержку социального порядка. С другой стороны, ставился под сомнение вопрос универсальности ядерной семьи (состоящей из родителей и детей -- без бабушек, дедушек и др.) как социального института. Отмечался заметный сдвиг в семейном праве в сторону увеличения автономности членов семьи, в том числе женщин и детей, по отношению друг к другу. В1979--1980 гг. было предложено описание типичной плюралистической семьи. Обращалось внимание на то, что важно утвердить правомерность плюралистических стилей семейной жизни в обществе, а также проводить социальную политику, которая обеспечивала бы гражданские права не только обычным, но и девиантным семьям, и возможно более широкий выбор жизненных стилей в рамках демократического общества. Необходимо законодательство, защищающее нестандартные семьи и определяющие права и обязанности лиц - членов этих семей. В настоящее время в некоторых странах регистрируются браки между однополыми людьми.
Концепция нормализации семейной жизни
Плюралистическая модель
семьи изменила отношение к концепции
семейного кризиса. Модель плохой адаптации
была заменена на модель конфронтации.
В прежних моделях семьи
Это направление исследований базировалось на социальном движении по деинституциализации и нормализации, возникшем в скандинавских странах и направленном на получение гражданских прав людьми с проблемами в развитии. Целью этих исследований было изучение общей стратегии организации семейной жизни и способов, с помощью которых члены таких семей адаптируются к внешнему миру. Эта концепция и получила название «Стратегия нормализации семейной жизни». Она построена на базе плюралистической модели семьи.
Информация о работе Концепция семейного воспитания детей с нарушениями в развитии