Методы и методические приемы обучения двигательным действиям у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить методы и методические приемы обучения двигательным действиям у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Изучить анатомо – физиологические особенности нарушений слуха у детей.
2. Психофизическое развитие и двигательные способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
3. Определить методы и приемы обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 66.09 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Известно, что поражение функции слухового анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений и прежде всего к задержке в речевом развитии. Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков [Л.С.Выготский, 1956; Н.Г.Морозова, 1973; В.Трофимов, 1980 и др.].

Глухим  школьникам свойственны разнообразные  нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:

- недостаточно  точная координация и неуверенность  в движениях, что особенно заметно  при овладении навыком ходьбы у малышей [Н.А.Рац, 1947], и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;

- относительная  замедленность овладения двигательными навыками [А.П. Гозова, 1979; Ю.Н. Комаров, 1976 и др.];

- трудность  сохранения статистического и динамического равновесия [В.А. Какузин, 1973 и др.];

- относительно  низкий уровень развития ориентировки  в пространстве [О.И. Кукушкина, 1986 и др.];

- замедленная  скорость выполнения отдельных  движений, всего темпа деятельности  в целом по сравнению со слышащими [Б.М. Зайцев, 1974; Б.И. Орлов, 1975 и др.];

- утрата  слуха отражается и на уровне  развития физических качеств,  в частности, по уровню развития  силы (в восьмилетнем возрасте  величина отставания глухих от слышащих была равна 6 — 8%, а к семнадцатилетнему возрасту достигала 53,3%).

Резко сниженная или полностью отсутствующая  функциональная деятельность слухового  анализатора вызывает заторможенность  центра двигательного анализатора, внешними признаками этого процесса является резкое ограничение двигательной активности детей с нарушениями  слуха и их постоянный контроль над каждым своим движением [Фандикова Л. А., 2006].

Правильное  физическое воспитание компенсирует физическое развитие и двигательную сферу школьников с нарушением слуха.

Объект  – процесс обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Предмет – особенности применения методики обучения двигательным действиям у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Цель исследования: определить методы и методические приемы обучения двигательным действиям у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Задачи  исследования:

1. Изучить анатомо – физиологические особенности нарушений слуха у детей.

2. Психофизическое развитие и двигательные способности детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

3. Определить методы и приемы обучения двигательным действиям детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Контингент: Дети дошкольного возраста с нарушением слуха.

ГЛАВА 1 КРАТКАЯ АНАТОМО – ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА

    1. Причины стойких нарушений слуха

 

1-наружное  ухо; 2-среднее ухо; 3-барабанная перепонка; 4-внутреннее ухо, лабиринт; 5- евстахиева труба.

Стойкие нарушения слуха у детей могут  быть врожденными и приобретенными. Врожденный характер нарушения слуха отмечается значительно реже, чем приобретенный. Роль наследственного фактора в качестве причины врожденных нарушений слуха в прежние годы преувеличивалась. Из других причин, обусловливающих врожденное нарушения слуха, следует отметить инфекционные заболевания у матери во время беременности. Особое значение имеют вирусные инфекции (корь, грипп). Наиболее опасным для развивающегося зачатка слухового аппарата является заболевание, возникающее у матери в первые три месяца беременности. Вредное воздействие на развивающийся орган слуха у плода могут оказать некоторые химические вещества. Практическое значение в возникновении врожденных нарушений слуха имеет алкоголь, употребляемый матерью во время беременности, а из лекарственных веществ – стрептомицин и хинин.

Нарушение развития слухового органа может  возникнуть вследствие травмы плода, особенно в первые месяцы беременности, когда  зачаток слухового анализатора  оказывается особенно ранимым.

Приобретенные нарушения слухового аппарата возникают  от разнообразных причин. Тяжелые  нарушения слуха наступают обычно при поражении звуковоспринимающего аппарата (внутреннего уха, слухового  нерва), в то время как легкая и  средняя степень нарушения слуха  может возникнуть при поражении  лишь звукопроводящего аппарата (среднего уха).

Среди причин нарушения слуха у детей  первое место занимают последствия  острого воспаления среднего уха (острого  среднего отита). Поражение слуха  в этих случаях обусловлено стойкими остаточными изменениями подвижности  барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. В некоторых случаях  после острого среднего отита  остается стойкое прободение барабанной перепонки и длительное гноетечение  из уха – хронический гнойный  отит. Это заболевание сопровождается обычно значительным понижением слуха.

Частой  причиной поражения слуха у детей  являются заболевания носа и носоглотки и связанное с этим заболеваниями евстахиевой трубы.

Важную  роль в возникновении стойких  нарушений слуха играют острые инфекционные заболевания. Большинство инфекционных болезней, являющихся причиной поражения  слуха, приходится на детский возраст, и поэтому роль этих заболеваний  в этиологии нарушений слуха  у детей особенно велика. Из инфекционных заболеваний, обусловливающих стойкие  поражения слуха в детском  возрасте, наибольшее значение имеют  эпидемический цереброспинальный  менингит, корь, скарлатина, грипп, свинка.

Нарушения слуха и расстройство функции  вестибулярного аппарата при цереброспинальном  менингите обусловливается воспалительным процессом во внутреннем ухе – гнойным лабиринтом, возникающем в результате распространения гнойной инфекции из мозговой оболочки через внутренний слуховой проход по оболочкам слухового нерва. Поражение внутреннего уха при эпидемическом цереброспинальном менингите наступает обычно в первые дни болезни: иногда уже в первые сутки выявляется полная глухота, как правило, двусторонняя.

Следует упомянуть о сравнительно редком, но очень тяжелом поражении слуха, которое возникает иногда при  вирусном заболевании – воспалении околоушной слюнной железы (эпидемическом  паротите, или так называемой свинке). Поражение обычно бывает односторонним, однако в ряде случаев приходится наблюдать и полную двустороннюю глухоту. По мнению большинства исследователей, в основе глухоты при эпидемическом  паротите лежит гибель рецепторного аппарата во внутреннем ухе (волосковых клеток кортиева органа).

В числе  этиологических факторов, вызывающих стойкие нарушения слуховой функции, известную роль играют некоторые  химические вещества, оказывающие токсическое  воздействие на слуховой анализатор. К числу относятся различные  промышленные и лекарственные вещества. В этиологии приобретенных нарушений  слуха у детей практическое значение имеют некоторые антибиотики (стрептомицин, канамицин, мономицин) и хинин.

В возникновении  стойких нарушений слуха известное  значение имеет травма, в частности  предродовая. Сюда относятся повреждения  слухового органа вследствие сдавливания  и деформации головки плода во время прохождения через узкие  родовые пути, а также в результате наложения акушерских щипцов.

 

 

    1. Классификация нарушений слуха

А) Глухие - лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи.

Глухих людей можно поделить на две подгруппы:

  1. Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. в период активного формирования речи).

Существует  4 группы глухоты (Нейман):

· люди, слышащие неречевые звуки (125-250 колебаний);

· люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду)- низкие гласные;

· люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду - гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов;

· люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду - знакомые краткие слова и предложения;

У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения.

2. Позднооглохшие (люди, потерявшие слух после 3 лет) 

Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи.

Б) Слабослышащие - лица, у которых имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи.

Эта группа людей также условно делится  на две подгруппы:

· Люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи;

·Люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи

Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных  слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод  налицо - чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что  потерю или снижение слуха у ребенка  следует рассматривать иначе, чем  у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся  речь, в то время как у детей  самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего  слух, подстерегает опасность распада  уже имеющейся речи из-за отсутствия слухового контроля.

    1. Патология слуха

В слуховом анализаторе различают звукопроводящий  и звуковоспринимающий аппарат.

К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее  ухо, а также некоторые части  внутреннего уха (жидкость лабиринта  и основная мембрана); к звуковоспринимающему – все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток органа и кончая нервными клетками слуховой области коры головного мозга.

А) Заболевания наружного уха.

1. Атрезия наружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т.е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.

2. Серная пробка. Причинами такого накапливания могут являться:

а) повышенная функция серных желез;

б) узость и ненормальная изогнутость  наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу;

  в) ненормальные химические свойства  серы: повышенная ее вязкость, клейкость,  способствующая прилипанию серы  к стенкам слухового прохода. 

3. Инородные тела. Пребывание инородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда, поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить к врачу-специалисту.

4. При подозрении на наличие прободения барабанной перепонки промывание не производится.

Заболевания барабанной перепонки

Главная опасность при прободениях и  разрывах барабанной перепонки - проникновение  инфекции в барабанную полость с  последующим развитием гнойного воспаления среднего уха.

Б) Заболевания среднего уха

а) Катар среднего уха. Катар среднего уха наблюдается у детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Основную роль в возникновении катара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке.

б) Острое воспаление среднего уха (острый средний отит). Симптомами острого  воспаления среднего уха являются боль в ухе, понижение слуха, повышение  температуры.

в) Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит). Переходу острого отита в хроническую  форму способствует тяжесть инфекции и общее ослабленное состояние организма. На поддержание воспалительного процесса в среднем ухе влияют заболевания носа и носоглотки: хронический насморк, полипы, аденоидные разращения и пр.

г) Отосклероз. Этим названием обозначают своеобразный процесс, развивающийся  в костной капсуле ушного лабиринта  и заключающийся в разрастании  костной ткани в области ниши овального окна. В результате такого разрастания пластинка стремечка  оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности. Отосклероз является одновременно заболеванием среднего и внутреннего уха.

В) Заболевания внутреннего уха

а) Дефекты и повреждения внутреннего  уха. К числу врожденных дефектов относятся аномалии развития внутреннего  уха, имеющие различные формы. Наблюдались  случаи полного отсутствия лабиринта  или недоразвития отдельных его  частей. В большинстве врожденных дефектов внутреннего уха отмечается недоразвитие кортиева органа, причем неразвившимся оказывается именно специфический концевой аппарат слухового нерва – волосковые клетки. К патогенным факторам относятся: воздействие на зародыш, интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода, наследственное предрасположение. Степень нарушения слуховой функции при травмах внутреннего уха зависит от протяженности повреждения и может варьировать от частичной потери слуха на одно ухо до полной двусторонней глухоты.

б) Воспаление внутреннего уха (лабиринт). Воспаление внутреннего уха возникает вследствие: перехода воспалительного процесса из среднего уха; распространения воспаления со стороны мозговых оболочек; заноса инфекции током крови. При серозном лабиринте вестибулярная функция в той или иной мере восстанавливается, а при гнойном – в результате гибели рецепторных клеток функция вестибулярного анализатора полностью выпадает, в связи с чем у больного остается надолго или навсегда неуверенность в ходьбе, небольшое нарушение равновесия.

Информация о работе Методы и методические приемы обучения двигательным действиям у детей дошкольного возраста с нарушением слуха