Ознакомление с трудом взрослых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:52, контрольная работа

Краткое описание

Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.
Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная Наташа.docx

— 33.19 Кб (Скачать файл)

    Процесс социализации личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призваны сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.  
         Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни. 
         Трудовое обучение в детском саду является средством трудового воспитания. Трудовое обучение это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель - научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста. Воспитатели широко используют при руководстве повседневным трудом детей приёмы обучения отдельным, наиболее сложным действиям при выполнении ребёнком трудового задания.

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. 
         Главная цель трудового воспитания детей – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда. 
         Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребёнка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. 
        Знания о труде рассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослым и заботиться о малышах. 
 
         Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи: 
          
         ^ ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на ознакомление с трудом взрослых ,как эталоном деятельности, которую должен освоить ребёнок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых. 
          
         ^ ВТОРАЯ ГРУППА ЗАДАЧ  направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребёнка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда. 
          
         ^ ТРЕТЬЯ ГРУППА ЗАДАЧ    направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде. 
 
                Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.  
         Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают, с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственных отношений к миру.  
         Формирование усложняющих знаний о труде, которые раскрывают детям в младших группах отличие трудовой деятельности от всякой другой – нетрудовой, и дают возможность в дальнейшем организовывать, руководствуясь приобретенными знаниями, собственную элементарную трудовую деятельность.  Дети получают знания о результатах труда в разных трудовых процессах взрослых, о том, что эти результаты труда удовлетворяют различные потребности детей и  взрослых, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке материала или предмета труда. 

   К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют смутное представление о мире профессий взрослых. Детские высказывания свидетельствуют, что даже сели ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама – экономист. Что делает на работе?... Чай пьет, по телефону разговаривает… еще что делает?...экономит что – то!»

При формировании системы знаний о труде взрослых необходимо использовать модель структуры трудового процесса- которая знакомит с конкретными трудовыми процессами, раскрывает связи преобразования человеком предметом труда ( исходного материала) в продукт труда ( результат труда), удовлетворяющий потребности человека.

Это помогает показать ценность труда, раскрыть мотивы и цели деятельности взрослых, способы деятельности. Такие знания обеспечивают устойчивый интерес к труду взрослых, стремление научиться трудиться, как они, стать такими же умелыми. Важно показать  ребенку структуру труда , сам ход достижения результата. Системные знания о труде, дают возможность детям строить собственные трудовые процессы в соответствии со структурой трудовой деятельности взрослых. В младшем возрасте интерес детей к деятельности взрослых велик, но не устойчив, так как малыши не видят направленности трудовой деятельности на результат. При ознакомлении с трудом взрослых воспитатель может использовать житейские бытовые ситуации, использовать разнообразные игровые персонажи, которые попадают в проблемные ситуации. Например: «мишка разбил миску, чтобы накормить его кашей, нужна новая миска, её можно вылепить их глины»

Первоначальное знакомство с хозяйственно – бытовым трудом взрослых, обогащает детские игры на бытовую тематику., появляется стремление помочь взрослым расставить хлебницы, убрать игрушки и т.д. Воспитатель фиксирует внимание на каждом компоненте труда:

   Постановка цели и мотивация  трудового процесса

   Отбор предметов труда ( осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь няне собрать со столов грязную посуду ит.д.. , это дает возможность поставить малышей в субъективную позицию, сделать и пассивных наблюдателей, активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого).

   Трудовое оборудование. Воспитатель показывает его детям, часто называет,  дети проговаривают  хором. Одновременно нужно обращать внимание на организацию трудового процесса. Как взрослый приготовился к работе, почему надел халат, зачем засучил рукава, вымыл руки, как расположено оборудование на рабочем месте.

Внимание детей фиксируется на составе и порядку выполнения   взрослым трудовых действий, их промежуточные результаты.

        С детьми младшего возраста работу организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее ― в ходе экскурсий за пределы детского сада. 
 
Наблюдения за уборкой участка детского сада. Наблюдения за трудом взрослых по уборке участка организуют со всей группой дважды в течение года ― зимой и летом ― в часы занятий. Дети узнают, что взрослые поддерживают чистоту и порядок на участке детского сада и на улице, что дворник пользуется метлой, лопатой, у него есть шланг, чтобы поливать участок. 
 
В летнее время наблюдения можно вести либо из окна групповой (воспитатель размещает детей у окон, выходящих в сад или на улицу), либо на участке (недалеко от места уборки). Воспитатель предлагает детям посмотреть, как дворник убирает сад, двор или улицу, чтобы было чисто: поливает водой дорожки, цветы. Воспитатель обязательно подчеркивает, что дворник хорошо полил дорожки и растения, на чистом дворе хорошо играть. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не сорили на участке, показывает, куда надо бросать бумажки и другой сор, напоминает, как дворник трудился, убирая участок. 
 
Зимой можно снова понаблюдать с детьми за работой дворника, особенно интересно такое занятие провести после снегопада. Дети идут на прогулку по заранее расчищенным от снега дорожкам, видят, как дворник разгребает на участке снег. «Как много снега выпало сегодня, все дорожки замело,― говорит воспитатель.―Дворник их расчищает». Воспитатель рассказывает, чем дворник сгребает снег (лопатой деревянной), куда он его складывает (в ящик, поставленный на санки), затем увозит его на санках с участка. Детям можно предложить сгребать лопатками снег и на санках увозить его в условленное место, чтобы потом сделать горку для кукол. 
 
Экскурсия на кухню. Малыши с удовольствием наблюдают за работой повара. Желательно, чтобы за день или за два до экскурсии повар побывал в группе, принес детям испеченный пирог или приготовленный свежий салат, выясняя у них, нравится ли им это блюдо. 
 
Во время экскурсии на кухню детей рассаживают возле стола, на котором готовят фарш для котлет. Малыши видят, как быстро работает повар, готовя котлеты, наблюдают, как режут овощи для супа на другом столе. Чтобы дети могли подойти к столу, лучше увидеть, что делает повар и его помощники, всех детей делят на две подгруппы (по 12―13 детей). 
 
Ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении. Помимо наблюдений за работой взрослых в детском саду, детей младшей группы знакомят с трудом людей других профессий. Малышам интересно, как шофер водит машину, водитель трамвая управляет трамваем, машинист поездом. Можно рассказать на экскурсии о работе капитана, матросов (в детских садах приморских городов или в городах, расположенных на побережье больших рек). 
Примерное содержание занятия о труде машиниста. 
 
Детям показывают картинку «Поезд. Воспитатель спрашивает, знают ли они, что это. Некоторые дети правильно называют: «Это поезд». Воспитатель уточняет представления детей о поезде: «Поезд состоит из вагонов, в них находятся люди. Ведет поезд машинист, он в первом, головном вагоне». Воспитатель показывает картинку с изображением поезда, продолжая беседу, говорит: «Перед отправлением машинист дает сигнал. Как он сигналит? (Дети воспроизводят звуки.) Поезд поехал, и колеса застучали: «Тук-тук-тук». 
 
О поезде можно спеть песенку, причитать стихи. В конце занятия воспитатель предлагает поиграть  в поезд, советует построить поезд из стульчиков. Пассажиры заполняют вагоны. Вначале роль машиниста исполняет воспитатель, я затем кто-либо из детей. Машинист дает сигнал после того, как все пассажиры заняли свои места. 
 
Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых.

 

Программа средней группы предполагает освоение знаний о составе (структурных компонентах) трудового процесса: постановка цели и её мотивация; отбор материалов и инструментов в соответствии с их качеством; получение итогового результата труда соответствующего поставленной цели и позволяющего удовлетворить потребности детей и взрослых.  Дети осваивают первые обобщенные знания о видах труда и профессиях: труд няни, повара, прачки дворника. 

  В средней группе детского сада особое внимание уделяется ознакомлению детей с трудом сотрудников дошкольного учреждения.  Воспитатель показывает значимость труда.

Необходимо обращать внимание детей на особенности выполнения отдельных действий, способы контроля проверки качества. Наиболее эффективное освоение знаний наблюдается в процессе учебной деятельности, на занятиях. Закрепление полученных детьми представлений организуется в дидактических играх « к кате пришли гости», «мишка моет посуду» и др.

Под руководством воспитателя дети наблюдают труд взрослых не только в детском саду, но и за его пределами. В средней группе для ознакомления с трудом взрослых, начинаем использовать экскурсию,  во второй половине учебного года детей средней группы знакомят с простейшими процессами приготовлений пищи: винегрет, блины, котлеты. Необходимо обратить внимание, что для приготовления разных блюд повар использует разные инструменты и продукты, готовят по –разному. Знания  о трудовых процессах по приготовлению пищи закрепляются в дидактических играх. Можно использовать фотографии с изображением трудовых действий повара (5-6)

Детей в этом возрасте необходимо знакомить бытовой техникой, широко используемой дома и в детском саду. Принципом, лежащим в основе конструирования образовательной ситуации, является сравнение безмашинного труда, с трудом при использовании машины. Важно показать, что машина ускоряет получение результата, повышает его качество, облегчает труд человека. При ознакомлении с бытовой техникой используются беседы, модели, загадки. В средней группе дети впервые приобретают элементарные знаний о коллективном труде сотрудников детского сада ( н.п.: повар работает не один, у него есть помощник и т.д. )  Раскрыть детям понятие  «профессия» помогут беседы, которые строятся на наглядном материале. Для формирования обобщенного представления можно использовать модель трудового процесса, разработанную под руководством В. И. Логиновой – «Лесенка». Модель наглядно показывает, что при пропуске хотя бы одной ступеньки, нарушается весь процесс и результат не может бать достигнут. Замысел соответствует результату труда, если правильно выбранный материал и инструменты, если делали все по – порядку. Можно использовать игровой персонаж, разыграть смешную ситуацию, когда невозможно понять, что и как он делал.

Пытаясь ему помочь, воспитатель дает ему помощника – лесенку, с изображением трудового процесса. Каждый игровой персонаж пытается подняться по лесенке и рассказать о том, как он трудился. В индивидуальной работе с ребенком можно использовать тестовые задания, н.п.: «Люди в  белых халатах». Рост интереса старших дошкольников к миру взрослых, вхождение ребенка в современный мир  требует широкого ознакомления с элементарными сведениями из области экономики.

Труд- товар- деньги- трудолюбие- честность- бережливость- объяснить зависимость между экономическими и этическими категориями.         

 Программа старших групп  предполагает освоение детьми  знаний о видах труда по  созданию разнообразных предметов, о коллективном труде людей, формах  его организации,  о направленности коллективного труда. Формирование знаний об отношениях человека к труду, к своим обязанностям.

  В старшем возрасте целесообразно обобщить представление о труде взрослых на основе знакомства с азами экономики, обеспечить ознакомление с современной техникой, разнообразными видами труда взрослых, профессиями родителей. Важное значение в работе с детьми приобретает обучение умению строить наглядно – схематическую, а затем и мыслительную модель трудового процесса -«Лесенка», представляющая собой стержень с пятью вращающимися кубиками. На гранях каждого кубика наклеены четыре картинки о  разных трудовых процессах. Кубики съемные, постепенно картинки можно заменить графическим изображением.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых строится  на диалоге детей  со взрослым, труд которого наблюдают. Весьма важно знакомить дошкольников с  широким кругом профессий взрослых ( бизнесмен, менеджер). Неоценимую помощь в этом могут оказать родители. Следует их чаще приглашать в группу с рассказами о своей профессии. Естественный характер общения с представителями  разных профессий приводит детей к выводу, что хорошая работа, интересная профессия –великое благо и этим надо дорожить. Профессионала, мастера своего дела, люди уважают.

Нужно ли знакомить с понятием «деньги»?. Системные знания о труде дают возможность легко установить связь между результатами труда и деньгами, о том, что деньгами оплачивается труд людей. Старшие дошкольники с интересом узнают, что было время, когда люди обходились без денег. В каждой семье, в каждом хозяйстве производилось, все необходимое для жизни и не было профессий. Но вскоре появилось разделение труда, возникла проблема обмена одной продукции на другую, сравнение результатов труда. Обменивать результаты труда было не удобно, так появились деньги.  Можно использовать дидактические игры:

-«откуда хлеб пришел»;

Информация о работе Ознакомление с трудом взрослых