Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:13, курсовая работа

Краткое описание

Прежде всего, определимся с понятием “адаптация”. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

Содержание

Введение.___________________________________________________3
Психофизиологические особенности леворукости____________6
Виды леворукости_______________________________________8
Диагностика леворукости ребенка________________________10
Психологические проблемы леворуких детей в школе________12
Подготовка леворукого ребенка к школе___________________16
Заключение________________________________________________ 19
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая леворукость 2 docx.docx

— 44.89 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Название дисциплины: Специальная педагогика и специальная психология

Тема: Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Студент: студент 1 курса ГПУ психолого-

                                                                педагогического факультета

                                                               

  

 

 

 

Содержание

 

Введение.___________________________________________________3

  1. Психофизиологические особенности леворукости____________6
  2. Виды леворукости_______________________________________8
  3. Диагностика леворукости ребенка________________________10
  4. Психологические проблемы леворуких детей в школе________12
  5. Подготовка леворукого ребенка к школе___________________16

Заключение________________________________________________ 19

Список использованных источников

 

 

 

Введение

леворукость школьник психофизиологический адаптация

Проблемы адаптации леворуких детей к школе – тема, волнующая родителей, чьи дети имеют такую особенность и чрезвычайно актуальна для изучения и исследования педагогами и психологами.

Прежде всего, определимся с понятием “адаптация”. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой - внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

          Период адаптации ребенка к школе, по мнению педагогов, довольно продолжительный,  может длиться 4-6 недель, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Адаптация в начальной школе –  сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебу, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа, как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Изменяется уклад его жизни, что требует от ребенка дополнительного напряжения, вызывает сильное психическое и эмоциональное утомление. Поступление ребенка в школу влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителями и родителями. Это совсем непросто для любого ребенка, а для ребенка с леворукостью – сложнейшая задача. Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовали методики обучения письму левой руки.

Систематическое изучение леворукости началось во II-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей стране, так и за рубежом стали появляться многочисленные публикации по проблеме леворукости, достаточно весомая методологическая база работ о проблемах леворукости была написана до настоящего времени, особенно хотелось бы отметить М. М. Безруких, Н. Н. Брагину, Т. А. Доброхотова, Э. Г. Симерницкая, С. Спрингер, Г. Дейч, А.П. Чуприкова, И.А. Макарьева, В.А. Москвина. Авторы подчеркивают целесообразность и важность осторожного и чуткого отношения к леворуким детям. Проблемы обучения леворуких детей, как правило, связаны с существующими проявлениями минимальной мозговой дисфункции и обусловленные ими задержки психического развития.

Непосредственно проблеме адаптации леворуких детей к школьному обучению посвящены специальные исследования Э.М. Александровской, которые показали, что леворукие дети имеют некоторые особенности адаптации, потому что для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность. Кроме того, высокий уровень тревожности сочетается у леворуких детей с возбудимостью, чувствительностью, неуверенности в себе, ответственностью, добросовестностью, а так же высоким уровнем понимания социальных нормативов.

Цель данного курсового проекта – выявить особенности адаптации  леворуких детей к школьному обучению.

Предметом исследования – психологические проблемы леворуких детей.

Задачи исследования:

1. Выявить  психофизиологическую основу возникновения  леворукости.

2. Рассмотреть  леворукость как предпосылку  возникновения школьных трудностей  у детей.

3. Описать организацию и методы психологической помощи в адаптации леворуким детям в процессе учебной деятельности.

В ходе работы были использованы такие методы как: системный подход и сравнительный анализ специализированной литературы.

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психофизиологические особенности леворукости

 

Леворукость веками остаётся загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества - праворукие и только 5-12% составляют леворукие. По мнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович, леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е. внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.

Существует множество теорий, выдвигающих версии возникновения леворукости1. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотношение правшей и левшей было примерно одинаковым. По мнению ученого, бесконечные войны тех времен привели к преимущественной гибели леворуких, и генетический признак праворукости надежно укоренился в популяции. Что же стало причиной печального преобладания леворуких в числе погибших? Теория Корбаллиса объясняет: левши держали меч в левой руке, а щит - в правой. При этом область сердца у леворуких оказывалась менее защищенной, и они чаще получали смертельные раны, нежели те воины, кто закрывал сердце, удерживая щит в левой руке, а меч - в правой.

Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия) обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).

У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что у левшей менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга. Чрезвычайно важным представляется то обстоятельство, что за последние 50 лет удельный вес леворуких в европейской популяции возрос в 3—4 раза, что справедливо связывается с повсеместным прекращением переучивания левшей, созданием специальных технических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированным.

Это обстоятельство неоспоримо, но вместе с тем накопление левшей в последние десятилетия во всем мире связано с резким возрастанием числа детей с врожденной или приобретенной в раннем младенчестве мозговой недостаточностью, обусловливающей в огромном числе случаев возникновение патологической леворукости2.

Праворукость является видовым признаком человечества.

Статистика свидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши, остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Таким образом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека.

  1. Виды леворукости.

 

Существует несколько видов леворукости. Чаще всего встречается – генетическая леворукость. Большинство ученых сходятся во мнении, что леворукость – это наследственный признак, у родителей-левшей вероятность рождения ребенка-левши в десять раз выше. Данный признак объясняется наличием у большинства людей «гена правого сдвига». Если же этот ген не передан, то человек может стать либо правшой, либо левшой в зависимости от случайных обстоятельств. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.

Второй вид - это "компенсаторная" леворукость, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Сюда также относится родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.). Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме. У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п.

Третий вид - это "вынужденная" леворукость. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Примерно к 5 годам у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. В данном случае можно говорить о псевдолеворукости или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук. Если у вас есть основания предполагать, что леворукость (или «двурукость») вашего ребенка именно такой природы, то лучше обратиться к специалистам и организовать специальные занятия для коррекции межполушарных связей. Зачастую, через несколько занятий под руководством психолога, ребенок начинает без всякого принуждения писать и рисовать правой рукой.

Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Стоит сказать о различиях в понятиях “левшество” и “леворукость”. Леворукость определяет только ведущую руку, в то время как левшество – комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (у правшей доминирует левое полушарие). Левшевство выявляется после определения ведущего глаза, ноги, уха.

Ведущая рука является важнейшей характеристикой при обучении в школе, так как младшему школьнику предстоит освоить письмо – сложнейший вид деятельности в школьной жизни. И в своей работе я опиралась только на феномен леворукости.

 

          3. Диагностика леворукости ребенка.

 

В каком возрасте можно определять ведущую руку?

Некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности ребенка можно уловить в самом раннем возрасте. Кулачок левой руки будущий левша сжимает уже в возрасте 17-и дней, позже он будет держать в ней погремушку. По другим данным о леворукости можно судить с трех месяцев, именно в этот период дети утрачивают рефлексы и происходит становление поздних и моторных реакций. У рудущего левши рефлексы исчезают сначала на левой руке, она становится более раскрепощенной и используется для игры и манипулирования предметами. Но эти прогнозы неэффективны до достижения ребенком 4-5 лет.

Информация о работе Особенности адаптации к школьному обучению леворуких детей