Особенности преподавания информатики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3


1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………………………………………………4

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ………………………………10

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….15

4. СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….20

5. ИНАВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………….27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет физико-математических и компьютерных наук

Кафедра прикладной математики и информационных технологий

 

Специальности 050201.65 (032100.00) «Математика» с дополнительной специальностью 050202.65 (030100.00) «Информатика»

 

 

 

 

Курсовая работа по ОПД (теория и методика обучения информатике)

на тему:

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

 

 

 

 

Выполнила: 
студентка 4 курса группы МИ-4

Киричук М.О.

(подпись)____________

Научный руководитель:  
к.п.н., ст. преподаватель

Крутиков М.А.

(подпись)____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

 

 

1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ………………………………………………4

 
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ………………………………10

 
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….15

 

4. СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………….20

 
5. ИНАВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНВАЦИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ……………………………………………………….27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

 

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил.

          Задача школы помочь растущему человеку найти смысл и свое достойно место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки.

          Информатика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Информатика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.

         Базовый курс информатики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к предстоящей трудовой деятельности. Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Наше методы образования всё больше становиться не эффективными. Забывается главная составляющая обучения сохранения здоровья детей. В начальной школе наиболее важно именно учителям следить за здоровье сохранения учеников на уроках.

 

 

1. Психолого-педагогические  особенности учащихся начальной  школы 

Период обучения в школе является качественно новым этапом психического развития человека, которое осуществляется главным образом в процессе учебной деятельности и, следовательно, определяется степенью включенности в нее самого школьника.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что это – этап интенсивного социального развития психики, ее основных подструктур, выраженного как в процессе социализации индивидных образований, так и в новообразованиях в личностной сфере и в формировании субъекта деятельности. Психическое развитие в условиях школы осуществляется в процессе социально значимой, сложно организованной, многоступенчатой и многопредметной деятельности и, таким образом, приобретает социально выраженный характер. Соединение в учебном процессе познавательной деятельности с трудовой подготовкой и нравственным, а также эстетическим воспитанием означает вместе с тем усиление социального развития по всем его направлениям. Отмечая важность учения в течение всей жизни человека, С. Л. Рубинштейн писал, что в школьные годы учению принадлежит особенно существенная роль; к этому периоду полностью можно отнести следующее положение: ребенок развивается, обучаясь. По мнению психолога, «в этот период учение является основным видом деятельности, в которой формируется человек» [1].

Начальный период обучения для первоклассников  достаточно труден, так как вызывает перестройку всего образа жизни  и деятельности. Меняется фактор места, социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Смена места в системе общественных отношений – переход в позицию ученика, школьника, создает ситуацию психологической открытости ребенка. Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В последние годы в связи с переходом к обучению с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы нижняя граница данного возрастного этапа переместилась и многие дети становятся школьниками начиная не с 7 лет, как прежде, а с 6. Соответственно границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет [2]. Поэтому все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность  систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы [1].

По данным физиологов, к 7 годам  кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [3].

Начало школьного обучения практически  совпадает с периодом второго  физиологического криза, приходящегося  на возраст 7 лет (в организме ребенка  происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [3] .

Однако, несмотря на отмечаемые в это  время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость  ребенка), физиологический криз не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям. Это объясняется тем, что происходящие физиологические изменения отвечают повышенным требованиям новой ситуации. Более того, для отстающих в общем развитии по причинам педагогической запущенности этот криз является последним сроком, когда еще можно догнать сверстников.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического  развития у разных детей. Сохраняются  и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.

Указывая на это, некоторые авторы приходят к выводу, что фактически в младших классах «за одной  и той же партой сидят дети разного  возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности  детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников [3].

Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе [4].

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного  преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением [4].

Согласно Л. С. Выготскому, с началом  школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка.

Развитие словесно-логического, рассуждающего  мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и  все другие познавательные процессы: « память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим ». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий [3].

В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения [4]. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [4].

Таким образом, центральными новообразованиями  младшего школьного возраста являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на сверстников.

Для характеристики младшего школьного  возраста как качественно своеобразного  этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.

Так, согласно концепции Э. Эриксона, возраст 6–12 лет рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается (или, напротив, не развивается) способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется переживание своей умелости, при неудачном исходе – чувство неполноценности и неспособности быть наравне с другими людьми. Инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности отмечаются как характерные черты детей данного возраста.

В рамках классического психоаналитического  подхода возраст 6–10 лет считается  латентным периодом, когда сексуальное  развитие ребенка под давлением  родителей и общества временно приостанавливается, и он готов принять правила, предлагаемые ему социумом. Подавление детской сексуальности создает большие возможности для дальнейшей социализации: получения образования, обучения практическим навыкам, приобретения опыта общения со сверстниками. В настоящее время существуют многочисленные доказательства, опровергающие понимание младшего школьного возраста как латентного. В действительности в этот период ни общее психическое, ни психосексуальное развитие ребенка не останавливается, напротив, здесь происходят глубокие и очень важные изменения [3].

Согласно концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7–11 лет находится  на стадии конкретных операций. Это  значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. Приобретается понятие сохранения для дискретных и непрерывных величин. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-операциональному мышлению влечет за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребенка, его моральных суждений, способности к сотрудничеству с другими людьми [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание обучения информатике в начальной школе в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом

Известно, что методическая система обучения любому предмету представляет собой совокупность пяти компонентов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения. Методические системы учебных предметов, составляющих содержание общего среднего образования, формировались на протяжении многих десятилетий в основном эмпирически, проверяясь школьной практикой и претерпевая заметные изменения с периодом в 10—15 лет.

Информация о работе Особенности преподавания информатики в начальной школе