Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает.
Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений учащихся средней общеобразовательной школы. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 28.20 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(АГУ)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ПЕДАГОГИКА»

 

НА ТЕМУ: «Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка: Беляева О.

Специальность: История

Группа: ИО-31

Преподаватель: Тарабановская Е.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АСТРАХАНЬ 2012 г.

План.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В современном мире образование  рассматривается как важнейший  компонент экономического роста  и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно  возрастает.

Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений  учащихся средней общеобразовательной школы. Этот компонент, наряду с другими  компонентами учебно-воспитательного  процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать  современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования.

Система оценивания знаний и умений учащихся позволяет установить персональную ответственность учителя  и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется не только по глубине, прочности и  систематичности знаний учащихся, но прежде всего, по воспитанности и  развитию.

На сегодняшний день отметка  чаще всего лишь показывает место, которое  занимает ребёнок среди других учащихся класса, и не служит показателем  его достижений в процессе обучения.

Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к  оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной средней  школе. Тема нашего курсового исследования заключается в том, чтобы определить основные критерии оценки образовательных достижений учащихся в современной средней школе.

Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли  возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято  считать, что оценка является так  называемой “обратной связью” между  учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель  получает информацию об эффективности  обучения предмету. Согласно этому  выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование  знаний и умений учащихся;

-учет результативности  отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых  результатов обучения на разном  уровне.

Цель исследования:

- Выявить педагогические  возможности в процессе оценивания  учебных достижений учащихся  в современной средней общеобразовательной  школе.

Проблема исследования:

Проблема измерения и  оценивания результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике. Решение этой проблемы необходимо для оценки эффективности  педагогических инноваций и технологий.

Сложность педагогических явлений, а также наличие большого числа  факторов, в том числе случайных, которые влияют на педагогический процесс  и его результаты, приводят к тому, что педагогический процесс нельзя рассматривать как полностью  детерминированный. При самой совершенной  организации педагогического процесса мы не можем однозначно предсказать, каковы будут результаты обучения для  каждого отдельного ученика.

В связи с этим современная  система образования выдвигает  требование: каждый педагог должен стремиться к повышению объективности  оценивания, использованию наряду с  традиционными средствами контроля и инновационные достижения педагогической науки.

Объект: Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.

Предмет: Современные требования к оцениванию учебных достижений учащихся и наличие необходимых способов их реализации в современной средней школе.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи исследования:

 

- Выявить основные формы  и методы оценивания знаний  в современной средней школе.

- Изучить опыт работы  учителей средней  школы по  проблеме исследования.

- Раскрыть  комплексный   подход  к  системе  контроля  в  обучении  и  выделить  основные  средства  его  реализации.

 

Структура работы: наша курсовая работа состоит из следующих глав:

 

  1. Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений.
  2. Современные подходы к оценке учебных достижений учащихся: Проблема методологии оценивания учебных достижений в свете современной образовательной парадигмы.
    1. Проблема качества и объективности оценки учебных достижений.

Глава 1.

 

«Понятие и сущность контроля и оценки знаний и учебных достижений».

 

Современный человек живет  и действует в условиях, требующих  высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных  жизненных и рабочих ситуациях. Усложнившиеся социально-экономические  процессы, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток времени  на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность — все это  обусловливает довольно высокие  требования к выпускникам образовательных  учреждений. Сегодня перед всеми  участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к  складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.).

В настоящее время в  преподавательских кругах активно  обсуждается тема разработки общих  принципов и методологии оценивания.

Проблема достоверной  оценки знаний, умений и навыков  учебной деятельности учащихся чрезвычайно  важна и значима для всей системы  образования в целом и для  каждого учителя в частности.

Чтобы определить значимость и важность понятий «контроль  и оценка», надо рассмотреть точку  зрения учёных по этой проблеме. Определяется сущность этих понятий. Оценка есть определение  качеств достигнутых школьником результатов обучения. Проблемой  эффективности оценки учебных достижений учащихся занимались Я. А. Каменский, К.Д. Ушинский.  В основе всего пути развития этого вопроса шли прения относительно разделения проблемы оценки и контроля в связи с реформой образования. Противниками балльной системы  отметок были А.Н. Страннолюбский, П.Г. Редькин. С.Т. Шацкий.

Основной реформой контроля за учебной деятельностью учащихся стал самоучёт и самоконтроль, выявление  результата коллективной работы учащихся, а не отдельного ученика. Одной из наиболее распространённых форм самопроверки стали тестовые задания. В 1932 году был  реализован принцип систематического учёта знаний каждого ученика. А  в 1935 году появилась дифференцированная пятибалльная система оценок через  словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо»), в 1944 году возникла цифровая пятибалльная система оценок.

С конца 50-х – начала 60-х  годов в связи с переходом  к всеобщему среднему образованию  и новому содержанию образования  для всех ступеней обучения совершенствование  оценочного компонента обучения стало  одной из наиболее актуальных проблем. Балл скрывает объект оценки, и без  качественного анализа по нему нельзя объективно судить об успеваемости ученика.

В отечественной школе  сложилась практика «Примерных норм оценок», в которых указывается, каким требованиям должен удовлетворять  устный или письменный ответ ученика  для его аттестации соответствующим  баллом, а также типичные недостатки ответа, за которые балл снижается. По ряду предметов могла быть выставлена дифференцированная отметка – отдельно оценивалось знание теоретического материала, задач, усвоение нового материала  и пр.

Проблема оценки и оценочной  деятельности – одна из актуальнейших  проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни  общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также  выражение результатов этих измерений  всегда вызывали живой интерес педагогов.

 

Если теоретический аспект проблемы более всего волнует  ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности  и достижений ученика в различных  сферах учебной деятельности, все  больше волнует учителей и руководителей  образования.

 

В учебниках педагогики под  оценкой понимается процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемые человеком; отметка же является результатом  этого процесса. На основе оценивания появляется знаковое выражение этого  процесса в виде отметки. Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику –  это уже не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается  невинная роль простого отражения и  фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка  источником радости или серьезных  потрясений. Не замечать эту действительность – значит допустить серьезный  психологический просчет в анализе  оценочной деятельности учителя  и всей системы обучения в школе.

 

Следующее понятие, тесно  связанное с оценкой - проверка знаний. Под проверкой знаний учащихся понимается выявление и сравнение на том  или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой или стандартами. Следовательно, проверка – это сверка учебных достижений ученика с  нормативом (эталоном, стандартом, требованиями). Она устанавливает уровень обученности  школьника, качества его знаний. На основе анализа уровня знаний ученика, обнаруженного в результате проверки, учитель сравнивает его с 5-ти бальной  шкалой. Результат сравнения выражается в форме словесных суждений или  отметки ( знакового выражения этого  суждения).

 

Констатировав определенный уровень знаний учащихся, учитель  имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать  помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение  к его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и проявленные ими  умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе рассматривается  именно с этой позиции. Вместе с тем  остаются в стороне старания и  усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается  и рациональность его учебной  деятельности. Не принимается во внимание и мотив, который заставил его  выучить учебный материал.

 

К сожалению, в традиционной школе на процесс оценивания не влияет и качество самого обучения ( имеется  в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить данный материал. Например: После контрольного диктанта или контрольной работы учитель  обнаруживает, что большинство учащихся слабо справились с заданием, преобладают  “2” и “3”. Он сообщает им результаты и указывает на типичные ошибки, Одновременно проанализировав процесс  обучения, приходит к выводу, что  были допущены методические просчеты. И вот учитель планирует исправление  своих просчетов, однако отметки  уже выставлены, они занесены в  журнал и начинают влиять на жизнь  и отношения детей. Это пример, когда учитель критически отнесся  к своему педагогическому труду. На практике мы часто наблюдаем другое отношение учителя к данной ситуации. Всю вину за результаты контрольной  работы учитель перекладывает на плечи ученика, обвиняя его в  нерадивости и плохой подготовке дома. Вопросы же качества процесса обучения, выстроенного учителем, остаются в стороне и не становятся предметом  анализа и причиной данной ситуации. Можно сделать вывод, что одной  из причин плохой подготовленности ученика  к уроку, отрицательных отметок  на контрольных работах т прочих результатов обучения и воспитания является качество учебно-воспитательного  процесса, организованного учителем.

 

В практике работы школ все  чаще встречаются понятия, как “диагностика”  и “ мониторинг”. Если первое понятие  представляет собой процесс установления причины педагогического явления, то по второму – применительно  к педагогике необходимо не только контролировать, но и реагировать  на те ли иные отклонения от существующих норм в обучении и воспитании. В  этой связи говорят о педагогическом мониторинге.

 

В современной педагогической литературе под этим понятием понимают:

Информация о работе Оценка образовательных достижений школьников в современной средней школе.