Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:56, курсовая работа
Цель работы: выявить причины появления упрямства и капризов, методы и приемы для борьбы с ними.
В соответствии с объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы изучаемой проблемы
Исследовать особенности детско-родительских отношений
Разработать рекомендации для родителей по совершенствованию процесса воспитания
Введение
Упрямство и капризы детей в семье, возрастные особенности их проявления
1.1 Упрямства и причины их появления
1.2 Капризы и причины их появления
1.3 Кризисы развития
1.4 Периоды проявления упрямства и капризов
Исследование стиля воспитания для предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов у детей в семье
2.1 Роль родителей в развитии ребенка
2.2 Предупреждение и преодоление капризов
2.3 Предупреждение и преодоление упрямства
2.4 Исследование приемов и методов в борьбе с упрямством и капризами
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВЫСШИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Кафедра гуманитарных
и психолого-педагогических дисциплин
ПЕДАГОГИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ УПРЯМСТВА И КАПРИЗОВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Курсовая работа
по курсу «Педагогика»
Содержание
Введение
Упрямство и капризы детей в семье, возрастные особенности их проявления
1.1 Упрямства и причины их появления
1.2 Капризы и причины их появления
1.3 Кризисы развития
1.4 Периоды проявления упрямства и капризов
Исследование стиля воспитания для предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов у детей в семье
2.1 Роль родителей в развитии ребенка
2.2 Предупреждение и преодоление капризов
2.3 Предупреждение и преодоление упрямства
2.4 Исследование приемов и методов в борьбе с упрямством и капризами
Заключение
Список использованных источников
Введение
Темой для изучения в данной курсовой работе стала проблема предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов детей в семье.
Даже самые мягкие, послушные и самые спокойные дети иногда капризничают, и найдется ли на свете ребенок, которого хоть однажды не назвали бы упрямым? Упрямство и капризы – самые, видимо, распространенные из всех детских недостатков. Очень часто родителям приходится сталкиваться с упрямством и капризами детей, когда они отвергают все авторитеты и ни за какие блага не желают слушаться. Из этого следует, что вероятнее всего нет ни одного родителя, который избежал бы борьбы с этой проблемой.
Большую роль в предупреждении появления и преодолении упрямства и капризов играет воспитание и семейная обстановка. По мнению автора В.М. Целуйко неблагоприятная семейная обстановка а также ошибки в семейном воспитании укрепляют противоречивое отношение ребенка к окружающему миру, что приводит к значительным отклонениям в формировании его личности. Такие отклонения, называемые личностными недостатками, внешне проявляются как нарушения поведения. И наиболее распространенными поведенческими нарушениями являются упрямство и капризы. Некоторые родители ошибочно считают, что капризы и упрямство – явления, которые «пройдут сами собой» и поэтому не предпринимают своевременных мер для их предупреждения.[7] На самом деле, если своевременно не реагировать на упрямства и капризы, это может привести к ряду проблем в развитии личности ребенка.
Капризы оказывают влияние на развитие ребенка, прежде всего, расшатывая нервную систему, и могут привести к неврозам. Следовательно, капризы ребенка требуют пристального внимания со стороны взрослых. Упрямство же проявляется как признание человеком лишь собственного мнения, собственных аргументов и стремление руководствоваться ими в своих действиях и поступках. Поэтому очень важно заметить зарождение у ребенка этой негативной черты и предотвратить ее формирование.
Из выше сказанного следует, что проблема предупреждения появления и преодоления упрямства и капризов детей в семье на сегодняшний день очень актуальна.
Объектом моей работы являются детские капризы и упрямство.
Предметом исследования является процесс совершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления упрямства и капризов у детей.
Цель работы: выявить причины появления упрямства и капризов, методы и приемы для борьбы с ними.
В соответствии с объектом и предметом исследования мною были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психологической, педагогической, литературы по изучаемой проблеме; опрос, беседы; наблюдение; математическая обработка результатов исследования.
Для того, чтобы узнать какие методы чаще всего используются для борьбы с поведенческими нарушениями детей, мною был проведен опрос работников УО «Общеобразовательная средняя школа №1 г. Сморгони». Всего в опросе участвовало 39 человек, каждый из которых поделился личным опытом преодоления упрямства и капризов своих детей. Это исследование мне помогло рассмотреть, какие приемы для преодоления упрямства и капризов используют родители в наше время.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе можно узнать, что собой представляют упрямства и капризы, выяснить причины их появления. Также она позволит ознакомиться с кризисами развития детей и с периодами проявления упрямства и капризов. Во второй главе основной акцент поставлен на предупреждение появления и преодоление упрямства и капризов у детей, рассмотрены приемы и методы, с помощью которых можно предупредить появление и преодолеть упрямства и капризы. Также рассматривается роль родителей в развитии ребенка. Во вторую главу включены результаты проведенного мною исследования.
I Упрямство и капризы детей в семье, возрастные особенности их проявления
1.1 Упрямства и причины их появления
Упрямство – это отрицательная черта детского поведения, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям других людей (вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов). Упрямство проявляется также и в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно, не приносит реальной пользы. Иногда проявляется как неадекватное стремление к самостоятельности и независимости своего «я». Некоторые проявления упрямства так же, как и негативизм, выступают в качестве средства психологической защиты, имеют избирательный характер, проявляются только в определенной обстановке (например дома, но не в школе) и в отношении определенных лиц (например матери, бабушки, но не отца).
Упрямство бывает стойким или ситуативным. В слабой форме может быть всего лишь особенностью поведения, которую нетрудно исправить, а в устойчивой форме оно может привести к формированию социально-опасных черт личности. Упрямство в таких случаях проявляется как признание человеком лишь собственного мнения, собственных аргументов и стремление руководствоваться ими в своих действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными. Нередко упрямство проявляется в неразумном стремлении добиться исполнения сиюминутного желания вопреки всем разумным доводам окружающих.
Причина упрямства, как формирующейся черты характера и как формы поведения связана, прежде всего, с неправильным воспитанием. Чаще всего это привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в атмосфере неразумной любви, захваливания, отсутствия требовательности со стороны взрослых, привыкшего к тому, что все его желания, прихоти беспрекословно выполняются. Вместе с тем, упрямство может быть и своеобразной формой протеста ребенка, выражением недовольства относительно поведения его развивающейся самостоятельности и инициативы, чрезмерно строгого режима, муштры, множества необоснованных запретов, несправедливости взрослых. Кроме того упрямство может быть следствием подражания соответствующему поведению родителей.
Упрямство, если своевременно не обратить не него внимание и не принять меры к его преодолению, может стать чертой характера. К тому же упрямство является социально опасной чертой личности, так как порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности, склонности к скандалам, легкой возбудимости. И если такие проявления в поведении ребенка при попустительстве родителей еще в дошкольном возрасте из импульсивных реакций переходят в устойчивое состояние, то в последующем деформации личности неизбежны. [7]
1.2 Капризы и причины их появления
Капризы – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях, в необоснованном противодействии и сопротивлении требованиям взрослых, в стремлении настоять на своем. Ребенок использует каприз как инструмент в регуляции взаимоотношений со взрослыми. Внешние капризы проявляются в недовольстве, раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, качается по полу, швыряет вещи, кусается, царапается и даже пытается навредить самому себе. Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ в чем-либо, тем более он склонен к капризам, и если ему все-таки удалось добиться своего, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще. Причем ребенку не столь важно, чтобы его желания исполняли, важен сам процесс подачи команд и приказов. Чтобы все делали так, как он хочет. Его почти не интересует, дадут или не дадут предмет его желаний: он просто проявляет свое стремление руководить действиями и поведением взрослых. Капризный ребенок своими командами и приказами утверждает себя.
Капризы могут носить характер случайных, эпизодических проявлений, но нередко закрепляются и превращаются в привычную форму поведения ребенка: выражаются в агрессивности, плаче, шуме и становятся отрицательной привычкой, чертой личности.[7]
Существует несколько основных причин детских капризов. Во-первых, ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него что-то болит, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствует и понимает взрослый. Во-вторых, капризничая, ребенок, возможно, просто хочет привлечь к себе внимание родителей. Он выбрал такой способ пообщаться, потому что ему не хватает общества родителей, внимания, любви. В-третьих, ребенок, вероятно, уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться.
Еще одной причиной детских капризов является то, что очень часто капризами ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. [5]
Но наиболее частая причина, из-за которой детские капризы повторяются – неверная реакция взрослых на капризы детей.[7]
1.3 Кризисы развития
Кризисы развития - это относительно короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течении которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают в возрасте 1 года, 3 лет, 7лет, 13 лет, так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических, таким образом, кризисы - это переходы между стабильными периодами.
Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей.
Основная задача родителей, действуя грамотно смягчить проявления кризиса. Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества: ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимой для ребенка; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего "Я". Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений. [10]
1.4 Периоды проявления упрямства и капризов
Упрямство и капризы начинают проявляться еще в возрасте одного года. Возраст от 1 до 3 лет может конкурировать только еще с одним возрастом – подростковым. Его границы совпадают с двумя возрастными кризисами, главными мотивами которых является обретение малышом независимости и самостоятельности – кризисами одного года и трех лет. Капризность и упрямство – спутники любого возрастного кризиса в детстве. В наибольшей степени это относится к детям раннего возраста. Внутренняя кризисность, психологическая противоречивость возраста – глубинная причина негативных поведенческих проявлений малыша.
Примерно в один год ребенок встает на ноги и начинает сам передвигаться на них, одновременно научаясь подчинять себе окружающую действительность «на расстоянии» - при помощи слова. Ребенок уже не привязан ни к кроватке, ни к манежику, ни к рукам взрослого. Перед ним открываются поистине грандиозные перспективы. В это время происходит важный этап для ребенка, психический процесс: это первое, яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. [10]
Девизом кризиса трех лет, который психологи называют кризисом самостоятельности, служит гордое, упрямое и непокорное «Я сам!». В возрасте 3-5 лет ребенок начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время и появляются первые настоящие капризы, так пугающие родителей. До этого такой покладистый ребенок вдруг словно забывает все другие слова кроме "нет" и "не хочу", становится капризным и строптивым, упорно отказывается выполнять требования. И ведет он себя при этом крайне, на наш взгляд, некрасиво: кричит, визжит, топает ногами, плачет, швыряет все, что попадается под руку, бросается на пол. Причем все это может происходить не только дома, но и на улице, на глазах у многих сочувствующих. Переступив трехлетний порог самостоятельности под названием "Я сам", ребенок хочет распространить ее на все.