Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является подобрать и теоретически обосновать выбор заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников литературоведческих знаний на уроках литературного чтения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.
1.1 Особенности образов героев русской волшебной сказки. 6
1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки. 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.
2.1 Диагностика у учащихся уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок. 23
2.2 Включение заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок, в уроки литературного чтения. 30
Заключение 37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 102.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                                         3

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.

1.1 Особенности образов  героев русской волшебной сказки.                                                  6

1.2 Задания, способствующие формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки.                                                                                                           16

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.

2.1 Диагностика у учащихся  уровня сформированности знаний о героях русских народных волшебных сказок.                                                                                                                       23

2.2 Включение заданий, способствующих  формированию у младших школьников  знаний о героях русских народных  волшебных сказок, в уроки литературного  чтения.                30

Заключение                                                                                                                                   37

Список литературы                                                                                                                      38

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.

        Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

        Большим потенциалом с точки зрения формирования у детей общечеловеческих нравственных ценностей обладает волшебная сказка. Как заметил американский психоаналитик Бруно Беттельхейм, волшебные сказки, где потерянные дети всегда находят родителей, зло терпит поражение, а главные герои обретают счастье, не только способствуют взрослению ребенка, но и помогают ему преодолеть свои страхи. Читая и сочиняя сказки, ребёнок вместе с ее героем отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается с силами зла за справедливость. Так незаметно формируется фундамент его будущей жизни и важнейшие ориентиры нравственного развития личности. Сказка также помогает ребенку обрести смысл жизни, потеря которого является причиной свойственных многим современным детям тревожности, агрессии, неумения сосредоточиться, поскольку даёт маленькому человеку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность в себе. В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой снова получает право на удачу.

       Больше всего привлекает детей сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый, сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым образцом для подражания.

       Для детей вовсе не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.

       В.А. Бахтина утверждает, что ребенка может занимать только внешнее повествование, связанное с героем – радость, переживание, страх. Но сама такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место потому, что сказка переносит самые невероятные события так, как будто они постоянно имеют место в действительности. И ребенок охотно верит сказке, доверчиво следует за ней. Но при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал.

       К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках литературного чтения, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

       Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

       Впервые научный интерес к волшебным сказкам был проявлен в XVIII веке в работах И.Г.Гамана, К.Ф.Моритца. В. Я. Пропп в своих трудах рассматривает исторические корни волшебной сказки, средства эмоциональной выразительности в волшебной сказке изучены Л. А. Астафьевой, П. Г. Богатырёв исследует изображение переживаний действующих лиц на примере русских народных волшебных сказок. Проблема героя волшебных народных сказок рассматривается в трудах Е.М.Мелетинского. Исследователь указывает, что герой – универсальная категория мифологических персонажей.

       Целью нашей работы является подобрать и теоретически обосновать выбор заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.

       Объектом исследования является процесс формирования у младших школьников литературоведческих знаний на уроках литературного чтения.

       Предметом  исследования является совокупность  заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.

       Исходя из поставленной цели, были выдвинуты основные задачи:

  1. провести теоретический анализ особенностей образов героев русской волшебной сказки;
  2. разработать систему заданий, способствующих формированию у младших школьников знаний о героях русской народной сказки;
  3. провести диагностику уровня сформированности у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок.

       Для проведения исследования использовались следующие методы:

  1. теоретические (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование);
  2. эмпирические (сбор информации: наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент);
  3. методы презентации данных (таблицы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников знаний о героях русской народной волшебной сказки.

    1. Особенности образов героев русской волшебной сказки.

 

       Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).

       Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

       Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

       Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.

       Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

       Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.

       Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

       Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

       От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий. В сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

       Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

       Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.

       Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…(Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

       От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении "сказочного мира", и романтической окраске событий.

       В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.

       Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят исследователей к мысли о существовании в народной сказке противоречия – победы героя-дурачка, "низкого героя". Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, отдаться его магии, ведь только при этом условии власть чудесного возможна.

       Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуются А.В. Запорожцем. Он писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия сказки. Под влияния слушания у ребенка возникает сочувствие к герою и складывается эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно случиться с героем.

       Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие в глубине сущностных характеристик человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке совмещается с картиной тех волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала складывается как внешняя развернутая действительность соучастия в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Лишь потом она переходит во внутренний план – план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действия другого лица и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большое значение имеют образы словесного описания и наглядного изображения событий, как бы моделирующих их смысл для самого ребенка и близких ему людей. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение.

       Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.

Информация о работе Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников знаний о героях русских народных волшебных сказок