Методика определения уровня нравственного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:49, лабораторная работа

Краткое описание

Цель работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Выявление роли различных видов игр в нравственном воспитании дошкольников;
3. Определение условий эффективности влияния игры на личность дошкольника;
4. Изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских игр.

Вложенные файлы: 1 файл

практика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Экспериментальное  исследование

 

3.1 Программа  и методы исследования

 

Цель  работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.

Гипотеза  исследования: высокий уровень нравственного развития будет достигнут при соблюдении ряда условий:

- правильная организация и руководство игрой;

- многообразие детских игр

- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.

Данная цель требовала  решения следующих задач:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

2. Выявление роли различных  видов игр в нравственном воспитании  дошкольников;

3. Определение условий  эффективности влияния игры на  личность дошкольника;

4. Изучение взаимосвязи уровня нравственного развития и разнообразия детских игр.

Объектом исследования является нравственное воспитание и развитие дошкольника.

Предметом – роль игры в нравственном становлении ребенка.

База исследования - ДОУ  № 23, Московской области, Луховицкого района, посёлка Астапово, подготовительная группа.

При решении поставленных задач применялись следующие методы:

1. Обзорно-аналитическое  исследование психолого-педагогической  литературы по поставленной проблеме.

2. Констатирующий, формирующий,  контрольный эксперименты.

3. Качественная и количественная  обработка результатов.

В исследовании использовались методика определения уровня нравственного  развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку»  Г. Урунтаевой, С. Афонькиной; методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника Е. Смирновой.

Методика определения  уровня нравственного развития ребенка

Изучение проявлений помощи, сочувствия другому человеку. Методика взята из пособия Г.Урунтаевой, С.Афонькиной «Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике».

Подготовка  к эксперименту. Для каждого испытуемого готовится по 3 листа с картинкой: 1 чистый и 2 с недовершенными рисунками (см. приложение), карандаши, фломастеры.

Проведение  эксперимента. Эксперимент проводится индивидуально. Ребенку предлагается закрасить картинку, сделав выбор.

1-я ситуация – закрасить  самостоятельно.

2-я ситуация – помочь  докрасить картинку ребенку, у  которого не получается.

3-я ситуация – закрасить  недокрашенную картинку ребенку, у которого все хорошо получается – закрасить рисунок вместе.

Ребенка, нуждающегося в  помощи и того, кто справляется, в  комнате нет. Воспитатель объясняет, что они «вышли за карандашами».

Если ребенок выбирает 2ю или 3ю ситуацию, то свою картинку он может закрасить самостоятельно во 2й половине дня или дома.

Поскольку оказание помощи другому ребенку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия.

Дети, выбирающие 3-ю ситуацию предпочитают совместную деятельность индивидуальной.

Результаты оформляются  в таблицу.

3.2 Обработка  и описание полученных результатов.

 

При проведении констатирующего эксперимента по методике определения уровня нравственного развития ребенка были получены следующие результаты, занесенные в таблицу №1 (см. приложение). Испытуемые – 10 детей из подготовительной группы. Возраст – 6-7 лет.

 

Таблица 1

Результаты констатирующего  эксперимента

 

1я ситуация

2я ситуация

3я ситуация

Количество детей

5

2

3

% соотношение

50

20

30


 

Таким образом, по данным эксперимента, можно сделать вывод, что 80% испытуемых (т.е. 8 человек) имеют низкий уровень нравственного развития, т.к. не считают важным помощь более слабым, неумеющим, нуждающимся в поддержке сверстникам. И лишь 20 % детей стремились помощь товарищу.

Формирующий эксперимент  был направлен на развитие у детей  дошкольного возраста сочувствия к  окружающим, доброжелательного отношения  к сверстникам. Для этого мы использовали методику проведения игр по нравственному  развитию дошкольников Е.Смирновой.

Е.Смирнова разработала  серию игр и занятий, адресованных детям среднего и старшего дошкольного  возраста. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие.

Игры чрезвычайно просты и не требуют специальных условий. Педагог играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

Примеры игр

 

«Жизнь в лесу»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей): Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?

Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись...

Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д.

 

«Добрые эльфы»

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя):

Когда-то давным-давно  люди, борясь за выживание, вынуждены  были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем  роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...

Разыгрывается бессловесное действо.

«Птенцы»

Воспитатель: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в Скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся «предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

 

«Муравьи»

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь тола иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

Также для развития у  детей сочувствия и взаимопомощи мы использовали и проводили игры, развивающие нравственно-волевые  качества личности ребенка, предложенных З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой.

 

Примеры игр 

 

Пустое место (вариант народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Это новый шаг на пути формирования волевых качеств и овладения своим поведением.

Ребенок сам должен выбрать себе партнера, получая, таким образом, возможность  выразить симпатию одному из сверстников. Поэтому игра влияет на взаимоотношения  детей в группе. Содержащийся в  ней элемент соревнования (кто  раньше добежит и займет свободное место) заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, чтобы успешно справиться с пространственно-двигательной задачей, а также не нарушить правила поведения в совместной деятельности.

Описание игры и приемы ее проведения. «Давайте проверим, кто из вас умеет быстро бегать!» — обращается воспитатель к детям. Он предлагает всем взяться за руки и построиться в красивый ровный круг. Дети опускают руки и садятся на пол (если игра проводится в помещении) лицом внутрь круга. Воспитатель, находясь за кругом, обходит его, приговаривая:

Огонь горит, вода кипит, Тебя сегодня  будут мыть. Не буду я тебя ловить!

Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается  до кого-нибудь из ребят, просит его  встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «Раз, два, три — беги!» Педагог показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Воспитатель и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, предоставляя детям возможность запомнить их и освоиться с правилами новой игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Победителей награждают аплодисментами. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.

Правила игры.

1. Выбирать в партнеры того, кто  еще ни разу не бегал.

2. Бежать по кругу в противоположные стороны.

3. Тот, кто не успел занять  место в кругу, становится водящим.

 

Лиса и гуси (Вариант  народной игры)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра способствует воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе. Но главная цель ее — вызвать желание помогать другому. Задача ребенка состоит в том, чтобы не только самому избежать опасности, но и выручить того, кто попался ловящему (лисе). Таким образом, игра имеет важное значение для нравственного воспитания детей, так как вселяет в них убеждение, что никто не должен остаться в беде, что нельзя смеяться над чьей-либо неловкостью, потому что это может случиться с каждым.

Игра носит сюжетно-ролевой характер, это помогает успешному решению  игровой задачи.

Описание игры и приемы ее проведения. В игре принимает участие вся группа. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные дети изображают гусей, хозяином которых является воспитатель.

Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25—30 шагов. За одной из них — дом  хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком  обозначается нора лисы. Игра начинается.

Хозяин провожает гусей  на луг. Некоторое время птицы  свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится, в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да!

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит.

Когда лиса осалит двух-трех гусей (дотронется до них рукой), она  отводит их в свою нору. Хозяин считает  гусей, отмечает, кого не хватает, и  просит детей выручить попавших в  беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай  наших гусят!

Лиса. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом»  и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» —  говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем — потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя «по-тя-нем» (два-три раза).

Как только лиса под нажимом  этой цепочки сделает первый шаг  вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем  выбирается новая лиса, и игра начинается сначала.

Правила игры

1. Гусям бежать домой,  а лисе ловить их разрешается  только после слов хозяина «Ну, летите».

2. Лиса не должна  хватать гусей, достаточно лишь  осалить бегущего ребенка. Пойманный  гусь остается на месте, а  лиса отводит его в свою  нору.

3. На выручку пойманных  гусей отправляются все участники  игры.

В конце игры подводится итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

В ходе формирующего эксперимента мы проводили подобные игры среди  испытуемых. Эксперимент показал достаточно высокие результаты. Дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, больше помогать друг другу, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие «замкнутых», уменьшилось количество демонстративных реакций.

Информация о работе Методика определения уровня нравственного развития ребенка