Осознание социальной и личностной значимости труда взрослых в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 06:36, статья

Краткое описание

Человек-труженик, отдающий на благо родины свои силы и умения, свой талант, является настоящим патриотом, не на словах, а на деле проявляющим свой патриотизм. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности. И, если трудовая деятельность мамы и папы ребенка в быту доступна для наблюдения детьми, ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности,

Вложенные файлы: 1 файл

осознание ребенком социальной и личностной значимости труда взрослых на примере ознакомления с профессиями родителей.doc

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

Осознание социальной и  личностной значимости труда в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями родителей.

 

Христенко Е.В.,

Масюк Т.В.

 

Человек-труженик, отдающий на благо родины свои силы и умения, свой талант, является настоящим патриотом, не на словах, а на деле проявляющим свой патриотизм. Труд – центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности. И, если трудовая деятельность мамы и папы ребенка в быту доступна для наблюдения детьми, ребенок ощущает на себе результаты этой деятельности, то профессиональная трудовая деятельность родителей остается за пределами  понимания ребенка – дошкольника. Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если  процесс труда недоступен для наблюдения (например труд шахтера) или результат труда  не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера). Детские высказывания часто свидетельствуют о том, что даже если ребенок называет профессию мамы, бывал у нее на работе, он так и не понял сути ее профессиональной деятельности, не отделил трудовые процессы от нетрудовых: «Моя мама – экономист. На работе она разговаривает по телефону, пишет, чай пьет…Еще что делает? Еще экономит что-то, ну там деньги чужие…»

Возможно, и нет такой необходимости  обстоятельно знакомить дошкольника  с содержанием труда экономиста, однако в плане осознания личной и социальной значимости труда именно пример родителей обладает возможностью сформировать у детей понимание, что каждый взрослый человек является носителем определенной профессии, что человек выражает себя в трудовой деятельности, что результатом его труда пользуется все общество, что трудом мамы и папы можно гордиться, от трудовой деятельности зависит благосостояние семьи, а от выбора профессии зависит жизненный путь человека.

 Работая над данной проблемой,  мы поставили задачу: Помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать на доступном ему уровне личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.

На первом этапе работы мы выявили  уровень знаний детей о ценности труда их родителей методом опроса (Где и кем работает мама (папа)? Чем они занимаются на работе? Для чего они это делают? Кому стало хорошо от  того, что мама (папа) делают на работе? Любит ли мама (папа) ходить на работу? И пр.) Более половины детей группы затруднялись в ответах: называя профессию родителей, не выделяли трудовые действия, не могли обозначить результат труда, значимость работы для родителей, детей и социума.

На втором этапе работы (непосредственной работе с детьми по осознанию ими  значимости профессиональной деятельности родителей) наиболее эффективными оказались следующие методы:

 

  • Проведение тематических недель «Мама и папа на работе». Весь образовательный процесс на протяжении этих недель посвящен труду наших родителей: вводятся образовательные ситуации и занятия по теме труда родителей (Например математика  в сюжетной форме «В библиотеке» или рисование на тему «Люди в белых халатах») в уголке природы и центре детского экспериментирования появляются образцы горных пород, угля – результат труда шахтера, в центре «Маленькая хозяюшка» - графические рецепты приготовления простых блюд знакомят с трудом повара, в центре игр для мальчиков – альбом с фотографиями различных марок автомобилей знакомит с трудом водителя. На самом видном месте в группе разместили «Уголок трудовой славы родителей»: ксерокопии Почетных грамот, Благодарственных писем,  которыми награждены родители наших воспитанников, фотографии, вырезки из газет: их  содержание прочитает детям воспитатель.
  • Самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда. Так, например, папа Джошгуна рассказал о профессии милиционера, о том, что милиционер не только борется с преступниками, но и следит за порядком на улицах города, чтобы всем удобно и хорошо жилось в Междуреченске. Рассказал о том, что он хотел стать милиционером с детства, очень любит свою работу и гордится ей. Дети  с интересом рассмотрели форму, погоны, примерили форменную фуражку. Очень важно заранее обсудить с родителями что рассказать о своей профессии, посоветовать подобрать конкретную историю, пример, обязательно отметить то, что профессиональная деятельность очень важна для взрослого и приносит общественную пользу. Так с рассказом о своей профессии у нас в гостях побывала мама Максима – музыкант, она не только пришла в концертном костюме и сыграла нам на аккордеоне, но и принесла видеозапись выступления своего оркестра на городском празднике, дала мастер-класс игры на аккордеоне. Максим светился от гордости за свою маму, рассказал, что мама  и его учит игре на музыкальном инструменте и сыграл небольшую детскую песенку.

Запомнилась ребятам  встреча с мамой  Влада, которая  работает кондитером. Ребята попробовали  себя в этой профессии: пекли вместе с мамой Еленой Васильевной замечательное  печенье. А результат труда этой мамы присутствует на столе каждого междуреченца.

  • В работе по ознакомлению с трудом взрослых, согласно технологии программы «Детство», используется «Лесенка трудового процесса», ступени которой последовательно обозначают: цель труда, материалы, инструменты, трудовые действия и результат. Когда дети освоили данную модель,  мы предложили ребятам совместно с родителями заполнить данную лесенку для профессии мамы и папы соответствующими рисунками или знаками, а затем в группе каждый ребенок мог рассказать о профессии своих родителей.
  • Испытать чувство гордости за труд своих родителей помогло ребятам создание фотоальбомов «Я как папа» и «Я как мама». В данных альбомах размещены фотографии мальчиков и девочек, изображающие родителей на работе. Под каждой фотографией размещено небольшое четверостишие, передающие отношение ребенка  к этой  профессии.
  • Наряду с альбомами к празднику 8 марта мы оформили стенгазету «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», рядом с фотографиями мам в стенгазету поместили рисунки детей, изображающие маму на рабочем месте и рассказы детей о труде своих мам.
  • Яркое впечатление оставляют экскурсии на место работы родителей. Долго обсуждалась и проигрывалась детьми экскурсия в пожарную часть, где работает мама Никиты. Дети не только смогли рассмотреть пожарную машину и даже влезть на нее, но и увидели место, где принимается сигнал о пожаре, посмотрели как готовится машина к выезду, рассмотрели яркие плакаты о мерах противопожарной безопасности. В процессе данной экскурсии мальчишки поняли, что профессия пожарника требует большой подготовки, очень ответственна, ведь зачастую от них зависят жизни людей.
  • Результаты этой работы отражаются в самостоятельной деятельности детей. Дети играют в дидактические и сюжетно — ролевые игры, суть которых в установлении цепочки действий между людьми разных профессий: «Как хлеб на стол пришел», «Строим дом», «Кому что нужно для работы», «Откуда появилось платье» и другие.

 

В результате проведенной  работы дети не только открыли для  себя увлекательный мир трудовой деятельности взрослых, но и по – новому взглянули на своих родителей, осознали их в новой социальной роли человека – труженика.

Результаты повторного опроса детей  показали, что 60% ребят не только называют профессии родителей, но и раскрывают содержание этого труда, называют то, чем значим этот труд для окружающих, уважительно относятся  к родителям, гордятся тем, что мама или папа приносят  своим труду пользу другим людям и имеют достижения в профессиональной деятельности.

Кроме того, проделанная работа позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Любимая работа — великое благо. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно трудиться на благо свое, своего города, своей родины, уважают и чтят люди.


Информация о работе Осознание социальной и личностной значимости труда взрослых в процессе ознакомления старших дошкольников с профессиями родителей