Организация системы закаливания в дошкольных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 12:55, контрольная работа

Краткое описание

Сущность закаливания.
Правила закаливания.
Закаливание воздухом.
Солнце как средства закаливания.
Вода как фактор оздоровления и закаливания.
Купание в открытых водоемах.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольный Агишев.docx

— 619.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и  науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «Чистопольский педагогической колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №

                                          по предмету

                                «Медико-биологические и социальные основы»

         студента 2 курса, группы «З»

                                          заочной формы обучения

                                          специальность 050144

     «Дошкольное образование»

        Низамова Гузелия Халиловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант №8

 

Дата сдачи:________

Оценка:________

Преподаватель: Агишев О.Э.

Тема: Организация  системы закаливания в дошкольных учреждениях

Вариант№4

План:

  1. Сущность закаливания.
  2. Правила закаливания.
  3. Закаливание воздухом.
  4. Солнце как средства закаливания.
  5. Вода как фактор оздоровления и закаливания.
  6. Купание в открытых водоемах.

 

 

 

 

Введение 

 

 

Закаливание -это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.  
Для закаливания используют естественные факторы природы - воздух, воду, солнце. Воздействие этих факторов не только необходимо для жизни. Они способствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определённых условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний.  
Несмотря на неспецифический характер закаливания, возникающая на действие того или иного раздражителя быстрая целесообразная ответная реакция носит специфический характер. При этом функциональные изменения приспособительного характера возникают только на раздражитель, который неоднократно действовал на организм в качестве закаливающего фактора.  
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлены на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне. 


 

 

 

Сущность закаливания.

Бич семей с малолетними  детьми – частые простудные заболевания  детей. Глубоко убежден, что вина в этом ложится полностью на родителей, которые  пренебрегают гигиеническими рекомендациями врачей по содержанию детей (закрытые помещения с температурой выше 23 градусов, отсутствие свежего воздуха в помещении, духота и высокая влажность). Пока дети сидят дома – положение еще относительно благополучное. Но, как только они попадают в детский коллектив, - день в коллективе, три дня дома и так до бесконечности. Вызванный участковый терапевт для собственного успокоения (но не для пользы ребенка!) назначает антибиотики и круг замкнулся на многие годы. А между тем причина проста – состояние иммунитета ребенка, несовершенство адаптационных механизмов ребенка. Благодаря «тепличному» содержанию, он просто не приспособлен к обычной окружающей среде, а его иммунная система, ослабленная бессистемным применением антибиотиков, не может справиться с банальной инфекцией, которая у здорового ребенка вообще не вызывает заболевания. Вот почему, если родители не занимаются закаливанием детей, то им нет никаких оснований рассчитывать на здорового ребенка.

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию  внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха  и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды  наиболее длительное, по существу непрерывное  воздействие на организм оказывают  воздушная среда, солнечная радиация и вода.        

 Приспосабливаясь к  сложному воздействию всех перечисленных  внешних условий, организм способен  уменьшить или увеличить свои теплопотери. Эта способность в основном сводится к увеличению или уменьшению количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).         

 Сужение и расширение  кожных капилляров осуществляется  мышцами капилляров. В ответ на  получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасширяющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача понижается. Чем меньше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в частности ее роговой слой, тоньше, а просвет кожных капилляров шире, нежели у взрослых людей. При этом в связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний.        

 Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.        

 Под закаливанием понимают  повышение сопротивляемости организма  главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда  заболеваний играет важную роль  охлаждение организма (болезни  верхних дыхательных путей, воспаление  легких, нефриты, ревматизм и т.  п.).        

 Цель закаливания —  выработать способность организма  быстро изменять работу органов  и систем в связи с постоянно  меняющейся внешней средой. Способность  организма приспосабливаться к  определенным условиям внешней  среды вырабатывается многократным  повторением воздействия того  или иного фактора (холода, тепла  и т. п.) и постепенного повышения  его дозировки.        

 В процессе закаливания  в организме ребенка происходят  весьма сложные изменения. Клетки  покровов тела и слизистых  оболочек, нервные окончания и  связанные с ними нервные центры  начинают быстрее и целесообразнее  реагировать на изменения окружающей  среды. Все физиологические процессы  в тканях и органах, в том  числе расширение и сокращение  кровеносных сосудов, протекают  экономнее, быстрее и совершеннее.  Кроме того, окрепшие под влиянием  закаливания кожа и слизистые  оболочки становятся менее чувствительными  и проницаемыми для ряда болезнетворных  микробов и их ядов, а способность  организма к борьбе с уже  проникшими в него микробами  возрастает.

В результате закаливания  ребенок становится менее восприимчивым  не только к резким изменениям температуры  и простудным заболеваниям, но и  к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно  добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

 

 

 

 

 

 

Правила закаливания

Чтобы получить положительные  результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения  дозировки раздражителя. Постепенность  заключается прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения  закаливающих процедур. К водным  процедурам и солнечным ваннам  можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным  ваннам, вызывающим меньшие изменения  в организме; к обливанию не  допускать детей прежде, чем они  не привыкли к обтиранию, а  к купанию в открытых водоемах  — раньше, чем с ними не проведены  обливания.

3. Систематичность начатых  процедур. Нельзя прерывать закаливающие  процедуры без серьезных к  тому оснований, так как при  этом исчезают те приспособительные  изменения, или «механизмы», которые  вырабатываются в организме в  процессе закаливания, и тем  самым чувствительность его к  внешнему раздражителю снова  повышается.

4. Комплексность. Специальные  закаливающие процедуры не дают  нужных результатов, если они  не сочетаются с мероприятиями  в повседневной жизни ребенка,  направленными на укрепление  его организма (прогулки на  свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений  и т. д.), и если они не проводятся  комплексно. Так, воздушные ванны  желательно сочетать с подвижными  играми, физическими упражнениями  и физической работой. Эти виды  деятельности сопровождаются активными  движениями, вызывающими потребность  в глубоком дыхании, при котором  площадь слизистых оболочек дыхательных  путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при  движениях усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную  погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет  к воздушным ваннам, хорошо их  объединить с солнечными и  водными процедурами, а в летнее  время — с купанием.

5. Учет индивидуальных  особенностей ребенка. Прежде  чем начать закаливание, необходимо  тщательно изучить физическое  и психическое развитие каждого  ребенка. На основании данных  медицинского обследования, педагогических  наблюдений, сведений, полученных от  родителей, воспитатель составляет  характеристику ребенка. При проведении  закаливающих мероприятий в детских  учреждениях всех детей по  состоянию их здоровья делят  на 3 группы.

Первая группа — практически  здоровые дети, с которыми можно  проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа — дети, с которыми закаливающие процедуры  проводятся ограниченно. К ним относятся  дети, предрасположенные к частым катарам верхних дыхательных  путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа — дети, которым в условиях массового  проведения закаливающие мероприятия  противопоказаны (имеющие острые или  хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т. д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

6. Активное и положительное  отношение детей к закаливающим  процедурам. Результаты закаливания  во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и  тем более насильственное их  проведение не будут способствовать  положительному воздействию их  на организм. Важно так продумать  и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей  положительные эмоции.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать  о положительном действии закаливающих процедур.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закаливание воздухом         

 Воздух является наиболее  доступным средством закаливания  для всех детей в любое время  года.         В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося вне помещения, подвергаются более сильным его влияниям, что вызывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных механизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В результате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям.    Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверхность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Облегчать одежду надо постепенно: сначала с ребенка снимают шерстяные кофты, рейтузы, теплые носки и ботинки, затем шерстяные, байковые и фланелевые платья и рубашки с длинными рукавами заменяют одеждой, сшитой из бумажных тканей с короткими рукавами, а вместо колготок надевают носки.         Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18—20°, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Только в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30° и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми окнами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.        

 В холодное время  года длительность пребывания  детей на воздухе зависит от  погоды, но в среднем, включая  сон для детей 2—3 месяцев,  должна продолжаться не менее  2—3 ч, для детей 4—5 месяцев  — 4 ч и для детей от 6 месяцев  до 7 лет — 5—6 ч (с 2—3 перерывами).         

 Зимой, при температуре  воздуха ниже —10°, детей первых 2—3 месяцев жизни на свежий  воздух выносить не рекомендуется.  С детьми от 3 до 6 месяцев можно  совершать прогулки при температуре  воздуха не ниже —12°, а с  детьми от года до полутора  лет не ниже —16°.        

Информация о работе Организация системы закаливания в дошкольных учреждениях