Общая характеристика школьного образования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 12:11, доклад

Краткое описание

История формирования белорусской школы. Опыт реформирования. Современное состояние средней общеобразовательной школы. Цели, задачи и принципы реформы. Требование к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса. Общеобразовательная подготовка в системе профессионального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика школьного образования.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

преобразований, их соответствия  запросам  общества,  государства  и

личности,  что обеспечивается опорой на лучшие традиции и достижения

отечественной школы и сохранением образовательных принципов:

     равенства прав каждого гражданина на получение образования;

     доступности образования;

     гуманизации образования;

     демократизации образования;

     единства образовательных и воспитательных задач;

     непрерывности образования и преемственности его ступеней.

        

         Модель будущей общеобразовательной средней школы

 

     Структура 12-летнего общего образования.

 

     Предлагаемая    структура    отвечает    требованиям   создания

целостности системы образования,  направлена на создание оптимальных

условий    для   социализации    личности,   ее   интеллектуального,

нравственного,   творческого   и    психо-физического   развития   и

предполагает     введение     обязательной     10-летней     базовой

общеобразовательной школы и 5-дневной учебной недели.

     Начальная школа (1-4 классы, с 6  до 10 лет) ставит перед собой

две задачи:

     побуждение и развитие устойчивого  интереса к учению, к знанию,

освоение  ребенком  базовых  навыков  учебной деятельности;

     формирование  основ общей  грамотности, позволяющей  продолжать

дальнейшее обучение.

     Обучение по  программе  первого  класса  может  проходить как в

учреждении, обеспечивающем получение  общего  среднего  образования,

так и в детском саду.

        

     Базовая (основная) средняя школа (5-10  классы, с 10 до 16 лет)

несет    на   себе    основную   нагрузку    по   реализации   задач

общеобразовательной  школы,  подготовке  детей  к  жизни в обществе.

Программа базовой школы  характеризуется логической завершенностью и

полнотой  круга  предоставляемых  знаний  в  рамках государственного

стандарта.  Выпускник  должен  получить  знания,  которыми  он будет

пользоваться   в  жизни,   независимо  от   избранной  профессии   и

дальнейшего  образования  или   профессиональной  подготовки.  Школа

должна  сформировать   представления  о  путях   возможного  выбора,

предоставить  ученику  средства  для  его  осуществления, помочь ему

раскрыть и развить способности, показать возможности их оптимального

применения.   Особой   задачей   является   гражданское  воспитание,

формирование знаний о государстве, обществе, подготовка к выполнению

гражданских функций.

     Реализация этих задач достигается  на основе усвоения учащимися

базового  компонента среднего  образования. С  7-8 классов  возможно

введение   различных  уровней   подготовки  (углубленного   изучения

отдельных  предметов), в  9-10 классах  - профилирование  подготовки

(естественнонаучный,  гуманитарный,  политехнический  профили, сферы

искусства и спорта).

     Успешное    окончание    10-летней    школы    и    прохождение

государственной аттестации дает право  на продолжение образования по

следующим     направлениям:     получение     профессиональной     и

общеобразовательной подготовки в ПТУ или среднем специальном учебном

заведении,   общеобразовательной   подготовки    в   лицейских   или

гимназических классах.

     Лицейские  и  гимназические  классы  (срок  обучения  - 2 года)

ставят перед собой задачу  продолжения общего среднего образования и

подготовки к высшему  образованию. Предполагается создание следующих

организационных форм обучения:

     лицейские   и    гимназические   классы   в    рамках   средних

общеобразовательных школ;

     лицеи  с естественнонаучными,  политехническими и гуманитарными

классами как самостоятельные учебные заведения;

     лицеи на базе средних ПТУ (профессиональные лицеи);

     лицеи  при  высших  учебных  заведениях,  подготовка  в которых

соответствует  профилю вуза  (эти  учебные  заведения будут  иметь и

функцию   социальной   поддержки   сельской   и   рабочей  молодежи,

аналогичную функции подготовительных отделений).

     Назначение,  схожее  с  лицейским,  будут  иметь  и  гимназии с

12-летним сроком обучения.

     Успешное   завершение  лицейского   или  гимназического   цикла

обучения  (в соответствующих  классах) дает  право на  поступление в

вуз.

 

     Требование к содержанию и организации

     учебно-воспитательного процесса.

 

     Принципиальным  вопросом для  школы является  вопрос содержания

образования. Его решение зависит  от конкретных разработок в области

создания  новых  учебных   предметов  и  модернизации  существующих,

подготовки новых учебников, учебных курсов и программ. К этой работе

предъявляются следующие требования:

     оптимальное     сочетание      фундаментальных     знаний     с

практико-ориентированными,        практическая        направленность

природоведческих и естественнонаучных дисциплин в базовой школе;

     устранение учебной перегрузки  посредством определения базового

компонента в  рамках утвержденных государством  стандартов, создания

интегрированных курсов, оптимизации педагогических технологий;

     приоритет   индивидуального  подхода   к  обучению,   личностно

ориентированной   парадигмы,   позволяющей   гибко   реагировать  на

образовательные запросы ученика;

     модернизация  системы оценки  знаний учащихся  в направлении ее

гуманизации;

     построение воспитательной работы  на культурологической основе,

отношение  к  национальной  и  мировой  культуре  как  к  содержанию

воспитания;  гражданский,   патриотический,  экологический  характер

воспитания;

 

     Общеобразовательная подготовка в системе

     профессионального образования.

 

     Профессионально-техническое         образование      (начальная

профессиональная   школа)   предоставляет    возможность    получить

квалификацию,   необходимую   для   профессиональной   деятельности.

Обучение в средних ПТУ (в течение 3 лет),  которые постепенно  будут

преобразовываться  в  профессиональные лицеи,  предусматривает также

получение полного общего образования (равного статусу лицейского)  с

правом последующего поступления в вуз.  Высшие ПТУ будут иметь право

продлевать курс обучения для  своих  учащихся  и  выдавать  дипломы,

равные дипломам техникумов.

     Среднее   специальное  образование.   Техникумы,  колледжи   на

протяжении   3-4   лет   готовят   специалистов   среднего  звена  с

завершением общеобразовательной подготовки.  Окончание техникума или

колледжа дает  право  поступления в вуз (в случае обучения по той же

специальности - на сокращенный (специальный)  курс).

 

      Обеспечение процесса реформирования общеобразовательной

                               школы

 

     Стратегия и   основные  этапы  проведения  реформы  отражены  в

программе  реформирования  общеобразовательной   школы.   Реализация

комплекса мероприятий по правовому,  огранизационно-управленческому,

научно-методическому, кадровому,  материально-техническому  и  иному

обеспечению реформирования   конкретизирована   в    соответствующих

государственных и ведомственных комплексно-целевых программах.

 



Информация о работе Общая характеристика школьного образования в Республике Беларусь