Методика профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель методического анализа – провести анализ темы «Сложные типы данных. Массив. Одномерный массив» по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».
В соответствии с поставленной целью в методическом анализе определены следующие задачи:
Задачи методического анализа:
1. Провести отбор литературы;
2. Провести структурно-логический анализ темы;
3. Составить структурно-логическую схему;

Содержание

1.
1.1.
1.2
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6
7 Введение……………………………………………………………….
Методический анализ учебного материала…………………………..
Тематический план…………………………………………………….
Требования к знаниям и умениям учащихся…………………………
Отбор учебного материала……….…………………………………...
Тема и конспект учебного материала…………………………….......
Структурно-логический анализ………………………………............
Спецификация учебных элементов…………………………………..
Граф…………………………………………………………………….
Структурно-логическая схема...………………………………………
Методическая редукция…………………………………….………....
Выбор методов обучения……………………………………………...
Разработка средств и контроля обучения…………………………….
Опорный конспект…………………………………………………….
Листы рабочей тетради………………………………………………...
Инструкционная карта…………………………………………………
Тестовый контроль…………………………………………………….
Конкретизация обучающей и когнитивной цели…………………….
Проектирование технологии урока…………………………………...
Заключение……………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Муравьева 317 СКТ.doc

— 3.81 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-

педагогический  университет

Институт информатики

Кафедра сетевых  информационных технологий

Филиал в  г. Омске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

Методика профессионального обучения

 

«Методический анализ учебного материала на тему: «Сложные типы данных. Массив. Одномерный массив»»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студентка группы Ом – 317 С-КТ    Муравьева О.И.

 

 

Работу проверил

преподаватель РГППУ      Колясникова Л.В.

 

 

 

 

 

Омск 2010


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

1.1.

1.2

1.3.

1.4.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

3.

4.

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

6

7

Введение……………………………………………………………….

Методический  анализ учебного материала…………………………..

Тематический  план…………………………………………………….

Требования  к знаниям и умениям учащихся…………………………

Отбор учебного материала……….…………………………………...

Тема и конспект учебного материала…………………………….......

Структурно-логический анализ………………………………............

Спецификация учебных элементов…………………………………..

Граф…………………………………………………………………….

Структурно-логическая схема...………………………………………

Методическая редукция…………………………………….………....

Выбор методов обучения……………………………………………...

Разработка средств и  контроля обучения…………………………….

Опорный конспект…………………………………………………….

Листы рабочей тетради………………………………………………...

Инструкционная карта…………………………………………………

Тестовый контроль…………………………………………………….

Конкретизация обучающей  и когнитивной цели…………………….

Проектирование технологии урока…………………………………...

Заключение……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………….

3

5

5

7

8

9

26

26

27

18

29

31

33

33

34

35

36

39

40

43

44

     

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач педагога является методический анализ учебного материала. Необходимо предусмотреть соответствующие  методы и формы организации образовательно-развивающего процесса, овладеть методологией их постоянной корректировки, спроектировать и внедрить такие педагогические технологии, которые позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи в ходе сотворчества, деятельности педагога и его учеников.

Система обучения преподавателя зависит от педагогической позиции, которую он занимает и любая позиция имеет свою методологическую основу. Под методологией обычно понимают совокупность принципов, форм и методов организации образовательной деятельности. В зависимости от уровня целеполагания и учета закономерностей обучения различают развивающее, проблемное и эвристическое обучение.

Методология тесно  связана с технологией обучения. Целостная система обучения включает предметное содержание, методологическую (теоретическую) основу и практическую реализацию, в виде технологий и методик обучения. Для выбора эффективных методик обучения, преподавателю информационных дисциплин необходимо определиться на какую теоретическую основу он будет опираться и, какими технологическими средствами будет пользоваться.

Сложность методического  анализа заключается в следующем:

    • Отсутствие учебников по многим учебным дисциплинам, вводимым в новых типах учебных материалов.
    • Недостаточной полноте учебной информации по отдельным темам в рекомендуемых учебниках.
    • Отсутствие единого учебника для учебных заведений средне-специального образования по специальным дисциплинам.
    • Отсутствие ориентации технических дисциплин на одну базовую научную дисциплину.

Актуальность  настоящей работы вытекает из необходимости  в методическом анализе и методическом конструирование деятельности педагога.

Объектом работы является процесс структурирования и метод анализа учебного материала.

Предметом работы является дисциплина или процесс  преподавания дисциплины «Основы алгоритмизации и программирования».

Цель методического анализа – провести анализ темы «Сложные типы данных. Массив. Одномерный массив» по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования».

В соответствии с поставленной целью в методическом анализе определены следующие задачи:

Задачи  методического анализа:

    1. Провести отбор литературы;
    2. Провести структурно-логический анализ темы;
    3. Составить структурно-логическую схему;
    4. Разработать конспект учебного материала;
    5. Провести методическую редукцию;
    6. Определить цели урока;
    7. Разработать листы рабочей тетради;
    8. Составить опорный конспект;
    9. Составить инструкционные карты;
    10. Разработать итоговый тестовый контроль по теме.
    11.  
  1. Методический анализ учебного материала
  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование  разделов, тем

Кол-во часов

Из  них ЛПЗ

Формы контроля знаний

1

2

3

4

5

1

Программирование на языке Object Pascal

     

1-1

Структура программы  на языке Object Pascal.Стандартные функции и арифметические выражения языка Object Pascal.Основные операторы, их свойства и назначение.

4

   

1-2

Программирование  различных алгоритмических структур.

4

 

Самостоятельная работа №1

1-3

Среда программирования Object Pascal Интерфейс Object Pascal.

Редактирование, выполнение и сохранение программ.

2

   

1-4

Лабораторная работа №1. Работа в среде Object Pascal.

2

2

Лабораторная работа №1

1-5

Лабораторная  работа №2. Использование стандартных функции, составление выражений на языке Object Pascal.

2

2

Лабораторная  работа №2

1-6

Лабораторная  работа №3. Программирование линейных алгоритмов на языке Object Pascal, ввод и вывод данных.

2

2

Лабораторная работа №3

1-7

Операторы условий. Оператор выбора case..of. Полная и сокращенная форма развтляющегося оператора if then else.

4

   

1-8

Лабораторная  работа №4. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке Object Pascal.

2

2

Лабораторная  работа №4

1-9

Лабораторная  работа №5. Программирование алгоритмов с условием выбора.

2

2

Лабораторная работа №5


 

1

2

3

4

5

1-10

Цикл. Пошаговый  оператор цикла. Оператор цикла с  постусловием. Оператор цикла с предусловием

4

   

1-11

Лабораторная работа №6. Программирование циклических алгоритмов на языке Object Pascal.

2

2

Лабораторная  работа №6

1-12

Лабораторная  работа №7. Программирование смешанных и усложненных алгоритмов на языке Object Pascal.

4

4

Лабораторная  работа №7

1-13

Сложные типы данных. Массив. Одномерный массив.

2

   

1-14

Лабораторная  работа №8. Программирование структуры массива, работа с его элементами.

2

2

Лабораторная  работа №8.

1-15

Одномерный  массив. Сортировка массива.

2

   

1-16

Лабораторная  работа №9. Сортировки массивов.

2

2

Лабораторная  работа №9.

1-17

Двумерные и  многомерные массивы.

2

   

1-18

Лабораторная  работа №10. Программирование матриц.

2

2

Лабораторная  работа №10.

1-19

Сложные типы данных. Строки. Процедуры и функции работы со строками.

4

   

1-20

Лабораторная работа №11. Программирование значений строк с применением функций и процедур

4

2

Лабораторная  работа №11.

1-21

Сложные типы данных. Записи.

2

   

1-22

Лабораторная  работа №12. Программирование пользовательских типов данных.

2

2

Лабораторная  работа №12.

1-23

Лабораторная  работа №13. Программирование смешанных и усложненных алгоритмов на языке Object Pascal.

2

2

Лабораторная  работа №13.

1-22

Итоговое зачетное занятие

2

2

Тест

Собеседование

Всего:

68

30

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Для успешного усвоения темы учащиеся

должны знать:

    • среду визуального программирования Object Pascal;
    • типы данных;
    • операторы условного перехода и оператор выбора;
    • операторы циклов со счетчиком, с постусловием и предусловием.

должны уметь:

    • описывать переменные;
    • пользоваться операторами присваивания, ввода и вывода, оператором условия и выбора, операторами циклов;
    • применять математические функции;
    • компилировать программы;
    • работать в консольном режиме;
    • работать в объектно-ориентированном режиме;
    • сохранять проект.

После изучения данной темы учащиеся

должны знать:

    • понятие «Сложные типы данных»;
    • понятие «Массивы»;
    • понятие «Индекс массива»;
    • классификацию массивов;
    • операции с массивами.

должны уметь:

    • описывать массивы;
    • вводить и выводить на экран массив;
    • обращаться к любому элементу массива;
    • сравнивать массивы;
    • сортировать массивы.
  1. ОТБОР УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Для более глубокого  и доступного изложения данной темы мною было изучено несколько учебников, из которых в основу рассмотрения данной проблемы легло два наиболее структурированных и содержательных:

    • Бобровский С.И. «Turbo Pascal. Учебный курс».;
    • Климова Л. М. «Практическое программирование. Решение типовых задач Pascal 7.0».

Из представленных выше изданий мною был выбран учебник  под редакцией Бобровский С.И. В основу учебника заложена идея подготовки учащегося для работы на компьютере, владеющего базовыми технологиями построения алгоритмов и решения логических задач. Представленный в книге курс, обеспечивает общеобразовательный уровень информационной культуры для всех учреждений. Учащиеся изучают работу в два этапа – структурно-логические схемы построения алгоритмов, программирование на языке Object Pascal. Освоение языка программирования происходит при помощи программной среды Turbo Pascal в процессе решения конкретных задач или проблем. Представлен широкий ассортимент примеров программ, контрольных задач и вопросов. Этот учебник может быть использован для самостоятельного освоения основ алгоритмизации и языков программирования.

Учебник Климова Л. М. - отличный учебник, представлено огромное количество практических и самостоятельных работ, чётко анализируется каждая тема, программы структурированы по типу от простого к сложному. Своеобразно излагается материал по теме массивы, примеры приведенные в учебники оригинальны, но предназначены для более профессионального уровня. У этого учебника есть только один минус - у него практически нет теоретического материала, поэтому я всё же взяла за основу учебник под редакцией С.И. Бобровского.

 

  1. ТЕМА И КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема: Сложные типы данных. Массив. Одномерный массив.

План:

    1. Сложные типы данных;
    2. Массив;
    3. Структура одномерного массива:
    • Имя массива;
    • Индекс массива;
    • Тип массива.
    1. Работа с массивом и его элементами.
    1. Сложные типы данных

Тип данных – определяет множество  значений, которые могут принимать элементы данных, и совокупность допустимых над ними операций.

До сих пор вы сталкивались в  основном с простыми типами данных. Типы данных разделяются на простые  и сложные. К простым типам  относятся целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char) и логический (Boolean); к сложным типам – массивы (array), строки (string), множества (set of), записи(record), файлы (file of). Элементами сложных типов могут быть простые типы, а также, в свою очередь, сложные типы. Введение сложных типов делает язык программирования более мощным и позволяет составлять эффективные программы.

Сложные типы данных – предназначены  для хранения информации, различных  объектов, т.е. не одного вида.

Сложные типы данных (структурированные  типы данных) определяют упорядоченную совокупность скалярных переменных и характеризуются типом своих компонентов.

Структурированные типы данных в отличие  от простых задают множества сложных  значений с одним общим именем. Можно сказать, что структурные  типы определяют некоторый способ образования новых типов из уже имеющихся.

Существует несколько методов  структурирования. По способу организации  и типу компонентов в сложных  типах данных выделяют следующие  разновидности: регулярный тип (массивы); комбинированный тип (записи); файловый тип (файлы); множественный тип (множества); строковый тип (строки); в языке Турбо Паскаль версии 6.0 и старше введен объектный тип (объекты).

Информация о работе Методика профессионального обучения