Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:16, контрольная работа
Основная цель ПМПк — обеспечение в образовательном учреждении дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
Организация и содержание деятельности
психолого-медико-
ФУНКЦИЯ ПСИХОЛОГА В ПМПк
В связи с расширением сети
образовательных учреждений, появлением
альтернативных школ со своими учебными
программами, а также предоставлением
Опыт работы ПМПк оправдал
себя, и 27.03.2000 (приказ № 27/901-6) Министерство
образования Российской Федерации узаконило
создание психолого-медико-
ПМПк строит свою деятельность
в соответствии с уставом образовательного
учреждения, договором с родителями, договором
с психолого-медико-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПМПк
Основная цель ПМПк
— обеспечение в образовательном учреждении
дигностико-коррекционного психолого-медико-
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
— своевременное выявление и
— установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);
— определение потенциальных
— разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;
— прослеживание динамики
развития (наблюдение, диагностические «срезы» в
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
— консультативная работа с родителями.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк
Как правило, изучение
ребенка специалистами ПМПк начинается
с запроса педагогов или родителей. За
ребенком ведется целенаправленное наблюдение
на занятиях и в свободное время (игры,
прогулка). Проводится и индивидуальное
обследование с учетом возрастных и психофизических
особенностей ребенка. На основе данных,
полученных специалистами, на заседаниях
ПМПк обсуждаются результаты и составляется
коллегиальное заключение с рекомендациями
об образовательном маршруте в соответствии
с возможностями ребенка, а также о медицинской
помощи, если таковая требуется. В тех
случаях, когда образовательное учреждение,
в котором находится ребенок, не может
обеспечить необходимые условия или ребенок
нуждается в дополнительной диагностике,
его направляют (с согласия родителей)
в психолого-медико-
При выведении ребенка в другой
вид образовательных услуг (коррекционные
классы (группы), надомное обучение и др.)
оформляется его педагогическая характеристика,
выписки из индивидуальной карты развития,
из заключений специалистов ПМПк, итоговое
заключение и рекомендации консилиума.
При направлении ребенка на психолого-медико-
В ПМПк ведется следующая документация:
— журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
— журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального закл ючения и рекомендаций ПМПк;
— карта (папка) развития обучающегося.
Необходимо отметить,
что наряду с указанными официальными документами в ряде
специальных (коррекционных) школ VIII вида
успешно используется «Дневник индивидуального
сопровождения», разработанный коллективом
учебно-воспитательного
— Сведения социального характера. заполняется классным руководителем на основе документов, бесед с родителями (или лицами, их замещающими), знакомства с бытовыми условиями жизни и т.д.
— медицинские данные. заполняется классным руководителем на основе медицинской карты, другой медицинской документации, заключения ПМПК (если ребенок был обследован комиссией). Вносятся только данные о нарушениях, симптоматике, особенностях психического и физического здоровья, непосредственно влияющих на успешность обучения и воспитания.
— психолого-педагогическая информация. заполняется классным руководителем совместно с психологом на основе обобщения заключений дефектолога, логопеда, всех преподавателей и воспитателей, работающих с ребенком. Эти сведения вносятся в таблицу дважды в учебном году, поэтому имеется возможность проследить динамику развития ребенка.
— запись педагогических наблюдений. содержит краткую фиксацию наиболее значимых для педагогов сведений (в форме безоценочных описаний).
— рекомендации. заполняется классным руководителем на основе заключений и рекомендаций ПМПк.
— сведения о работе с родителями. фиксируются в форме безоценочного описания.
— характеристики. пишутся классным руководителем (воспитателем) в произвольной форме в конце каждого года пребывания (вносятся дополнения, показывающие возрастные новообразования и результаты проводимой коррекционно-развивающей работы).
Содержание данного «Дневника» достаточно информативно. Оно может явиться сигналом для проведения углубленного всестороннего обследования специалистами ПМПК и предоставляет им полезные дополнительные материалы о ребенке.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения, но не реже одного раза в квартал. Очень важно, чтобы заседание было тщательно подготовлено, поэтому ведущий специалист заранее (за один-два месяца) уточняет, кто из детей нуждается в углубленном обследовании, определяется программа работы с ребенком и сроки предоставления заключений всеми специалистами ведущему специалисту (не позднее чем за три дня до заседания ПМПк). В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, необходимо особо оценить результаты проведенной с ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показать наличие и характер динамики) и наметить дальнейшую программу такой работы.
ПМПк не только помогает ребенку и родителям, но и повышает профессиональный уровень самих педагогов, обеспечивая согласованность их действий при решении проблем ребенка, и в этом одно из важнейших предназначений ПМПк.
Таким образом, ПМПк — это первая помощь ребенку в условиях учреждения, где он находится.
Приводим Примерное положение о
1. Общие положения
• Примерное положение о
• ПМПк представляет
собой объединение специалистов данного
образовательного учреждения, составляющее
ядро психолого-медико-
• ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. При наличии в образовательном учреждении трех и более классов, групп специалистов, коррекционно-развивающего (компенсирующего) типа постоянные специалисты ПМПк имеют право на 20%-ную надбавку к заработной плате.
• ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации «Об образовании».
2. Цель и задачи Психолого-медико-
• Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
• В задачи ПМПк образовательных учреждений входит:
— выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
— выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
— разработка рекомендаций
учителю, воспитателю, родителям для обеспечения
— отслеживание динамики
развития и эффективности индивидуализированных
— определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;
— решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка. При необходимости — перевод в специальный (коррекционно-развивающий, компенсирующий и т.п.) класс, выбор соответствующей формы обучения (индивидуальное, на дому; смешанное; экстернат; домашнее и др.);
— при положительной динамике
и компенсации отклонений в развитии — определение путей интеграции
ребенка в классы, работающие по основным
образовательным программам;
— профилактика физических,
интеллектуальных и эмоциональных перегрузок
и срывов, организация лечебно-
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
— организация взаимодействия
между педагогическим коллективом образовательного
учреждения и специалистами, участвующими
в работе психолого-медико-