Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2015 в 16:26, курсовая работа
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
ПЛАН
Этимологически слово “психика” (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение— это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика—это “субъективный образ объективного мира”1. Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов/а ее внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика —это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей2:
оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
психическое отражение углубляется и совершенствуется;
обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
преломляется через индивидуальность человека;
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.
Семантическое (от греч. semantikos — обозначающий) поле психики индивида, его сознания — это его информационно-знаковая система, система значений, которая стоит за его словарным запасом, совокупность усвоенных им слов, ассоциированных с реальными явлениями. Знаково-информационная система индивида избирательно актуализируется при анализе условий конкретной деятельности.
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.
В истории отмечено около 40 случаев, когда дети с раннего возраста вскармливались животными. Они не обнаруживали не только признаков сознания (у них полностью отсутствовали речь и мышление) , но даже такого физического свойства человека, как вертикальное положение тела при ходьбе.
С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.
Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.
Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ) , с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез) , вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности —речь.
Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией (“превращение во внутреннее”). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов и как символ их общих, существенных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.
Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека.
Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия.
Изготовление простейшего орудия труда связано с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Все это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта. Развивалось и орудие интеллекта — человеческая понятийная речь.
Отдельные трудовые действия человека
приобретали смысл только в контексте
деятельности других людей — возникли сознательные, оторванные
от непосредственной биологической цели
действия, связанные с мышлением и волей
человека. На основе внешних трудовых
действий формируется система внутренних,
психических, умственных действий. Человек
переходит к действию с психическими образами
— к действию в уме. У него возникает способность
моделировать различные отношения вещей,
прогнозировать их изменение; на этой
основе совершенствовалась творческая
деятельность человека3.
На заре истории человек по своим психическим возможностям не походил на современного человека. Весь обширный период формирования человека (до появления человека нового, современного типа — кроманьонца) характеризуется дологическим типом функционирования его мышления, психики в целом. В этот период основной функцией 4юрмирующегося языка было воздействие людей друг на друга. Познавательная же функция стала интенсивно развиваться лишь с появлением человека современного типа.
Дологическое, а точнее — мифологическое, мышление людей первобытной эпохи проявлялось следующим образом:
• два схожих явления принимались за одно и то же;
• часть принималась за целое;
• что-либо причастное к определенному явлению принималось за само явление (точно так же, как это свойственно детям раннего возраста);
• имя человека или его изображение принималось за самого человека.'
Первобытный человек не верил в случайности — удача или неудача на охоте, на рыбной ловле и т. п. — все объяснялось мистическими причинами. Человек той эпохи, конечно, совершал как мистические, так и рациональные действия, но последние он еще не осмысливал теоретически, его практические действия были лишь эмпирическими находками.
Субъективное у древнего человека не было еще адекватно объективному. «Дикарь, — отмечает К. Юнг, — не был склонен к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывал... непреодолимое стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Все мифологизированные естественные процессы, такие как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т.д., для него — внутренняя и бессознательная драма души.
Потребовалось много тысячелетий, чтобы начать отделять душевную проекцию объекта от самого объекта. Первобытный человек жил в стихии мифов, символов и архетипов. В мифах он искал аналогию своим душевным переживаниям.
Его неуверенное в себе сознание стоит еще на слабых ногах; оно является еще детским, всплывающим из первоначальных вод. Волна бессознательного легко может его захлестнуть, и тогда он забывает о себе и делает вещи, в которых не узнает самого себя... Сознание тогда слишком легко уступает одержимости»4.
Сознание первобытного человека не столько отражало мир, сколько мифологически творило его, наделяло предметы мистическими свойствами. Человек воспринимает лишь то, что понимает. А понимание у него связано со смыслообразованием.
Все культурное развитие человечества было объективно связано с укреплением сознания человека. Этому сначала служили мифы, догматы веры и, наконец, научные знания.
Цивилизация шаг за шагом выстраивала оборонительные линии человеческого сознания. Однако архаичный фундамент сознания человека не исчез. Сформированные на протяжении многих тысячелетий архетипы ощущаются нами как «темное чувство», интуитивные представления, «зов сердца», непреодолимое «движение души».
В процессе исторического развития человечества мышление не просто содержательно обогащалось, а претерпевало структурно-операциональные изменения — умственные операции древнего человека качественно отличались от логических операций человека современного.
Совершенствовались и механизмы нервно-психической деятельности человека. Некоторые из них сложились у давно вымерших земноводных и пресмыкающихся; другие надстраивались значительно позже — у четвертичных обезьянолюдей, а у «человека разумного» появились принципиально новые образования.
Так, в структуре мозга неандертальца еще недостает специфически человеческих зон — это установлено путем исследования внутренней поверхности его черепа. Исторически преобразовывался весь механизм психической регуляции человеческого поведения. В психике человека постепенно подавлялись инстинктивные механизмы узкоэгоистического поведения, все большую роль начинали играть социально обусловленные факторы выживания.
В процессе первоначального, примитивного труда люди действовали общей малодифференцированной массой. Но сама природа человеческого труда требовала развития интеллектуальных и психомоторных качеств человека, совершенствовалась его чувствительность, расширялся объем отражаемых им явлений.
Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала:
• осознания человеком значений совершаемых им трудовых действий;
Информация о работе Общее понятие о психике. Формирование психики человека