Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 01:09, практическая работа
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.
Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в средней школе, так как с ней связано развитие орфографического навыка.
Что недостает в орфографической подготовке учащихся начальных классов?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике, к той орфографической теме, которая доставляет учителю больше всего хлопот, - к теме «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением». Мысленно проверим знания и умения детей различными способами.
- Какими?
1.Сначала проведем традиционный опрос. Смогут ли ученики повторить изученное правило и провести примеры? Наверное, да.
2. Теперь предложим им
карточки со словами, в
3.Третий способ проверки
– диктант. Он, конечно, будет
написан, но вероятность
4.И вот настает момент,
когда ученикам потребуется
В чем же
дело? Правило знают, могут привести
примеры и вставить
Сегодня ответ
уже очевиден: наши ученики не
замечают «ошибкоопасных» мест
и потому не применяют
Часто можно услышать
от родителей фразу: «все
Необходимо объяснить учащимся, что миноискатель у сапёра всегда должен находиться впереди, чтобы не подорваться, а если он будет сзади, то далеко уйти невозможно. Так и ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение
обнаруживать «ошибкоопасные»
Таким образом,
необходимость достроить
Посмотрим, определение орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость –
это умение замечать орфограммы,
то есть те случаи при письме,
где при едином произношении возможен выбор написания.
В умении обнаруживать
звук, находящийся в слабой позиции,
прежде всего и состоит
Теперь давайте попробуем ответить
на вопрос: какие орфографические
умения следует формировать у учащихся
начальных классов?
Для этого надо
рассмотреть структуру
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах.
Для успешного
формирования умения
во-первых, на самых ранних
этапах обучения обеспечить разграничение
детьми понятий звук и буква, а
также достаточное развитие у
них всего комплекса
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически
тренировать школьников в
Поскольку опознавательные
признаки орфограмм
u выделять отдельные звуки и определять их характер;
u устанавливать последовательность звуков;
u ориентироваться в звуках – «соседях»;
u проводить полный звуковой анализ слов.
Существует
множество упражнений для
От того, насколько
прочно первоклассники
Поэтому, работу по
развитию зоркости важно
Приведу пример задания, где дети легче усваивают понятие позиции звука.
Задание «Сильный – слабый».
3.Произнесите слова, что можете сказать про звуки?
4.Поможем слабому!
5.Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок».
Когда ребенок
сравнивает слабого котенка и
сильного кота – он осваивает
нечто иное, как сильную и слабую
позицию фонемы и сам
На данном этапе эффективны следующие упражнения:
«Найди опасное место».
Учитель произносит слова, а
дети должны хлопнуть в ладоши,
как только услышат звук, которому
при письме нельзя доверять. Но
прежде они вспоминают, как его
найти. Надо определить, есть ли
в слове безударный гласный
звук. Если есть, то существует
и «опасное место».
«Светофор». Ученики должны показать красный
сигнал светофора или зажечь красный огонек,
как только найдут «опасные места».
«Зажги маячок». Проведение звукового
анализа с составлением схемы, в которой
обозначаются «опасные места».
Приемы по выработке орфографической зоркости
В практической
работе использую следующие
1. Списывание.
Учиться списывать школьники
начинают в период обучения грамоте. В
этот период главной своей задачей учителя
считают научить детей верному начертанию
букв и их соединений, не допускать пропусков
и замены букв, соблюдать интервалы между
словами и т.п.
Поэтому уже
на начальных этапах письма
совместно с детьми был
Алгоритм списывания:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя
в текст, чтобы проверить, запомнил ли
его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове
/тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как
оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал
последний раз.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.
В классе этот алгоритм висит
на видном месте, имеется он и у
каждого ученика в виде памятки.
На первых порах выработки
Задаю этот вопрос
классу перед списыванием.
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей "птичкой". - продолжает учитель.
- Самой лучшей "птичкой" будет тот, кто все задания выполнит быстрее, красивее, грамотнее, - отвечают дети.
Чтобы дети не
теряли время на поиски
Особое внимание
уделяю выборочному списыванию,
что является подготовительной
работой к обучению выборочным
диктантам. Установкой к
1. Выпиши предложения,
выражающие основную мысль
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова
с определённым видом
4. Спиши слова определённой части речи и т.п.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Анализируя процесс письменной речи, Л. С. Выготский писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.
Приучаю детей писать с
проговариванием, особенно на начальных
ступенях обучения. Роль такого озвучивания
внутренней речи при письме нельзя
недооценивать и в плане
3. Комментирование (объяснение написания).
Эффективным считаю
письмо с комментированием
4.Орфографические минутки
(в начале или в конце урока).
Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:
Часто проработанный текст записываем по памяти.
5.Скоростное письмо.
Считаю, что
самым эффективным приемом для
выработки скоростного письма
является списывание на время.
Методика его проведения
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на
время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов,
записать на полях.
9. Проверка написанного.
6. Письмо с пропуском орфограмм.