Педагоги-классики о типах педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:43, реферат

Краткое описание

Виктор Николаевич Сорока-Росинский - выдающийся отечественный педагог-гуманист. По богатству теоретической мысли и результативности практической деятельности он заслужил право стоять в одном ряду с П.П. Блонским, А.С.Макаренко, С.Т. Шацким. Однако долгое время его имя было мало известно педагогической общественности. Чтобы оценить по достоинству то место, которое принадлежит ему в истории отечественной школы и педагогики, попытаемся рассмотреть то время, в которое ему пришлось жить и работать.

Вложенные файлы: 1 файл

Сорока-Россинский.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Омской области

Омский педагогический колледж №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по педагогической дисциплине

на тему: «Педагоги-классики о типах педагогов»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 305 гр.

Габбасов Ханбек Алибекович

 

Проверил:

преподаватель педагогики

Сыкало Оксана Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск - 2008

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Виктор Николаевич Сорока-Росинский - выдающийся отечественный педагог-гуманист. По богатству теоретической мысли и результативности практической деятельности он заслужил право стоять в одном ряду с П.П. Блонским, А.С.Макаренко, С.Т. Шацким. Однако долгое время его имя было мало известно педагогической общественности. Чтобы оценить по достоинству то место, которое принадлежит ему в истории отечественной школы и педагогики, попытаемся рассмотреть то время, в которое ему пришлось жить и работать.

Это было время на сломе  эпох, где рубежом стал 1917 год. Россия нач. XX в. жила в ожидании судьбоносных перемен. Это коснулось и отношения к системе народного образования, которая подверглась резкой критике за отрыв от актуальных потребностей и запросов общества, что особенно наглядно выявилось в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг. Подчеркивалось, что русская школа, прежде всего гимназия, созданная по образцу немецкой классической гимназии, лишена национального   характера   и   поэтому   не воспитывает молодежь в духе патриотизма. Такого рода критика резко усилилась, когда началась первая мировая война и Россия вступила в военное противоборство с кайзеровской Германией. Обращалось внимание на отрыв школы от семьи, на мелочную регламентацию всей внутришкольной жизни, отсутствие уважения к личности учащегося. Передовая общественность требовала от правительства приступить к созданию подлинно национальной русской школы. Учитывая это, царская администрация организовала комиссию под руководством министра народного просвещения графа П.Н.Игнатьева, которой было поручено подготовить проект школьных реформ.

Объективно реформы  были нацелены на создание школы, наиболее полно отвечающей либерально-буржуазному пути развития российской государственности, но существенно ограничивали прежние феодально-дворянские привилегии в данной сфере. Ведущим началом было требование подлинно национальной русской школы.

Призыв к созданию подлинно национальной русской школы встретил горячую поддержку общественности. Хотя трактовка идеи национальной школы в официальных материалах  признавалась несколько расплывчатой, однако демократичность самого замысла и конкретные пути его воплощения были оценены по достоинству. Наряду с рассмотрением самого понятия «национальная школа» внимание было привлечено к таким его аспектам, как соотношение национального и общечеловеческого, национального и социального в содержании образования и построении учебно-воспитательного процесса.

Таков был исторический фон, на котором развернулась деятельность В.Н.Сороки-Росинского.

Далее в работе остановимся  на  некоторых фактах биографии и педагогической деятельности, а также  более подробно рассмотрена типология педагога, которую представил Сорока-Росинский в работе «Школа им. Ф.М. Достоевского».

 

Биографическая  информация

 

Он родился 25 ноября 1882 г. в Новгород-Северском в семье офицера. Окончив гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. По его окончании преподавал в школе, в том числе в известной Стрельнинской гимназии. В течение двух лет работал в психологической лаборатории Военно-медицинской академии, которой руководил отечественный психолог А.Ф. Лазурский. В период с 1906 по 1917 г. его статьи систематически появлялись на страницах педагогических журналов.

Круг его интересов  был широк: философские и методологические вопросы психологии, проблемы национальной психологии и пути развития русской национальной школы, вопросы воспитания, в том числе трудных и аномальных детей и подростков, взаимоотношения учителей и учащихся и многое другое. В 1916 г. в «Русской школе» он публикует серию статей, представляющих по сути дела монографию, объединенную общим замыслом, — «Путь русской национальной школы».

В.Н. Сорока-Росинский, поддерживая идею национальной школы, развивает мысли К.Д.Ушинского о народном характере воспитания. Он подходит к этой проблеме с социально-психологической точки зрения и, по существу, рассматривает вопрос о менталитете русского этноса, его национальном своеобразии. Именно этим своеобразием, полагал он, должны определяться цели и особенности образования и воспитания, тогда как «педагогические частности» могут свободно заимствоваться. Чтобы воспитывать молодежь в национальном духе, необходимы следующие условия: уменьшение непосредственных иностранных влияний (иностранные бонны и гувернантки, немцы и чехи в руководстве русских учебных заведений и др.); активизация общественной деятельности в сфере образования; издание оригинальной педагогической литературы; предоставление в известных пределах самостоятельности педагогическим союзам и объединениям; расширение возможностей их участия в выработке соответствующих законодательных актов; актуализация в школьном курсе тематики по русской истории и литературе, географии и этнографии России. Важно также развивать и укреплять у учащихся чувство уважения к закону и к науке.

Для всех мыслящих людей  российского общества была очевидна неизбежность коренных перемен.

Грянул 1917 год и Россия стремительно пошла по пути «безэтапных  прорывов», которых он так опасался. Октябрьский переворот и установление советской власти сопровождались решительным отказом от прежних традиций во всех областях общественной жизни. Коммунистическая идеология поставила задачу крутой ломки того исторического сознания, которое веками формировалось в народных массах. Октябрь 1917 года рассматривался как начало принципиально новой истории России. Провозглашался приоритет классового подхода в трактовке общечеловеческих и национальных ценностей. Интернационализм противопоставлялся национальному сознанию и патриотизму. Новое революционное мировоззрение должно было включать в себя и воинствующий атеизм, отрицающий не только церковные догматы, но и всю историю духовной культуры, социально-политическую роль духовенства в истории Российского государства.

Ломка приоритетов и ценностей, происшедшая в это время, потребовала от него немалого мужества, чтобы найти свое место в жизни. Однако он получил возможность продолжать  преподавательскую  деятельность.

В 1918-1920 гг. работал в Путиловском училище им. А.И.Герцена, которым руководил В.А.иГердт, представитель известной династии русских педагогов, создавший школу нового типа с прекрасным педагогическим коллективом. С 1920 по 1925 г. возглавлял школу для трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, потом преподавал в ряде школ Ленинграда, в Торфяном техникуме для трудновоспитуемых, в учебном заведении для психоневротиков при Ленинградском педологическом институте. Одновременно был сотрудником этого института вплоть до его закрытия в 1936 г.

В годы войны В.Н. Сорока-Росинский пережил все тяготы ленинградской блокады. В состоянии крайнего истощения был эвакуирован на Алтай, затем переехал в Киргизию, работал в учебных заведениях и органах народного образования. В Ленинград вернулся в 1948 г. Годы брали свое, здоровье было подорвано. Однако он нашел силы организовать детский клуб на дому — «академию», как шутливо ее называл. Помогал ребятам, отстающим по русскому языку, играл с ними в орфографическое лото. В его набитой книгами комнате дети слушали увлекательные рассказы по истории, литературе, искусству, беседовали со старшим другом. Он бродил с ними по Ленинграду, знакомил с историей и архитектурой города, ездил на взморье.

В.Н. Сорока-Росинский погиб 1 октября 1960 г. Он поехал за билетами в кино, чтобы порадовать отстававшую в учении больную девочку, наконец-то получившую первую пятерку. Плохо видя и слыша, не заметил приближавшегося трамвая. Так с билетами, зажатыми в руке, он и умер.

Биография В.Н.Сороки-Росинского не изобилует яркими событиями и  карьерными взлетами. На первый взгляд, она кажется обыденной. Он жил, как и большинство его современников, надеждами на лучшее, честно трудился, погруженный в тяготы повседневности. Но это была жизнь человека, обладавшего ярким темпераментом, недюжинным умом, большим личным обаянием.

 

Школа им. Ф.М. Достоевского

 

В 1920 возглавил школу  им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых  детей (всемирно известную «Республику Шкид»). Проявил себя как выдающийся педагог. Выработал и сформулировал принципы новой педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др. Свой опыт описал в незаконченной работе «Школа им. Достоевского».

В сентябре 1920 года в доме по Старо-Петергофскому проспекту  появилось семеро мальчиков для продолжения своего обучения, таким образом, было образовано новое учебное заведение: "Петроградский отдел народно-индустриального воспитания имени Достоевского" для трудновоспитуемых. С первых дней надо было решить противостояние: Мы-учащиеся, Они-педагоги; надо было на деле доказать, что тут люди честные, и никто никого тут обижать не собирается, выбрали старост по различным отраслям хозяйства, им в помощь дежурных на каждый день, чтобы они чувствовали себя сотрудниками. Не объектами, но субъектами. Заведена «Летопись».

Надо было организовать обучение. Ребят поделили по тяге к знаниям на два отделения. Но чем занять детей после уроков? Выручала хорошая библиотека. От чтения перешли к ролевому чтению, и это делалось по-немецки. Инсценировке подвергались русский язык, литература, немецкий и история.

В основу школы был  положен творческий труд. Использовалось игровое начало в обучении и воспитании. В школе никакой вид труда не применялся как наказание. Классное руководство и преподавание, а также домашнее задание строились дифференцированно. Использовались тематические выступления. Учеба - вот главное оружие перевоспитания. Надо было ускорить процесс обучения. Снижение утомляемости достигалось за счет того, что всякое знание переходило в деяние. Преследовалась ориентация на индивидуально-типологические особенности ученика. Обучение способствовало развитию самостоятельности, инициативности учащихся, при этом использовались принципы:

  1. Поменьше учителя, побольше ученика.
  2. Поменьше объяснений, побольше упражнений.
  3. Тяжело в учении, легко в подходе.

В школе использовался метод тренировочных упражнений, фактор влияния личности учителя на воспитанника. В школу поступали дети 13-14 лет, а в 16-17 лет они заканчивали школу.

 

«Основные породы педагогов» по мнению В.Н. Сороки-Росинского

 

В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся, о личности педагога, как, пожалуй, о самом важном факторе воспитания, о значении примера, который подает педагог. Но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой.

Каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода - каждый в своем стиле. Стиль в архитектуре - это органическое единство целого и его частей, это какая-то идея или цель, лежащая в основе здания и выражающаяся определенными, соответствующими этой идее или цели признаками во всех его частях. Каждая Деталь стильного здания по-своему выражает это целое, замысел архитектора, и каждая деталь здания находится в определенном соотношении с каждой другой деталью, также определяя ее характер. Бывают здания, выдержанные в одном строгом стиле, и здания безо всякого стиля, казармы или дома, которые иногда строятся теперь по девизу одного бравого зодчего, провозгласившего после отмены всяких излишеств и украшательств очень простой девиз: «Дома строятся для того, чтобы в них жить, а не для того, чтобы на них смотреть».

Породы педагогов - это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть», а чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые свои стороны, и все особенности этого орудия, т. е. своей личности, как учителя и воспитателя.

Гоголь первым в литературе показал, на какие две группы делятся педагоги: это учителя, которые ломают стулья, когда дойдут до Александра Македонского, и учителя, которые делают «от доброго сердца» рожу и всякие гримасы, когда к ним на урок приходит начальство, чтобы выведать, «не внушаются ли юношеству вольнодумные мысли».

Обычно в театре или в классе, когда слушают слова городничего  и Луки Лукича, все дружно смеются. Но, педагогам надо знать, что это карикатура учителя, шарж, невероятная гипербола; для красного ли словца показал нам Гоголь таких учителей, или здесь кроется нечто глубокое, основное.

Учителя в этом городишке единственно  сколько-нибудь образованные люди: чтобы преподавать в городском училище, надо было кончить учительскую семинарию, т. е. нечто среднее между теперешним педагогическим училищем и учительским институтом. Это интеллигенция города. Но они не приняты в местном обществе - у приятелей и сослуживцев городничего и местного дворянства, на них смотрят пренебрежительно: ведь городничий, который не только каждого торговца тут знал по фамилии, но и чуть ли не каждую собаку по ее кличке, никак не может запомнить фамилий учителей. Вот каков их общественный вес. Но им некуда податься и в другой части городских обывателей: с купечеством, темным, хищным, им не найти общего языка, а дальше идут уже мелкие чиновники, держиморды разных учреждений. Жуткое одиночество и полная беспомощность. А ведь эти учителя были молоды, к чему-то стремились, некоторые мечтали о подвиге, о героической деятельности — декабристы ведь еще были в памяти.

Информация о работе Педагоги-классики о типах педагогов