Основополагающие принципы андрагогической модели обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет страны, которая бы не связывала свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию взрослых социологи отводят исключительно важную роль. Характерная тенденция исторических изменений в образовании взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно для взрослого населения, в увеличивающемся многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального процесса, возникает и ширится круг реалий, которых нет в детском и юношеском образовании.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы………………7
2. Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения….18
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………….……..26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по андрагогике.docx

— 137.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра общей и профессиональной педагогики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Андрагогика

 

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ  ПРИНЦИПЫ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат  педагогических наук, доцент кафедры общей и профессиональной педагогики,

Антропова Лидия Григорьевна

Работу выполнила:

Ляпина  Оксана Валерьевна, студентка группы ПОС-302


 

 

Челябинск

2013

 

Содержание

 

Введение...................................................................................................................3

1. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы………………7

2. Оптимальные условия применения андрагогической модели обучения….18

Заключение………………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………….……..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования:

Возрастающая значимость образования взрослых - общепризнанный факт. В мире нет страны, которая  не была бы в той или иной мере обязана ему своим технологическим, социально-экономическим, культурным прогрессом. Равно как и нет  страны, которая бы не связывала  свое будущее с его дальнейшим развитием. В текущем столетии образованию  взрослых  социологи отводят исключительно  важную роль. Характерная тенденция  исторических изменений в образовании  взрослых - его усиливающееся содержательное и организационное обособление, выраженное в расширении сети учреждений, предназначенных исключительно  для взрослого населения, в увеличивающемся  многообразии предлагаемых ими программ. Как следствие этого глобального  процесса, возникает и ширится  круг реалий, которых нет в детском  и юношеском образовании.  
      По материалам ЮНЕСКО, приоритетная задача образования взрослых - обеспечить человека комплексом знаний и умений, необходимых для активной творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном динамично развивающемся обществе. Речь идет о постоянном, непрекращающемся развитии человека как работника, гражданина, личности, индивидуальности в течение всей его жизни.  К настоящему времени сложилась определенная общность взглядов на роль образования взрослых в достижении согласованного прогресса личности и общества и на подходы к осмыслению путей его обновления.  
       Задачей номер один, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования взрослых, американского ученого М.Ш.Ноулза, стало "производство компетентных людей — таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни". [2]

Дело обучения, res studiorum, всегда бывшее многотрудным занятием, ныне становится еще более сложным, напряженным и тяжелым. Где путеводная нить Ариадны современного человека, стремящегося преодолеть свои проблемы при помощи обучения? Этой нитью является андрагогика ( от греч. aner, andros — взрослый мужчина, зрелый муж — + ago — веду) — наука об обучении взрослых.

Возникновение андрагогики как самостоятельной науки обусловлено рядом причин различного характера.  Создавая основы новой науки, ученые прежде всего учитывали объективные условия, вызвавшие потребность в развитии андрагогики.

Во-первых, сам ход развития образования вел к завоеванию обучающимся ведущей роли в процессе своего обучения. Педагогика же исходила из принципиальной позиции, что обучаемый занимает подчиненное положение в процессе обучения.

Во-вторых, эволюция идей философской  и психологической наук привела  к осознанию ведущей роли человека во всех социальных процессах, в том  числе и в образовании.

В-третьих, достижения в области  информационных технологий позволили  по-новому организовать учебный процесс, что существенно видоизменило роли обучающегося и обучающего в процессе обучения.

В-четвертых, эволюция педагогических концепций также вела к осознанию  необходимости предоставления большей  свободы обучаемому в процессе обучения.

Наконец, физиология и психология доказали, что люди способны успешно  обучаться практически на протяжении всей сознательной жизни.

Окончательное формирование основ андрагогики было осуществлено в 1970-е годы в работах американского ученого М.Ш.Ноулса, англичанина П. Джарвиса, американца Р.М.Смита и группы молодых ученых из Ноттингемского университета. В 1970 г. Малколм Шеппард Ноулс издал фундаментальный труд по андрагогике "Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики".

Из чего же исходили вышеперечисленные  ученые?

Учитывая перечисленные  выше объективные изменения образовательной  сферы и достижения различных  наук в понимании роли человека в  своей жизнедеятельности, они исходили из основополагающего факта —  принципиальных различий между взрослым и невзрослым человеком вообще и  в процессе обучения в частности.

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не обучаемый).

2. Взрослый обучающийся  стремится к самореализации, самостоятельности,  к самоуправлению и осознает  себя таковым. 

3. Взрослый обладает жизненным  (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован  в качестве важного источника  обучения как его самого, так  и его коллег.

4. Взрослый человек обучается  для решения важной жизненной  проблемы и достижения конкретной  цели.

5. Взрослый рассчитывает  на безотлагательное применение  полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого  организован в виде совместной  деятельности обучающегося и  обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной  мере, коррекции. 

Учитывая все вышесказанное, андрагогику необходимо определить как науку об обучении взрослых, обосновывающую деятельность обучающихся и обучающих по организации и реализации процесса обучения. [7]

Как любая наука андрагогика имеет свою структуру, понятийный и терминологический аппарат.

Поскольку она выявляет общие  закономерности обучения взрослых, то в ней выделяется теория обучения взрослых. Этот раздел исследует наиболее общие категории: особенности взрослого  обучающегося, процесса обучения взрослых, взаимосвязи андрагогики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики.

Андрагогика изучает и формулирует основные закономерности деятельности обучающихся в процессе обучения и потому ее составной частью является технология обучения взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Андрагогическая модель обучения. Ее основные принципы

 

Каковы основные положения  теории обучения взрослых? Их лучше  рассмотреть, сопоставляя в общем  педагогическую и андрагогическую модели обучения.

Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения. При этом конечно же необходимо учитывать и другие компоненты процесса — содержание, источники, средства, формы и методы обучения. Но основное в модели — это именно деятельность обучающегося и обучающего.

Закономерности, определенные в модели обучения, характерны для  того или иного подхода к организации  процесса обучения, но они представлены именно в комплексе, в наиболее полном виде. В реальной практике они, естественно, реализуются в таком объеме далеко не всегда, а практически никогда. Это как бы идеальное представление  о процессе обучения, которое формируется  либо с точки зрения педагогики и  обучения невзрослых, либо с точки  зрения андрагогики и обучения взрослых.

В самом общем виде можно  сказать, что в педагогической модели обучения доминирующее положение занимает обучающий. Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) обучаемый в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации обучения в силу тех же причин также достаточно пассивно: ведь его основная роль — это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.

       В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся — активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. [1]

        Основоположник  андрагогики М.Ш.Ноулз основные различия между андрагогической и педагогической моделями обучения видит в следующем:


 


 


 


 



 


 

 



 


 


 




 





На базе этих основных положений  андрагогики и предлагается строить деятельность по обучению взрослых, главными характеристиками  которой являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося и обучающего, с другой.

При этом очень важно достичь  того, чтобы атмосфера обучения была дружеской, неформальной, основанной на взаимном уважении, совместной работе, при поддержке и ответственности  всех участников учебной деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения  между обучающим и обучающимися.

Другая андрагогическая модель, разработанная группой ученых Ноттингемского университета, менее закончена, стройна и подробна, чем модель Ноулза. По своей сути ноттингемская группа исходит из тех же основных посылок, что и Ноулз: из особенностей (возрастных, психологических, социальных) взрослых обучающихся и их деятельности в процессе обучения. Главной целью обучения взрослых они считают развитие критического, творческого мышления, интегрированного с чувственной сферой человеческого существа. Вот главные положения теоретических подходов ноттингемской группы к обучению взрослых.

Человеческие существа –  это социальные существа, их надо рассматривать  во взаимодействии с социально-историческим окружением.

    1. Наиболее адекватным социальным существом является взрослый человек, критически мыслящий, способный к обучению
    2. Потенциальные возможности постоянного развития мышления, чувсв и «самости» у взрослых выражаются в качественных изменениях мыслительных структур, которые и отличают развитие личностных форм компетентного мышления у взрослых от подобного мышления детей или подростков.
    3. Наиболее предпочтительно творческое и критическое мышление, способствующее полному развитию взрослого человека, в отличие от некритического восприятия чужих мыслей.
    4. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует развитию творческого и критического мышления в наибольшей степени.
    5. Одним из основных компонентов успешного обучения взрослых является постоянная реинтеграция когнитивной и эмоциональной сфер.
    6. Знание может рассматриваться как открытая или закрытая система. Когда оно рассматривается как открытая система, это значит, что обучающийся может что-то добавить или изменить в ней посредством критического мышления. Но и в том случае, когда оно воспринимается как закрытая система, оно может быть использовано обучающимся для решения своих проблем или создания новых систем.
    7. Обучение включает в себя мышление, поиск, открытие, критическое размышление и творческий ответ.
    8. Образование – это не передача знаний, а скорее отбор, синтез, открытие и диалог.

Основным видом обучения взрослых авторы считают обучение в  группе коллег. При андрагогическом подходе к обучению взрослых возможны, по мысли авторов, различные методы обучения: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений. В этом случае обучающиеся отбирают и организуют информацию, содержание обучения и необходимый опыт с целью изучить проблемы и найти их решение. Как результат поиска возникают новые вопросы и проблемы. Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит попутно, в процессе: «мышление – изучение проблемы – решение проблемы». Последние методы наиболее адекватны задачам андрагогической модели обучения.

Информация о работе Основополагающие принципы андрагогической модели обучения