Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 10:25, отчет по практике
Единство теоретического и практического обучения в процессе педагогической практики реализуется за счет целостного её построения. Теоретически, можно изучать профессию педагога последовательно, по частям, вооружая будущих учителей, воспитателей знаниями предмета, обучения, воспитания, его закономерностей, целей, принципов, содержания, методов и др. На практике педагогический процесс неразделим и представляет собой целостное явление. Невозможно практически отрывать цели от содержания и методов, обучение и воспитание, формы работы от взаимоотношений участников педагогического процесса.
Отчет по летней практике
омк
05.11.2012 года
Руководитель структурного
подразделения по педагогической практике
Миронова Г.В.
Единство теоретического и практического обучения в процессе педагогической практики реализуется за счет целостного её построения. Теоретически, можно изучать профессию педагога последовательно, по частям, вооружая будущих учителей, воспитателей знаниями предмета, обучения, воспитания, его закономерностей, целей, принципов, содержания, методов и др. На практике педагогический процесс неразделим и представляет собой целостное явление. Невозможно практически отрывать цели от содержания и методов, обучение и воспитание, формы работы от взаимоотношений участников педагогического процесса.
В период педагогической практики, будущий специалист не просто углубляет или закрепляет знания, он открывает их для себя, он их присваивает, убеждаясь в том, что знания, полученные на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе над первоисточниками, делают педагога способным грамотно строить воспитательный процесс, анализировать и оценивать реальную педагогическую жизнедеятельность.
Летняя практика, по существу, является самостоятельной педагогической работой с полной ответственностью за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие. Специфичны время и место этой работы. Время - каникулы, когда дети совсем иначе воспринимают окружающий их мир и все, что с ними происходит. Место - лагерь, чаще загородный. В условиях отдыха дети проявляют себя с самой неожиданной стороны, у них совершенно иные установки и ожидания, чем в учебное время. Деятельность вожатого в лагере многофункциональна; он и воспитатель, и организатор детской жизни, и физрук, и затейник, и няня, и медсестра, и т.д. Загородный оздоровительный детский лагерь достаточно замкнутая социальная система, что порождает массу своеобразных проблем и для детей, и для взрослых.
Детский оздоровительный лагерь становится для практиканта не только местом педагогической практики, но и сильнейшим фактором воспитания и профессионального становления. Здесь на первое место выступают не только и не столько профессиональные знания и умения, сколько личность самого вожатого.
Основной задачей летней практики является приобретение умений организации жизнедеятельности коллектива детей и отдельного ребенка в летний оздоровительный период. Осуществляется под руководством преподавателей колледжа и педагогического персонала детских оздоровительных центров, общеобразовательных учреждений и др.
Базой практики являются загородные и городские оздоровительные центры, площадки, образовательные учреждения дополнительного образования детей, социальные службы и др.
Студенты, достигшие 18 летнего возраста, при наличии вакансии могут быть назначены на штатные должности воспитателей, вожатых, руководителей кружков, руководителей физического воспитания, социальных педагогов и др. Студенты, не достигшие 18 летнего возраста, проходят практику в качестве помощников указанных должностей. На студентов, зачисленных на период летней практики на оплачиваемые должности, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.
В процессе данного вида практики решаются следующие задачи:
- приобретение
умений и навыков
- овладение содержанием и различными формами и метом оздоровительной и воспитательной работы в летний период; охраны жизни и здоровья детей;
- развитие ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной - работы с детьми и подростками.
Летняя практика предусматривает следующие виды деятельности:
В процессе практики студенты должны овладеть следующими умениями:
Чтобы быстро узнать детей, студенту надо использовать не только такие традиционные методы изучения личности ребенка, как беседа с родителями в день заезда, изучение медицинских карт, повседневное наблюдение за поведением ребенка в различных видах деятельности и общения, но и специальные диагностические экспресс-методики. Очень эффективным помощником в работе будет педагогический дневник, в который студент будет заносить всю информацию о каждом воспитаннике, что поможет ему сделать объективный анализ и наметить педагогически и психологически целесообразные пути взаимодействия с детьми.
Подготовка студентов к летней практике
В практике сложилось несколько разных подходов к системе подготовки студентов к летней практике. Студентам читаются лекции, освещающие все стороны организации жизнедеятельности в летнем лагере, проводятся практикумы, тренинги, коллективные творческие дела. Вся практическая работа студентов постоянно анализируется участниками сбора. При таком использовании времени студенты имеют возможность познакомиться с необходимой документацией по организации летнего отдыха детей, соответствующей литературой по вопросам методики работы в лагере, собрать методические материалы для работы в лагере; подготовить разработки различных дел, овладеть оформительскими умениями, проиграть лагерные ситуации и в целом сознательно подготовиться к лагерному сбору, пребывание в котором будет более полезным, чем при ином варианте использования отведенного времени.
Отчётная документация по итогам летней педагогической практики
Тематический план проведения семинара
Темы занятий |
|
|
1. Возрастные, психологические и физиологические способности школьников младшего, среднего и старшего возраста и специфика воспитательной работы в условиях лагеря |
|
|
2. Социально-психологические проблемы детского коллектива. Общение в среде подростков |
|
|
3. Социальный
портрет современного |
|
|
4. Формирование коммуникативной культуры педагога |
|
|
5. Личностная
адаптация студента к |
|
|
6. Педагогическая рефлексия в работе вожатого |
|
|
7. Выявление уровня воспитанности и развития детей и подростков (диагностика и коррекция воспитательного процесса) |
|
|
8 Решение конфликтных
ситуаций в условиях |
|
|
9. Педагогическое мастерство вожатого |
|
|
10. Логика развития кратковременного детского коллектива |
|
|
11. Педагогика
и психология игровой |
|
|
12- Планирование воспитательной работы |
|
|
13. Методика КТД |
|
|
14. Методика
эстетического развития (музыкального,
танцевального, |
|
|
15. Методика экологического воспитания и преодоление негативных явлений в среде подростков |
|
|
16. Методика
воспитательной работы по |
|
|
17. Овладение прикладными навыками работы с детьми |
|
|
18- Зачетное мероприятие |
|
|
Итого |
Выписки из характеристик
3 «АС» Дакенова А.Э., Несмиянова М.В., Вагабова Н.З.
3 «А» Абальянина А.А., Герасимова С.А., Камешева З.К.
3 «Б» Багандова Е.Ш., Табалдыева С.У., Умербекова Д. У.
3 «В» Калиева Г.И., Хабибова М.М.,Нуржанова З.К.
3 «ФК» Кенжалиев Д.Ф., Кушекова Э.Р., Жмыхов М.А.
3 «АФ» Васильев Д.А., Григорян Е.Х., Попов А.В.
2 «С» Семенченкова В.В., Чернышова Д.Д., Уразалиева Э.З.
2 «АД» Германцева М.В., Логинова А.В., Нижеборцевой А.А.
3 «СД» Айбатова А.С., Искабулова А.А., Егозова Е.П.
Руководители в характеристиках отмечали следующие навыки и умения студентов в процессе работы: знание возрастных особенностей детей; умение планировать воспитательную работу в отряде, проявление педагогического творчества и активности, восприимчивость к советам опытных педагогов, умение поддерживать дисциплину в отряде, способность сопереживать и сочувствовать детям, умение решать проблемы и конфликты, изучение специфики проявления возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, состояния их здоровья, условий жизни и воспитания; руководители в характеристиках отмечают, награждены грамотами следующих студентов
Студенты физкультурно отделения (из характеристик) за время прохождения практики проявили себя как хорошие организаторы детского досуга и помощники воспитателя отряда. Активно участвовали в подготовке и проведении различных спортивных соревнований: по теннису, стрит болу, футболу, шашкам и шахматам. В организации соревновании по спортивному ориентированию показали высокий уровень теоретической и практической подготовленности, инициативность.
Что же пишут студенты в своих отчетах???
Летняя педагогическая практика имеет большое значение в профессиональном образовании, так как помогает закрепить полученные психолого-педагогические знания, профессиональные умения и навыки работы с детьми. Понравилось помогать детям проявлять свои способности, разбираться в их душевных переживаний. Практика дала мне много профессионального и жизненного опыта. (Давыденко Т.В. 4 АС).
Работая в разновозрастных отрядах, вожатые - студенты педагогического колледжа умело использовали на практике знания, полученные на занятиях по педагогике, психологии, конфликтологии и других дисциплинах. В своих отчетах студенты приводят примеры наиболее эффективных приемов работы, направленных на сплочение детей и подростков, временно созданных отрядов, воспитание взаимопомощи и поддержки, установление дружеских и уважительных отношений в коллективе Студентам, прошедшим практику в летнем оздоровительном лагере в Геленджике в своих отчетах, отмечают, что проводили занятия по интересам, спортивные состязания, конкурсы юных талантов.
На практике я научилась самостоятельно организовывать игровую деятельность. Я считают, что я справилась со своей задачей: организовала активный отдых детей, с пользой провела их время. Я узнала много множество методов и приемов, как направить деятельность детей в нужное русло. Мои предложения по организации летней практики: больше времени на подготовку, больше предоставлять практической деятельности (игры, практические занятия), увеличить сроки летней практики. (Несмиянова М.В. 4 АС).
Проходя этот тернистый путь, вожатые встретились с такими трудностями как: сохранение дисциплины, враждебное отношение детей, ограниченное количество часов как на подготовку к мероприятиям, так и на его проведение.
Проанализировав все они сделали вывод и дали совет третьим курсам: собрать педагогическую копилку, подружиться с детьми и завоевать их доверие, проводить больше игр на сплочение и в соответствии с возрастом, своевременно заполнять дневник, потому что потом события очень трудно восстановить в памяти, ведь в лагере каждый день новые мероприятия, не выделять любимчиков, постараться заинтересовать их, строго обозначить рамки дозволенного, не забывать хвалить и поощрять за проделанную работу и конечно же не показывать страх.
Учителя из школ благодарны вожатым за их помощь в организации каждого дня, ведь это не так легко как кажется, и ребята проверили на себе каждый.
Теперь мы знаем, что работая в лагере студенты проходят сквозь огонь, воду и медные трубы и делают огромный шаг в бушующую профессию.
«Специальное дошкольное образование» и «Дошкольное образование»
Студентам читаются лекции, освещающие все стороны организации жизнедеятельности детей в летний период. 1 неделя проводится концентрированно.
Основным содержанием летней
практики на 2 курсе является самостоятельное
выполнение учащимися функций воспитателя
групп дошкольного возраста: (материнской
– охрана и укрепление здоровья, развивающей
- воспитывающая и обучающая, диагностическая
и коррекционная, коммуникативная, конструкторско-
Изучение особенностей среды развития ребенка в летний период.
Цель: углублять знания учащихся о построении предметно-пространственной развивающей среды в оздоровительный период, учить устанавливать взаимосвязь между отдельными сторонами педагогического процесса летом.
Знакомство с планированием воспитательно - образовательной работы в летне-оздоровительный период.