Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:46, реферат
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………..4
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА…………………………………...7
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ…………………………....15
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и её культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает учителя в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
С
самого начала школьной жизни ребёнок
входит в «мир должного» в максимальной
степени, и задача учителя – помочь
ему освоить широкий мир культуры, мир
взрослых людей, познакомить с базовыми
идеями, идеалами, ценностями, составляющими
не только мир должного, но и основы внутреннего
убеждения любой духовно здоровой личности.
Здесь происходит явный скачок из мира
детской повседневной жизни в иную, новую
для него реальность, с соответствующими
нормами поведения. В этом скачке видится
и противоречие: с одной стороны, ученик
с привычной для него «сырой» и подчас
грубой реальностью повседневной жизни,
с другой – реальность фундаментальной
и высокой культуры, которая задаётся
блоком учебных предметов. Если учителю
удаётся совместить обучение с игрой,
то это позволяет смягчить противоречие
между сущим и должным. Ведь ещё древние
греки знали, что учиться надо играя. Не
случайно понятие «παιδεια» («образование»)
созвучно понятию «παιχνιδι» («игра»).
Вопросы
педагогического
Педагогический
профессионализм определяется через
понятие «педагогическое
Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Прежде всего, необходимо определить критерии педмастерства.
Одним
из важнейших критериев
Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Поэтому в народе говорят, что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка, а дать возможность подняться, поверить в свои силы - задача учителя. Любовь и терпение творят чудеса. Чудо из чудес - ребенок. Творить его мир, наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благодарном человеке - вот работа учителя. Современный учитель мыслит прогрессивно и склонен видеть будущее за новыми подходами к системе образования, выступает за большую свободу школы в выборе программ. Школа и учитель должны обеспечить жизнеспособность ученика в новых условиях цивилизации. Современный учитель должен иметь отличную профессиональную компетентность, дисциплинированность, тактичность, умение прощать, стремиться к овладению новыми знаниями, иметь хорошие коммуникативные навыки, умение владеть современными информационными технологиями, работать с системой Интернет, иметь хорошие ораторские способности и конечно, очень любить детей. Школам нужны квалифицированные педагоги ,способные организовать работу учащихся с новыми учебными материалами, вооруженные новыми современными технологиями. И это значит ,что учитель есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, постоянно занимавшийся своим самообразованием.
Важнейшим показателем успешности учителя, успешности применения выбранной технологии являются умения учителя создать атмосферу доброжелательности на уроке, привитие интереса к предмету, поощрять любые позитивные действия ученика, терпеливо ожидать результатов деятельности [2].
Большинство педагогов, работающих в коллективе, соответствует мечтам и желаниям учеников, владеют основами современных образовательных технологий, и умело применяют их на практике: Дементьева Л.В. - учитель русского языка и литературы - для плодотворной работы по программам русского языка и литературы, учитель должен знать чему дети были обучены в начальной школе и каким образом выстроить работу дальше. Для учителя это не только вопрос преемственности, но и выбор методов, средств, форм работы с коллективом класса, который он будет обучать. Как добить наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими? В связи с эти Дементьева Л.В. применяет на своих уроках «нетрадиционные формы обучения», которые позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективность урока. В своей педагогической деятельности на уроках русского языка литературы, Дементьева Л.В. применяет такие формы обучения, как урок-путешествие «По страницам сказок», «Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» и др., урок-исследование «Суд над Родионом Раскольниковым», Урок-диспут «Взаимоотношение человека и природы в рассказе В.П. Астафьева «Царь-рыба», урок-конференция «Слова категории состояния», урок-спектакль «По комедиям Н.В. Гоголя». Особое внимание уделяет интегрированным урокам, которые помогают учащимся более целостно представлять межпредметные связи, воспитывающим любовь к родному языку и литературе. Как нетрадиционная форма опроса, давно уже завоевавшая популярность среди учителей, - тест на уроках русского языка и литературы также является основным видом проверки знаний учащихся, особенно в выпускных классах. Для повторения и закрепления правил орфографии и пунктуации и выработки навыков грамотного письма Дементьева применяет различные виды диктантов: контрольные, словарные, объяснительные, комментированные, выборочные, творческие с продолжением. Также использует в своей работе взаимоопрос и взаимопроверку, где ученики становятся способными к исследовательской, самостоятельной и творческой деятельности. Современный мир требует использование новых, мультимедийных технологий, тем более, что имеющиеся в школе компьютерные классы позволяют активно использовать и в преподавании гуманитарных предметов проекционную систему. Нетрадиционные формы проведения уроков помогают учащимся активизировать мыслительную деятельность, повысить интерес к изучению предмета, быть ближе к учителю, а учителю к ученику.
Учителю
начальной школы, который одновременно
преподает и воспитывает
-
общительным, знающим,
- любить своих учеников;
-
умеющим сочувствовать и
- быть во всем примером и образцом для детей;
-
дать ученику возможность
- формировать ситуацию успеха.
Учитель
- профессионал не ходит на работу, не
отбывает учебные часы, а совместно
с детьми проживает и переживает
все, что происходит каждый день в
школе. И помогают в этом игровые
методы обучения ,т.к игра прививает
интерес и готовность к учению
, развивает познавательные способности
[3].
2.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Если индивидуальные различия в профессиональной деятельности устойчиво захватывают сферу личности, ее менталитеты, мировоззрение, то можно говорить о наличии индивидуальности.
Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальность учителя является основным фактором формирования его авторитета у учеников. Творческая и гуманистически ориентированная индивидуальность может опережать требования профессии и видеть перспективы ее развития; ей присуща внутренняя социальная ответственность и самостоятельный выбор; индивидуальность в профессиональной деятельности порой связана с духовным подвигом, подвижничеством [5].
Индивидуальные
особенности профессионального труда.
|
В таблице представлены показатели индивидуальных особенностей профессиональной деятельности в каждой мере их проявления: индивидуальные различия в профессиональной деятельности, индивидуальный стиль деятельности и индивидуальность.
Становление индивидуальности в профессиональном труде неразрывно связано с формированием индивидуального стиля жизни профессионала. Индивидуальность в профессиональном труде является высшей степенью профессионального развития; в процессе профессионализации изменяется ценностно-смысловая структура личности, и профессиональные мотивы начинают преобладать над другими мотивами. Поэтому можно говорить об индивидуальном стиле жизни профессионала как высшей форме профессионального развития личности, возникающей в процессе становления индивидуальности.
Основной задачей психолога в системе образования является помощь в развитии и самого образования, и всех его субъектов. Работа психолога с педагогами является очень сложным направлением его практической деятельности. Профессиональная психологическая помощь педагогу заключается в создании условий для его психологической поддержки, помощи в решении профессиональных и личностных проблем, оптимизации педагогической деятельности.
Оказывая психологическую помощь учителю, психолог тем самым помогает и учащимся, поскольку их обучение и развитие в значительной мере зависит от профессионализма учителя.
Диагностический
этап деятельности психолога предшествует
решению основных задач его работы и поэтому
является тем фундаментом, на котором
строится практическая психология в системе
образования [1].
ВЫВОД
В
моем представлении учитель –
это, прежде всего, друг, помощник, советчик
и союзник для каждого ребенка. Это исследователь,
всегда находящийся в поиске. Поиск же
должен быть присущ как молодому, так и
опытному учителю. На практике часто приходится
наблюдать, как опытные учителя, состоявшись
в профессии, останавливаются на достигнутом,
с недоверием и неприязнью воспринимают
новое в образовании. Если учитель хочет
быть нужным в течение всей своей профессиональной
жизни, ему не следует бояться изменять
свою точку зрения. Учитель, перестаёт
быть таковым, если он перестаёт учиться
сам. Отсюда встаёт проблема непрерывного
образования: как человеку на протяжении
жизни, в любой ее отрезок иметь свободный
доступ к образованию разного уровня,
быть готовым к смене профессии, повышению
своей квалификации. Именно поэтому первая
и, возможно, самая значимая проблема для
системы образования будущего - это интеграция,
создание единого образовательного и
информационного пространства. Решать
этот вопрос предстоит посредством интеграции
педагогических и информационных технологий.