Лингвометодический анализ школьного раздела наречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий в школе.
Исходя из поставленной цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:
– проанализировать теоретические сведения школьных учебников;
– рассмотреть школьную программу Таисы Алексеевны Ладыженской по разделу «наречие»;
- изучить методику преподавания раздела «наречие»;
– рассмотреть систему упражнений по теме «наречие».

Содержание

Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических сведений школьных учебников 4
Заключение 28
Список источников и литературы: 30

Вложенные файлы: 1 файл

Лингвометодический анализ школьного раздела наречия.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвометодический  анализ школьного раздела наречия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность.  Для начала стоит объяснить, почему в целом важен процесс проведения лингвометодического анализа.

В подготовке учителя  русского языка лингвистический цикл занимает особое место. Русский язык, являясь не только важным учебным предметом, но и языком обучения, определяет успех по всем учебным дисциплинам, служит основой познания, образования, развития будущих учителей.

Целью профессиональной подготовки студента-филолога по дисциплинам лингвистического цикла и методике преподавания русского языка задается формирование умений решать профессиональные задачи в области языкового образования школьника, или становление лингвометодической компетентности.

Следует постоянно исходить из того, что «современный русский литературный язык представляет собой сложную систему, части которой находятся в отношениях постоянной и необходимой взаимосвязанности: один участок этой системы не существует без другого. Такова звуковая организация и языка, его лексика и его грамматика».

Далее хотелось бы объяснить актуальность проведения исследования по лингвометодическому  анализу школьного раздела наречия.

Чтобы учащиеся овладели грамотным русским литературным языком, им необходимо усвоить его основные компоненты: звуковую систему, лексику, грамматический строй, условия его формирования и функционирования.

В процессе обучения у учащихся формируется представление  о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, соотносимой с другими знаменательными словами: прилагательными, существительными, глаголами, числительными, местоимениями. Эта тема порождает определенные трудности опознавания учащимися этой грамматической категории.

Объектом  исследования является наречие как часть речи.

Предмет исследования – лингвометодический анализ школьного раздела наречия.

Цель курсовой работы заключается в тщательной проработке методики преподавания наречий  в школе.

Исходя из поставленной цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:

– проанализировать теоретические сведения школьных учебников;

– рассмотреть  школьную программу Таисы Алексеевны Ладыженской по разделу «наречие»;

- изучить методику  преподавания раздела «наречие»;

– рассмотреть систему упражнений по теме «наречие».

Эмпирическую  базу исследования составляют работы следующих методистов и языковедов: В. В. Виноградов, А. Н. Гвоздев, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь, М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, М. М. Разумовская, Л. А. Тростнецова, И. И Срезневский, А. В. Текучев и др.

Методы  исследования: теоретический анализ, метод сравнения.

Практическая  значимость: материалы этой работы могут быть использованы учителями-предметниками при изучении данной темы, а также студентами в процессе обучения методике преподавания русского языка в школе.

Структура работы. Курсовая работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ теоретических сведений школьных учебников

    1. Программные требования

Наречие – старое слово. Оно уже было в древнерусском языке и нашло отражение в словаре И. И. Срезневского, где отмечено его значение как части речи [10, 102]. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи – глагол. Это значение сохраняется и в корне реч-, входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.

Древние римляне  эту часть речи называли adverbium, что  в буквальном переводе означает «приглаголие». Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние ученые главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе («приглаголие») или «накладываться» на глагол (наречие).

В школьной программе  наречие изучается в 7 классе и  является последней частью речи в  ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий  и их роль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.

Лингвометодический  анализ школьного раздела наречия  необходимо начать с рассмотрения программных требований для изучения данного раздела.

Для этого нами будут рассмотрены школьная программа для ученика 7 класса Таисы Алексеевны Ладыженской.

Анализ  программных требований Таисы Алексеевны Ладыженской по изучению школьного раздела «Наречие»:

Структура программы. Программа Таисы Алексеевны Ладыженской по русскому языку к учебникам для 5-9 классов составлена очень доступно и системно. Материал располагается следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются такие разделы, как фонетика, графика, лексика, фразеология, морфемика, словообразование, морфология и орфография.

 В 8 и 9 классах изучается синтаксис.  Однако основные понятия синтаксиса  и пунктуации даны еще в  5 классе. Это позволяет организовать  работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в 8 - 9 классах. Большое внимание уделено повторению: в начале и конце года в каждом классе для повторения отведено определенное количество часов. Соответственно хорошее усвоение материала. В начале обучения в каждом классе отведено время для вводного урока, который воспитывает у учащихся любовь к родной речи, работа по культуре речи. Это дает возможность для решения воспитательных задач. В программе предусмотрены часы для развития связной речи. Они составляют пятую часть всего времени, отведенного для обучения в данном классе. В программе указано годовое количество часов в каждом классе и распределение этих часов по темам.

Наречие изучается  после деепричастия.

Раздел Наречие изучается в течении 18 ч + 6 ч.

Наречие как  часть речи изучается в разделе  «Морфология», но также учение о  предлоге связано и с разделом «Синтаксис», и с «Лексикой», и  «Словообразованием», и «Орфографией»; с системой речи.

Разделы

УП 

Система языка

1) Морфология: понятие части речи, понятие служебной части речи, грамматические признаки, синтаксическая роль в предложении

1. Понятие о наречии.

2. Смысловые  группы наречий.

3. Морфологический  разбор наречий.

2) Лексика

Лексическое значение слов.

По лексическому значению все наречия, как знаменательные, так и местоименные, делятся на два лексико-грамматических разряда: 1) собственно-характеризующие, т. е. обозначающие свойства, качества, способ действия, интенсивность проявления признака, 2) обстоятельственные, обозначающие признак, внешний по отношению к его носителю, т. е. характеризующие по месту, времени, условию и другим обстоятельствам (дома, там, вчера, вместе, вдвоем). 

3)Словообразование: по словообразовательной структуре все наречия делятся на мотивированные и немотивированные.

Способ образования  наречия

4) Синтаксис

Роль наречия  в предложении, в словосочетании

5) Орфография: типы  и виды орфограмм

 Правописание наречий

Система речи

1) Речь: владение языковыми нормами устной и письменной речи

 Употребление наречий в письменной и устной речи


 

Структура раздела:

1.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две  буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих  на конце наречий. Суффиксы -о и -а  на конце наречий. Дефис между  частями слова в наречиях. Слитные  и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

2.Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Раздел «Наречие» делится на несколько тем. Изучая конкретную тему, учащиеся усваивают новые знания и умения, направленные на формирование базовых компетенций. Как показал анализ всех программных требований, знания и умения по разделу «Наречие» можно сгруппировать следующим образом.

Знания по теме наречия:

1 группа Знания по морфологии: Наречие как часть речи. Знать морф. признаки наречия, его особенности.

2 группа Знания по лексике: Смысловые группы наречий. Знать разряды наречий по значению.

3 группа Знание по словообразованию: Усвоение нового Степени сравнения наречий. Знать способы образования степеней, критерии разграничения.

 4 группа. Знание по орфографии: Слитное - раздельное написание наречий на О-Е. Знать способы образования наречий, правильно писать их. Н-НН в наречиях на О-Е Подобрать к наречиям с Н слова, от которых образованы Отличать от кратких прил., правильно писать, знать синтаксическую роль в предложении. Усвоение нового О-Ё после шипящих на конце наречий. Знать правила выбора о-е, опознавать орфограмму.Дефис между частями слов наречий Образование наречий по схемам. Знать правила дефисного написания.

5 группа. Знание  по синтаксису: Образование словосочетаний  с наречиями. Место наречия  в предложении.

Умения по теме «Наречие»:

1 группа учебно - языковые: уметь образовывать степени сравнения, употреблять в речи.

2 группа грамматические умения: Уметь определять грамматические свойства наречий, объяснять их. Уметь находить в тексте, определять значение. Е-И в приставках в наречиях. Уметь опознавать отриц. местоимения и наречия, различать в них приставки. О-А на конце наречий. Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять роль наречий. Уметь применять на практике знания по дефисному написанию наречий, распознавать наречия с данной орфограммой.группа Слитное -раздельное написание наречий. Уметь отличать наречия от других частей речи, пользоваться алгоритмом. Ь после шипящих на конце наречий. Уметь опознавать наречия с орфограммой, определять синтаксическую роль.

3 группа лексические умения: Слова категории состояния и модальные слова. Уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе синтаксической роли, выделять грамматическую основу, использовать в тексте.

Таким образом, программный материал изучения наречия направлен на формирование основных типов компетенций: лингвистической (морфологические, лексические, синтаксические, словообразовательные и орфографические знания и умения), языковой (знание правил употребления предлогов в речи) и коммуникативной (создание лингвистического текста-описания о наречиях, текста-рассуждения при анализе наречия как части речи).

В учебнике Таисы  Андреевны Ладыженской дано следующее  определения «Наречия»:

Наречие – это  самостоятельная часть речи (родовой признак), которая обычно означает признак действия (видовой признак). Отвечает на вопросы как? Куда? Где? Зачем? С какой целью? И др.

Наречия не изменяются (видовой признак).

В предложениях чаще всего являются обстоятельствами (видовой признак).

По значению наречия делятся на два разряда: обстоятельственные и определительные. Обстоятельственные наречия обозначают образ действия, время, место, причину, цель. Определительные наречия обозначают меру и степень, способ действия.

Такое определение  в полной мере отражает все основные признаки наречия. Определение по структуре родо-видовое.

Наречие является самостоятельной частью речи, что  должно быть подчеркнуто при освещении  материала педагогом. Недостатком учебника разработанного автором Таисой Андреевной Ладыженской является то, что при раскрытии раздела «Наречие» отсутствует материал о системах связи с другими разделами языка.

 

    1. Школьные учебники

Далее хотелось бы рассмотреть школьные учебники, используемые для изучения раздел «Наречие» в 7 классе.

Русский язык - Теория - 5-9 классы - Учебник. Авторы: Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д.

 Учебник  для общеобразовательных учреждений.

Данный учебник - неотъемлемая часть учебного комплекса  по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе  и известного учителям и учащимся. Книга является центральным компонентом комплекса. В ней содержится систематически изложенный полный объём сведений по русскому языку, которые должен усвоить ученик на протяжении всех лет обучения в школе. Каждое правило, объяснение сопровождается выразительными примерами, текстами, таблицами, помогающими осмыслить, понять сущность теоретических положений.

Информация о работе Лингвометодический анализ школьного раздела наречия