Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 19:33, реферат
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.
Введение
РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме…………………………... 6
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции……………………6
2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме………13
Заключение……………………………………………………………………..17
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭНГЕЛЬССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
Кафедра «Гуманитарных наук»
РЕФЕРАТ
на тему: « Педагогическая мысль античности»
Выполнил:
ст. группы ООС-41
Бурова А.В
Проверил:
Семенова Т.В
Энгельс 2013
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли………………………………………………………. 4
РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме…………………………... 6
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции……………………6
2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме………13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы
Введение
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и по существу неотделима от развития общества. Педагогические знания относятся к той специфической сфере человеческой деятельности, которая связана с воспитанием, подготовкой подрастающих поколений к жизни. Слово «педагогика» обычно ассоциируется с воспитанием, формированием человека. Само же воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества.
Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного производственного, социального и духовного опыта последующим поколениям людей стала важнейшей предпосылкой существования и развития человеческого общества и одной из его существенных функций. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития человеческого общества, присуще ему с самого начала его возникновения.
Термин «педагогика» возник в Древней Греции (V–IV вв. до н. э.). В буквальном смысле греческое слово «пейдагогос» (греч. paidagogos – pais (paidos) дитя + agо – веду, воспитываю) означает детоводитель (детовождение). В Древней Греции педагогом называли раба, которому поручалось водить детей своего господина в школу или сопровождать во время прогулки. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. От этого слова и получила название наука о воспитании и обучении – педагогика.
РАЗДЕЛ 1. Предпосылки появления категории "интерес" в античной педагогической мысли
Предполагают, что предпосылки возникновения категории «интерес» в исторической ретроспективе следует искать в греческой философской мысли. Одной из первых теорий, в которой присутствует эта категория, была концепция «врожденных идей». Согласно ей человек от рождения обладает определенным объемом знания, но, чтобы им воспользоваться, необходимо стремиться к его «припоминанию». Знание находится в душе, поэтому познание – это процесс его извлечения из глубин души. Хотя эту концепцию связывают с именем Платона, ее основоположником, на наш взгляд, является Сократ.
Сократ был одним из первых, кто
обратился к категории «
Для Сократа лучший путь образования человека
был связан с общением, совместной работой
учителя и ученика в решении увлекательной
проблемы. Совместная деятельность учителя
и ученика предполагает субъект – субъектные
отношения и важно, что они существовали
и поощрялись Сократом еще в античное
время. Он пользовался методом диалога
в общении с учеником. Его диалог состоял
из двух этапов. На первом этапе он вопросами
пытался побудить учеников найти проблему
среди уже известных, понятных фактов.
Эта проблема должна была увлечь ученика,
значит, вопросы ставились таким образом,
чтобы его заинтересовать. Считается,
что Сократ использовал искусно поставленные
вопросы как средство стимулирования
интереса и побуждения к активной мыслительной
работе. Важно отметить, что он относил
интерес к признакам хороших способностей.
Поскольку способности рассматривались
им как врожденное качество, обязательно
подлежащее развитию, правомерно сделать
вывод, что интерес у Сократа присущ человеку
от природы.
Благодаря своим способностям и помощи учителя человек может стать искусным мастером, но, согласно Сократу, процесс познания ограничен властью богов. Предполагается, что развитие интереса в то время также ограничивалось властью богов, то есть, считалось спонтанным, самопроизвольным.
На втором этапе учебного диалога, когда проблема уже определена, вновь используя вопросы, Сократ подводил ученика к признанию, рождению истины. Ученику-собеседнику или «определяющему» казалось, что он достиг этого сам. Мы считаем, что в этом заключается высшее педагогическое искусство, так как выводы и суждения, сделанные самим учеником, представляют для него наибольшую ценность. Они вызывают эмоциональный и интеллектуальный подъём, чувство самоудовлетворения, что способствует развитию интереса. По моему мнению, интерес в концепции Сократа является одним из условий обучения, и его следует рассматривать как важную причину стремления к успеху или неуспеху в учебе.
В современной психологии стремление понимается либо как активная сторона потребностей, либо как потребностные отношения, в которых предметное содержание еще свернуто .
В древнегреческой философии в той ее части, где сформировались педагогические знания, появилась и стала развиваться категория «интерес», первоначально пребывавшая в имплицитном виде. Считалось, что стремление к знанию имманентно присуще человеку, это единое целое с ним и безусловное благо. Само знание является врождённым, оно происходит из души, где обитает природа, следовательно, процесс познания и его инициация природосообразны.
Мы формируем интерес к освоению субъектной элементарной педагогической деятельности и совершенно логично возникает вопрос «Как его формировать?». Ответ на него дали еще древнегреческие философы: решение увлекательной проблемы вместе с учителем, общение, побуждающие вопросы, самостоятельный поиск ответов учениками, наглядность или опора на чувства, а также положительные эмоциональные переживания. Для младших школьников это одни из самых эффективных средств обучения. Дети младшего школьного возраста энергичны, пытливы, хотят глубже познакомиться с интересующим их предметом, испытывают удовольствие от того, что их хорошую работу ценят и поощряют. Это и есть те признаки интереса, которые мы выделили в ходе анализа античной педагогической мысли.
РАЗДЕЛ 2. Воспитание в Древней Греции и Риме.
1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.
На островах Эгейского
моря, прежде всего на Крите, и на материковой
территории Греции в 3—2-м тысячелетиях
до н.э. сложился особый тип культуры, во
многом схожий с древними восточными цивилизациями,
многими нитями, и экономическими и культурными,
связанный с Египтом, Малой Азией, Финикией,
Междуречьем.
В условиях этой самобытной культуры уже
в 3-м тысячелетии до н.э. на Крите зародился
вид письменности, восходивший к пиктографическим
знакам, к протошумерской письменности
и отражавший потребности храмов и дворцовых
хозяйств.
В середине 2-го тысячелетия до н.э. в этом
регионе получает распространение слоговое
письмо, которым владели не только жрецы,
но и служители царских дворцов и даже
богатые горожане. В критском письме уже
появились знаки для передачи как согласных,
так и гласных звуков, другие признаки
постепенного перехода к алфавитному
письму.
Подобно древневосточным цивилизациям,
первоначально центры обучения создавались
здесь при храмах и царских дворцах. Так
при дворце критского царя имелось специальное
помещение для служителей-писцов и их
учеников. Критские писцы установили твердые
правила письменности: направление письма
слева направо, расположение строк сверху
вниз; они стали выделять заглавные буквы
и красную строку. Все это стало в той или
иной степени достоянием европейской
письменной культуры последующих веков.
Культурное развитие в Древней Греции
и на Крите было задержано вторжением
с Балкан в XII—XI вв. до н.э. дорийских племен,
воинственных обитателей периферии греческого
мира. Воспитание и обучение юношества
в Греции в ГХ—VIII вв. до н.э. отражено в
эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея»,
авторство которых по античной традиции
приписывается легендарному древнегреческому
поэту Гомеру. Школьных форм обучения
гомеровская Греция еще не знала, но внимание
к воспитанию детей было большим. Сложился
образ совершенного человека, личности
развитой умственно, нравственно и физически.
В воспитательной практике этим идеалом
руководствовались как педагогической
целью. Герои Гомера воспитывались домашними
учителями, наставниками, как правило,
старцами. Таким предстает перед нами
Феникс, учитель Ахилла. Он формулирует
образовательную цель так: «Да, тебя всему
научу я: был бы в речах ты вития и делатель
дел знаменитый».
Герои Гомера владеют яркой и образной
речью, знают мифы, деяния богов и предков,
историю своего рода, поют и играют на
музыкальных инструментах, читают письменные
послания. Гомер характеризовал идеального
героя как «способного мыслить, мудрого».
Грек архаической эпохи должен был быть
развит физически, подготовлен к пользованию
оружием. В эпических поэмах в связи с
этим даются следующие характеристики:
«крепкий, выносливый», «стремительный,
сильный мышцами», «способный вести бой».
Художественно раскрыт Гомером и идеал
нравственного воспитания, его герой «славный
в потомках», «действующий, как заведено
по обычаю», «справедливый», «верный»,
«надежный». Конечная цель воспитания,
по Гомеру, — достичь славы, превзойти
в доблести своего отца: «Пусть о нем некогда
скажут, из боя идущего видя: он и отца
превосходит!» — говорит Гектор о своем
сыне. Воспитателями применялись традиционные
приемы, с одной стороны, стимулирующие
положительное поведение, с другой — пресекающие
нежелательное. Подросткам внушалось
быть «лучшими среди сверстников».
На рубеже VIII—VII вв. до н.э. традиционное
древнегреческое воспитание нашло описание
в поэме «Труды и дни» Гесиода. Здесь в
художественной форме изложены правила
житейской мудрости, приведены бытовавшие
в то время назидания юношеству. Можно
сказать, что Гесиод положил начало дидактической
поэзии.
В период
расцвета Эллады, в VI—IV вв. до н.э., ведущую
роль среди составлявших ее мелких государств-полисов
играли Афины в Аттике с республиканским
строем правления и Спарта в Лаконии, формально
возглавлявшаяся царями, власть которых
существенно ограничивалась Советом старейшин
— герусией. Эти два полярных полиса, города-государства,
дали два различных образца организации
воспитания в древнегреческом мире.
В Спарте сложился идеал сильного духом,
физически развитого воина, но по сути
своей невежественного человека. Еще Аристотель
заметил, что основной недостаток спартанского
воспитания заключался в том, что спартиаты
чувствовали себя уверенно лишь в ходе
военных действий, а досугом своим пользоваться
не умели, поскольку обладали ограниченным
кругозором. Напротив, в Аттике юношеству
давалось широкое, универсальное по тем
временам образование. Это отличие выражено
афинянином Периклом в речи, приведенной
Фукидидом в его «Истории»: «...я утверждаю,
что все наше государство — центр просвещения
Эллады; каждый человек может, мне кажется,
приспособиться у нас к многочисленным
родам деятельности...»
Воспитание полноправных граждан Спарты
было целиком и полностью в ведении государства.
Здесь был осуществлен один из первых
известных человечеству опытов огосударствления
личности. Благодаря подробным описаниям
воспитания спартиатов, которые приведены
Ксенофонтом, Плутархом, Павсанием, можно
восстановить его достаточно целостно.
В Спарте целенаправленному воспитанию
придавали решающую роль в деле формирования
человека.
Плутарх в сочинении «Изречения спартанцев»
привел легенду о том, как законодатель
Ликург убедил в необходимости воспитания
народное собрание. Он показал старейшинам
двух собак, одна из которых, охотничьей
породы, была приучена к лакомой пище,
а другая, сторожевой породы, — к псовой
охоте. Когда перед ними положили еду и
выпустили зайца, то каждая устремилась
к чему была приучена. И вывод: «воспитание
для выработки добрых качеств значит больше,
чем природа», всем необходимо в течение
всей жизни учиться доблести.
Общественное воспитание спартиатов начиналось
с первого дня жизни. По словам Плутарха,
новорожденного осматривали старейшины.
Слабых и уродливых детей кидали в пропасть
Тайгет, отнимая у них жизнь, а здоровых
и крепких передавали опытным кормилицам.
Кормилицы из Спарты, как хорошие воспитательницы,
ценились во всей Греции. Они малышей не
пеленали, оставляя свободу движения телу;
приучали их соблюдать меру в еде и не
быть разборчивыми к пище; учили не бояться
темноты, не пугаться; кормилицы умели
останавливать плач и предупреждать капризы
детей.
С 7 лет всех мальчиков-спартиатов собирали
вместе и делили на так называемые агелы,
которые, в свою очередь, состояли из илов;
более мелких подразделений. В этих товариществах
ровесники жили вместе. Агелу возглавлял
один из мальчиков, отличавшийся умом
и гимнастическими умениями. Плутарх называл
агелы «школой^тослушания», где мальчики
«упражняются в искусстве повелевать
и подчиняться», т.е. готовиться быть послушными
гражданами, исполнителями воли властей.
Грамоту же спартанцы изучали только ради
«потребностей жизни».
С 13-летнего возраста подростки обучались
и воспитывались, по словам Плутарха, в
«школах для гимнастических упражнений»,
которые возглавлял специально назначенный
старейшинами «педоном», у него был помощник
из числа старших юношей — «эйрен». Эти
школы находились под бдительной опекой
представителей старшего поколения, которых
ученики беспрекословно слушались, считая
их своими «отцами, учителями и наставниками».
В этих государственных учреждениях подростков
упражняли в военном искусстве, они участвовали
в учебных сражениях и доходах. С ними
проводили беседы нравственного содержания
с целью научить молодых спартиатов отличать
хорошее от дурного. Такого рода беседы
должны были приучить подростков к краткости
и ясности речи. Отсюда и понятие «лаконичность».
Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались
публичным испытаниям, «агонам», которые
подразделялись на гимнастические, когда
юноши должны были показывать свои успехи
в физической подготовке, и мусические,
прежде всего состязания в пении и игре
на флейте. И гимнастические и мусические
испытания были тесно связаны с военными
упражнениями. По словам того же Плутарха,
«в песнях восхваляли доблести, свойственные
каждому возрасту».
Состязания в терпении и выносливости
проводились, в частности, в форме сечения
подростков у алтаря Артемиды Оргии. Плутарх
в «Изречениях спартанцев» рисует следующую
картину этого обряда: «Мальчиков в Спарте
пороли бичом... в течение целого дня, и
они нередко погибали под ударами.
Мальчики гордо и весело соревновались,
кто из них дольше и достойнее перенесет
побои; победившего славили, и он становился
знаменитым». Формированию у молодых спартиатов
качеств воина-рабовладельца служило
такое государственное установление,
как криптия, своего рода военный поход
молодежи, во время которого они наделялись
правом тайного убийства самых сильных
и боеспособных из среды порабощенного
населения — илотов. Такую практику сам
Плутарх считал чрезмерно жестокой. Только
после прохождения всех этапов государственного
воспитания юноши-спартиаты становились
полноправными гражданами.
В демократических Афинах до 7 лет
дети получали традиционное семейное
воспитание, целью которого было развитие
у ребенка физических сил, чувства красоты
и формирование традиционных нравственных
установок. ^
По достижении 7-летнего возраста для части
афинских детей начинался этап школьного
обучения. В состоятельных семьях попечение
о маленьких школьниках возлагалось на
раба-воспитателя, педагога. Слово «педагог»
буквально означало «детоводитель». Это
был более или менее развитый домашний
раб, который сопровождал ребенка в школу
и следил за ним дома. Постепенно из обычного
раба педагог превращался в домашнего
воспитателя.
Афинские учебные учреждения — «дидаскалейоны»
— первые учебные заведения эпохи классического
периода — были частными, следовательно,
платными. Соответственно целям воспитания,
включавшим во взаимосвязи духовное и
физическое развитие, в Афинах существовало
два типа школ — мусические и гимнастические
— палестры. В мусической школе обучали
детей учитель-грамматист и учитель-кифарист.
Здесь дети должны были научиться искусству
читать и писатъ, а также счету, используя
для этого специальное счетное приспособление
— абак, некоторое подобие наших счетов.
Обучение грамоте велось буквослагательным
методом. Для этого использовались навощенные
дощечки — «церы», на которых ученики
«стилями» — заостренными палочками —
наносили буквы, составляли тексты, вели
записи вычислений. Эти элементы техники
школьного обучения свидетельствуют о
связях древнегреческой культуры с близкой
к ней исторически культурой Древнего
Востока.
Мусическое воспитание охватывало те
сферы культуры, Которые находились под
покровительством муз, по греческой мифологии
— дочерей богини памяти Мнемосины. В
их ведении были поэзия, музыка, танцы,
науки и творчество в целом. В мусических
школах дети заучивали отрывки из классической
литературы: Гомер, Гесиод, Эзоп, Эсхил,
Софокл, Еврипид. Музыка, поэзия и грамматика
были так тесно связаны, что обучать им
мог один учитель, параллельно обучая
детей игре на кифаре, музыкальном инструменте
щипкового типа. Игре на флейте в афинских
школах не обучали, поскольку, по мнению
афинян, она не сочеталась с устной речью,
а тем самым с интеллектуальным развитием
детей. В палестрах афинские дети упражнялись
в беге, борьбе, прыжках, метании диска
и копья, подготавливаясь к участию в общественных
состязаниях.
Юноши из благородных семей, завершившие
курс обучения в мусических школах и палестрах,
в возрасте от 16 до 18 лет продолжали совершенствоваться
в государственных учреждениях — гимнасиях.
В Афинах V—IV вв. до н.э. было три гимнасии
— Академия, Ликей, Киносарг, где выдающиеся
ораторы и поэты вели с юношами наставительные
беседы._ Греческое слово «схола», нынешнее
школа, обозначало досуг, отдых от труда,
способствующий физическому и духовному
совершенству.
С 18-летнего возраста афинские юноши должны
были состоять в эфебии, государственной
организации для подготовки свободнорожденных
молодых людей к военной и гражданской
службе. Здесь юноши проходили 2-годичную
подготовку в воинских формированиях,
находясь на государственном обеспечении.
После первого года обучения они приносили
клятву на верность Афинскому государству.
В Афинах и других городах Эллады в конце
V — начале IV в. до н.э. свои школы имели
и странствующие учителя мудрости — софисты,
обучавшие, прежде всего красноречию и
логике. Надо отметить, что в то время в
греческих полисах важную роль играли
политики и ораторы. Красноречие, искусство
убеждать и отстаивать свои взгляды, стало
делом политиков. Потребность в подготовке
такого рода людей и удовлетворяли софисты.
Их называли учителями мудрости, «словесной
борьбы», «гимнастики ума». Условно говоря,
обучение такой деятельности преследовало
вполне прагматическую задачу: научить
будущих общественных деятелей обосновывать
и доказывать необходимую точку зрения
в ходе словесных состязаний, остро сформулированных
вопросов и ответов, выступлений. Важно
отметить, что софисты положили начало
развитию риторики и логики, понимаемых
как искусство речи, включающее использование
поэтических, художественных и научных
сочинений. Развивая риторику, софисты
способствовали повышению общего уровня
образования юношей, приучая их мыслить,
правильно говорить, следовать образцам
поведения великих людей. Способы обучения
были весьма разнообразны: рассказ, развернутое
доказательство, беседа, дискуссия.
2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Рим, по преданию,
был основан в 752 году до н.э. В конце
6 века до н.э. здесь сложилась Римская
республика, которая на протяжении нескольких
столетий вела захватнические войны. С
31 г. до н.э. Рим превратился в столицу огромной
империи, город с миллионным населением.
В Древнем Риме существовала смешанная
греко-римская культура, многие образованные
римляне владели греческим языком. Традиции
образования детей и юношества у римлян,
как и у других древних народов, естественно,
имели в своей основе практику семейно-домашнего
воспитания. Семейное устройство было
здесь типично патриархальным. По римским
обычаям, отец имел право даже лишить жизни
сына-младенца или продать взрослого сына,
т.е. был полновластным владыкой в семье.
За воспитание детей глава семьи нес ответственность
перед общиной. Отцы воспитывали и обучали
как своих собственных сыновей, так и приемных.
В трактате «Государство» Цицерон говорил
о том, что царь Тарквиний с величайшим
усердием обучал приемного сына всем наукам,
которые постиг сам.
Описание традиционного римского образования
нашло отражение в сочинении Катона Старшего
(234—149 до н.э.) «Книги, посвященные сыну»,
написанном в виде как бы пособия по сельскому
хозяйству, врачеванию, военному искусству,
праву и риторике.
Со II в. до н.э. в Риме стал преобладать
грамматический идеал образования. На
второй план отходят занятия математикой,
их оттесняет изучение законов. Уроки
музыки и гимнастики практически отсутствуют,
а вместо них юношество обучается верховой
езде, фехтованию и плаванию. В семьях
римской знати — нобилей — продолжало
господствовать домашнее обучение с приглашением
учителей-греков. Эта традиция в большей
или меньшей степени сохранялась на протяжении
всей римской истории.
Однако далеко не все могли позволить
себе пригласить на дом учителя. Греческие
учителя грамматики уже во II—I вв. до н.э.
чаще всего вели занятия не на дому, а в
своих собственных школах. В Риме существовали
школы с обучением как на греческом, так
и на латинском языке. Классическая латинская
грамматика была составлена Элием Донатом
значительно позже, в IV в. н.э., и называлась
«Искусство грамматики».
Этот труд состоял из двух частей: «Малая
грамматика» для начальной ступени обучения
и «Большая грамматика» для более высокой
ступени обучения. Этот педагогический
труд был широко распространен в Европе
на протяжении всего средневековья.
Школьное
обучение в Риме было организовано следующим
образом. Элементарное образование давалось в
так называемых тривиальных школах.
Это были частные школы с неопределенным
сроком обучения и различными программами.
Нередко в них наряду с мальчиками учились
и девочки. Размещались тривиальные школы
где придется: в жилище учителя, в мастерской
ремесленника, а то и прямо на улице, во
дворике или на перекрестке, откуда и пошло
название школ: тривиум — перекресток.
Дети сидели на полу, а учитель на стуле,
который и являлся его кафедрой. Детей
учили законам Рима, чтению, письму, счету.
Характер обучения в Риме, в общем, мало
чем отличался от обычной школьной практики
эллинизма. Методика обучения была та
же, а цели образования были несколько
более прагматичны, что превращало римские
учебные заведения в типичные «школы учебы»,
развившиеся в эпоху средневековья.
Профессия учителя элементарной школы
в Древнем Риме приравнивалась к профессии
ремесленника и не пользовалась уважением.
Учителя, открывая школы, сами искали учеников
и получали плату с родителей. По сути
дела, любой римлянин, научившийся читать
и писать, мог держать свою школу. Доходы
учителя были мизерными.
Школы повышенного типа — грамматические
— первоначально открывались греческими
учителями и ничем не отличались от подобных
школ в других частях эллинистического
мира. Со II в. до н.э. начали распространяться
латинские и смешанные греко-латинские
грамматические школы. Обучались в них
мальчики от 12 до 16 лет. Для этих школ "создавались
пособия, содержавшие отрывки из сочинений
Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия
и других авторов. Учителя грамматических
школ занимали более высокое положение
в обществе по сравнению с учителями элементарных
школ. Иногда они даже состояли на государственной
службе и оплачивались государством.
Для
молодежи аристократического происхождения
существовали, как и в Греции, риторские
школы. Программа занятий здесь складывалась
из обучения основам ораторского искусства
в виде выполнения упражнений по составлению
речей на заданную тему. Учителя ораторского
искусства одновременно давали своим
учащимся необходимые каждому культурному
римлянину того времени знания философии,
права, истории. Обучение было ориентировано
на достаточно разностороннее для того
времени умственное образование. Учителя
риторики были людьми, как правило, состоятельными,
участвовали в политической жизни, а в
отдельных случаях занимали государственные
посты.
В обучении красноречию ценилась, прежде
всего, внешняя эффектность, форма, а не
содержание. Считалось, что оратору необходимо
иметь природные способности, уметь подражать
высоким образцам, постоянно упражняться
в публичных выступлениях.
В школьной риторике сложилась структура
образцовой речи: вступление, изложение
существа дела, приведение доказательства
собственной позиции и опровержение утверждений
противника, заключение. Во всех пособиях
по риторике детально, с приведением тщательно
отобранных примеров, говорилось, как
украсить речь стилистически, как сделать
ее убедительной.
Для детей римской знати создавались своеобразные
воспитательные центры — коллегии юношества.
Впервые они были образованы императором
Августом в Риме для молодежи патрицианских
родов с целью формирования правящей элиты,
затем распространились по всей империи.
В Риме сложилась традиция на завершающем
этапе обучения устраивать для молодых
риторов своеобразные образовательные
поездки в эллинистические центры культуры
и просвещения — Афины, Пергам, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей
эры установился устойчивый школьный
канон, включавший и содержание образования,
и порядок его освоения, и методы обучения.
Римский писатель и ученый Варрон (116—27 до н.э.) называл девять
основных школьных дисциплин: грамматику,
риторику, диалектику, арифметику, геометрию,
астрономию, музыку, медицину и архитектуру.
К У в. н.э. из школьного курса были постепенно
исключены медицина и архитектура, тем
самым как бы оформились «семь свободных
искусств», ставших сердцевиной образования
в эпоху средневековья. Школьные предметы
были названы «свободными искусствами»,
потому что предназначались для детей
свободных граждан.
На исходе римской истории утвердилось
двухчастное деление школьного курса
«семи свободных искусств» на тривиум
и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика
составляли тривиум; арифметика, геометрия,
астрономия и музыка составляли квадривиум.
Заслуга в создании этой классификации
принадлежит римскому философу и автору
школьных учебников Боэцию (ок. 480—525 до н.э.). В основу
построения школьных пособий им был положен
принцип компиляции — сведения в единый
текст фрагментов различных источников.
Учебники, составленные Боэцием, оказали
сильное воздействие на средневековую
школу.
По мнению римских учителей риторики начала
нашей эры, обучение должно было быть не
трудным, а приятным для ученика. Однако
ораторское искусство в этот период выродилось
в обучение красиво говорить, без должного
внимания к общему образованию обучающихся.
Педагогическая мысль Рима нашла отражение,
прежде всего в сочинениях Цицерона, Сенеки,
Квинтилиана.