Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, доклад
История формирования белорусской школы. Опыт реформирования. Современное состояние средней общеобразовательной школы. Цели, задачи и принципы реформы. Требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Общеобразовательная подготовка в системе профессионального образования.
Общая характеристика школьного образования
в Республике Беларусь
История формирования белорусской школы. Опыт реформирования
Система образования, которая функционирует ныне в Беларуси,
унаследована от Советского Союза. Она имеет ряд несомненных
достоинств, а вместе с тем и существенные недостатки. Принципы
системы общеобразовательной подготовки в основных чертах
формировались в 30-50-е годы. Созданная в эти годы средняя
общеобразовательная школа характеризовалась тесной связью содержания
образования с наукой, высокими требованиями к уровню знаний и
фундаментальностью подготовки, связанными в первую очередь с
ориентацией выпускников на поступление в высшие учебные заведения.
Интеллектуальная подготовка и воспитание сознательной дисциплины
являлись основными средствами социализации - функции, традиционно
являющейся ведущей для средней школы. На основе полученных знаний у
учащихся формировались взгляд на мир, понимание места и роли в жизни
общества.
Однако уже в середине 50-х годов в работе школы выявились
серьезные недостатки, потребовавшие корректировки ее деятельности.
Значительный объем учебного материала, преимущественная ориентация
на теоретическую подготовку привели к резкому увеличению отсева
учащихся старших классов, снижению успеваемости.
В основе возникших проблем лежали два основных противоречия.
Построение системы учебных предметов и их содержание с
ориентацией на достижения науки приводило к перегрузке учебных
программ. Адекватное усвоение их становилось все более трудным для
большинства учащихся в отведенные школой сроки.
Акцент, сделанный на фундаментальную теоретическую подготовку
по основам науки, ставил вопрос о возможности практического
применения учащимися полученных в школе знаний. Эти знания были
необходимы при подготовке к получению высшего образования, но были в
значительной степени не нужны для большинства, не поступавшего в
вузы.
В поисках выхода из сложившейся ситуации государство пошло по
пути переориентации всей деятельности общеобразовательной школы.
Задача формирования высокообразованного дисциплинированного
гражданина сменилась задачей подготовки подрастающего поколения к
профессиональной деятельности. Предполагалось, что ступень полного
среднего образования перейдет к вечерней школе. В связи с этим была
пересмотрена и расширена программа неполной средней школы. Срок
обучения в ней был увеличен до восьми лет.
Однако реформированная школа не справилась с возложенными на
нее задачами. Промышленные предприятия, сами учащиеся не были
заинтересованы в развитии профессионального обучения в
общеобразовательных школах. Высшую школу не удовлетворяло качество
подготовки абитуриентов. Не была решена проблема перегрузки:
сокращение объемов учебных дисциплин компенсировалось значительным
ростом времени, отводимого на трудовое обучение.
Предпринятый в 1966 году возврат школы к принципам деятельности
50-х годов позволил школе выйти из кризиса, но в то же время означал
и возвращение базовых противоречий. Повышение требований к уровню и
качеству подготовки наряду с введением 10-летнего срока обучения
привели к перегруженности учебных планов и программ. Попытка решить
проблему за счет совершенствования методик не увенчалась успехом.
Учащиеся оказывались не готовы к усвоению содержания обучения в
начальной и средней школе. Для большинства учащихся образование
стало формальностью, и школа переключила свое внимание на
сильнейших. Таким образом были созданы предпосылки для разделения
школ на массовые и тяготеющие к элитарности. Одновременно школа
начала терять присущую ей ранее функцию гражданского воспитания.
В 1977 году было принято решение о разгрузке учебников и
школьных программ от чрезмерно усложненного и второстепенного
материала. Больше внимания стало уделяться воспитательной работе и
трудовой подготовке. Но эти меры оказались недостаточными. В
обществе созревало убеждение в том, что без увеличения сроков
обучения невозможно кардинальное улучшение деятельности
общеобразовательной школы.
Именно по этому пути пошла реформа 1984 года, наметившая
переход на 11-летнее обучение. Однако учебную нагрузку уменьшить все
же не удалось.
Во второй половине 80-х годов усилилась тенденция к
профилизации обучения. Появились различные типы учебных заведений.
Вместе с тем многообразие форм учебных заведений, ориентация на
узкую специализацию усилили тенденцию к элитаризации среднего
образования, его недоступности для части учащихся. Учебная нагрузка
выросла с 30-32 часов в неделю до 40 и более часов. Не была решена
проблема определения базового компонента среднего образования, что
вызвало разнобой в подходах к содержанию и характеру образования.
Резкое увеличение нагрузки дало повод для принятия решения об
отказе от всеобщего среднего образования. Однако завершение базовой
(9-летней) школы не предполагало получения учащимися законченного
круга знаний, в чем заключается ее коренное отличие от 8-летней
школы, которая в 60-е годы выполняла аналогичные функции. К тому же
15-летние выпускники школ физически, психологически, социально и
нравственно не готовы к самостоятельной жизни и деятельности. Вне
учебного заведения они оказались без обеспечения правовых гарантий
на труд и социальную защиту. Помимо этого, снижение сроков
обязательного образования противоречило как лучшим традициям
советской школы, так и существующим в мире тенденциям.
Современное состояние средней общеобразовательной школы.
Для современной белорусской школы характерны как сильные, так и
слабые черты советской школьной системы. К положительным сторонам
относятся прежде всего объем и качество знаний, предоставляемых
ученикам. Школа оснащена учебными программами высокого уровня
сложности, обеспеченными достаточно эффективными методиками.
Результаты международных олимпиад наглядно демонстрируют, что по
многим параметрам наша школа не отстает, а по некоторым превосходит
мировой уровень. Мощный потенциал белорусской школы - ее учительский
корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет
ставить и решать сложные и масштабные образовательные задачи. Вместе
с тем нерешенные противоречия, присущие еще советской школе, влекут
за собой и отрицательные черты, главные из которых:
учебная перегрузка, приводящая к резкому ухудшению здоровья
молодого поколения, рост заболеваемости детей в результате аварии на
Чернобыльской АЭС;
низкий уровень усвоения учебных программ. Большинство учеников
не в состоянии успевать по всем предметам, фактически (а не
формально) усвоить сложный и объемный учебный материал;
чрезмерная унифицированность школы. В рамках сегодняшней
системы недостаточно возможностей для учета индивидуальных
наклонностей и способностей учащихся. Родители ребенка, сам ученик
зачастую лишены возможности выбрать профиль обучения в соответствии
со своими планами на будущее;
недостаточное внимание школы к проблемам гражданского
воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного
усложнения общественной жизни ведет к росту преступности, другим
негативным явлениям.
Много нареканий вызывает материальное и финансовое положение
школы, в первую очередь учителей. В последние годы наметился отток
педагогических кадров из системы образования.
Школа оказалась не готовой гибко реагировать на изменения в
обществе, адекватно отвечать на складывающуюся
социально-экономическую ситуацию.
Обоснование необходимости реформирования
общеобразовательной школы.
За последнее десятилетие в Республике Беларусь произошли
огромные изменения. Существенно изменился и мир вокруг нас. И школа
как важнейший государственный и общественный институт не может не
реагировать на эти изменения. Сегодня уже нельзя учить детей тому и
так, как несколько лет назад. Советская школа создавалась в
соответствии с потребностями существовавшего общества,
социально-экономические преобразования требуют и реформы школы.
Объем знаний, необходимый для жизни и деятельности в обществе,
с каждым годом все возрастает, и попытки подогнать его к
существующим школе срокам обучения приводят к нежелательным
последствиям - перегрузке, чрезмерной сложности учебных программ,
неусвоенности материала. Увеличение сроков обучения, отвечающее
общемировой тенденции развития образования, должно частично решить
эту проблему, но не снимет ее полностью. Необходимо ввести новые
учебные предметы, которые будут основываться на сочетании
фундаментальности и практической ориентации обучения. Приоритетными
становятся те области знания, которые могут быть употреблены
учениками в жизни и профессиональной деятельности.
Необходимость отказа от жестко унифицированной школы, перехода
к дифференцированному, личностно ориентированному образованию,
специализации в старшей ступени школы достаточно давно осознается
как педагогами, так и в обществе (учениками, родителями).
Свидетельством этого является возникновение школ и классов с
углубленным изучением предметов, на более позднем этапе - создание
учебных заведений нового типа: лицеев, гимназий. Особой проблемой
при введении дифференцированного обучения является определение
оптимального соотношения между содержанием обучения, устанавливаемым
государственным стандартом, и содержанием, которое выбирается
учебным заведением, педагогом в соответствии с пожеланиями ребенка.
Ступенчатость системы образования, многообразие типов учебных
заведений, соединенных в единую структуру с действенными механизмами
перехода между разными звеньями, позволит обеспечить оптимальный
характер сочетания общегосударственной и индивидуальной составляющей
образования.
Цели, задачи и принципы реформы
Цели и основные задачи реформы
Концепция реформы исходит из того, что основными задачами
общеобразовательной школы являются подготовка молодого поколения к
полноценной жизни и деятельности в обществе, формирование понимания
и готовности к жизни в изменчивом мире, передача фундаментальных
основ национальной и мировой культуры, содействие гармоничному
развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и
духовно-моральному воспитанию. Для достижения этого необходимы
следующие меры:
повышение образовательного уровня населения страны:
эта цель достигается посредством:
введения обязательного десятилетнего образования;
повышения до 12 лет сроков получения общего среднего
образования;
обеспечения доступности общего среднего образования;
усовершенствования системы непрерывного образования;
повышение качества общего образования:
достижение этой цели осуществляется посредством:
обновления содержания образования;
укоренения современных технологий обучения;
обеспечения разноуровневого и вариативного обучения с учетом
индивидуальных особенностей и возможностей учеников;
усовершенствования системы подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров;
удовлетворение общеобразовательных запросов личности ученика с
учетом его индивидуальных особенностей и возможностей посредством:
создания в начальной школе условий, которые обеспечат адаптацию
ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;
придания содержанию образования на уровне базовой (основной)
школы относительно завершающего характера;
осуществления профильной дифференциации на завершающем этапе
общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия
для продолжения обучения;
создания оптимальных условий для физического развития и охраны
здоровья учеников, ликвидации учебной перегрузки;
повышение престижности образования, что требует:
реального закрепления за сферой образования статуса
приоритетной в государстве и обществе;
повышения статуса учителя;
более полного материально-технического обеспечения
общеобразовательной школы;
развития форм самоуправления учреждений образования.
Принципы реформирования
Успешное решение задач реформирования общеобразовательной
школы предусматривает обеспечение ее устойчивого функционирования,
научного обоснования и последовательного внедрения планируемых
Информация о работе Общая характеристика школьного образования в Республике Беларусь