Педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьесбережении младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:03, курсовая работа

Краткое описание

В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Большое количество обучающих программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, что приводит к большим нагрузкам у школьников. Учебная деятельность, дополнительное образование отнимает очень много времени. Вследствие этого в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников.
Как известно, растущему организму нужны физические нагрузки. И единичные уроки физкультуры не могут восполнить необходимый объём нагрузок. Двигательная активность детей должна быть организована таким образом, чтобы, с одной стороны, предотвратить малоподвижный образ жизни и в то же время не привести к переутомлению. С другой стороны не навредить организму.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………
Глава 1. Спортивная деятельность как здоровьесберегающая технология младших школьников………………………………………………………………………………….
Сущность и принципы здоровьесберегающих технологии………………….
Спорт как ведущая здоровьесберегающая технология………………………
Физическая культура в школе и образовательных учреждениях……….
Глава 2. Формирование у детей способности осознавать значение спорта в здоровьесбережении……………………………………………………………………………………
1.1 выявление у детейпознавательного интереса на уроках физкультуры.………………..
1.2 Ознакомление детей с разными видами спорта и положительное его влияние на здоровье……………………………………
1.3 Выявление у детей познавательного интереса на уроках физкультуры после бесед…………………………………………………………………
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогические возможности.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

 
 

Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики

 
 

(наименование кафедры)

 
 

 

 
 

Котельникова Мария Александровна

 
 

(фамилия, имя, отчество студента)

 
     
 

Институт

ПиП

курс

3

группа

31

   
     
 

050708.65 Педагогика и методика  начального образования

(код и наименование  направления подготовки/специальности)


 
     
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Педагогика начального образования

 
     
 

На тему

Педагогические возможности спортивной

 
   

(наименование темы)

 
 

деятельности в здоровьесбережении младшего школьника 
___________________________________________________________________

 
 

 

Работа допущена к защите

       
     

(подпись руководителя)

 

(дата)

 
                 
                 
                 
 

Признать, что работа

     
 

выполнена и защищена с оценкой

     
         
         
 

Руководитель

       

Н.В Поляшова

 
     

(должность)

 

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

 
               
     

(дата)

         
                 
                 
     

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………

Глава 1. Спортивная деятельность как здоровьесберегающая технология младших школьников………………………………………………………………………………….

    1. Сущность и принципы здоровьесберегающих технологии………………….
    2. Спорт как ведущая здоровьесберегающая технология………………………
    3. Физическая культура в школе и образовательных учреждениях……….

Глава 2. Формирование у детей способности осознавать значение спорта в здоровьесбережении……………………………………………………………………………………

1.1 выявление у детейпознавательного интереса на уроках физкультуры.………………..

1.2 Ознакомление детей  с разными видами спорта и положительное его влияние на здоровье……………………………………

1.3 Выявление у детей  познавательного интереса на уроках физкультуры после бесед…………………………………………………………………

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В системе образования России на современном этапе происходят сложные и неоднозначные процессы обновления. Большое количество обучающих программ, технологий обучения, появлением инновационных, альтернативных образовательных учреждений, что приводит к большим нагрузкам у школьников. Учебная деятельность, дополнительное образование отнимает очень много времени. Вследствие этого в последние годы особое внимание уделяется вопросу здоровья школьников.

       Как  известно, растущему организму нужны  физические нагрузки. И единичные  уроки физкультуры не могут  восполнить необходимый объём  нагрузок. Двигательная активность  детей должна быть организована  таким образом, чтобы, с одной  стороны, предотвратить малоподвижный  образ жизни и в то же  время не привести к переутомлению. С другой стороны не навредить организму.

Физическое развитие и состояние здоровья детей, особенно школьников, находятся в прямой зависимости от их утомляемости в процессе учебно - познавательной деятельности.

Эта проблема является актуальной на протяжение многих лет, и направлена на сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, поскольку она напрямую связана с проблемой безопасности и независимости страны. В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников.

            Исходя из этих данных для  курсовой работы мы взяли тему: педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьесбережения младшего школьника.

          Цель: Изучить теоретические аспекты  и применить на практике педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьсбережении младшего школьника.

          Задачи: 1. Изучить литературу по  данной проблеме.

2. Исследовать текущую  заинтересованность детей к спорту.

3. Провести мотивационную  беседу с целью заинтересовать  детей к спортивной деятельности.

4. Исследовать изменения  в отношении детей к спорту  после беседы. 

Объект исследования: учащиеся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: спорт, как основная здоровьесберегающая технология.

Гипотеза: раскрытие здоровьесберегающих технологий мотивируют детей к занятию спорта.

 

 

 

Глава 1. Спортивная деятельность как здоровьесберегающая технология младших школьников.

 

    1. Сущность и принципы здоровьесберегающих технологии.

 

           Проблемы грамотного введения  новых педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизации  учебного процесса на сегодняшний  день выдвигаются на первый  план.

          Здоровьесберегающую образовательную  технологию можно представить, как  функциональную систему организационных  способов управления учебно - познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающую сохранение и укрепление их здоровья. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически нравственно здоровой личности. [13]

  Один из известных  авторов работ по здоровьесберегающим  технологиям в школе, Н.К. Смирнов, дает определение здоровьеформирующим  образовательным технологиям - это  все те психолого-педагогические  технологии, программы, методы, которые  направлены на воспитание у  учащихся культуры здоровья, личностных  качеств, способствующих его сохранению  и укреплению, формирование представления  о здоровье как ценности, мотивацию  на ведение здорового образа  жизни.  [9]

Другой автор В.Д. Сонькин, дает еще более обширное определение. Здоровьесберегающая технология - это:

1. условия обучения ребенка  в школе (отсутствие стресса, адекватность  требований, адекватность методик  обучения и воспитания);

2. рациональная организация  учебного процесса (в соответствии  с возрастными, половыми, индивидуальными  особенностями и гигиеническими  требованиями);

3. соответствие учебной  и физической нагрузки возрастным  возможностям ребенка;

4. необходимый, достаточный  и рационально организованный  двигательный режим.

Автор Петров О.В., говоря о здоровьесберегающих технологиях, отмечает, что не стоит все внимание акцентировать только на учениках, надо подумать и об учителях. Петров под Зодоровьесберегающими технологиями понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2.Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

3.Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

4.Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

        Из  этого следует, что целью здоровьесберегающей  образовательной технологии должно  выступать обеспечение условий  физического, психического, социального  и духовного комфорта, способствующих  сохранению и укреплению здоровья  субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной  и практической деятельности, основанной  на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. [3] 
 
         Исходя из сказанного, качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся определяются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя - психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность. [5] 
 
         Перечисленные показатели качественных характеристик здоровья субъектов образовательного процесса определяются подбором известных в науке признаков этих качеств и измеряются, исследуются апробированными методами (тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка). 
 
           Цель здоровьесохраняющей технологии необходимо соотнести с общей целью образования, которая на протяжении многих лет периодически менялась в зависимости от социального заказа, потребностей общества, представлений о задачах системы образования. Эта тенденция присуща и зарубежным системам образования. На основе логически складывающихся представлений о здоровьесберегающей образовательной системе можно заключить, что общая цель в образовании должна состоять в следующем: научить мыслить, трудиться, сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды. [1]

 

 

 

1.2 Спорт, как ведущая здоровьесберегающая технология.

 

    Слабое здоровье  и отставание в физическом  развитии многие исследователи  отмечают как один из возможных факторов "умственной слабости". Главная причина данной ситуации — гиподинамия. В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование функции сердечнососудистой и дыхательной систем служат необходимым условием для нормального роста и развития детского организма (в том числе умственного). [2]

          Физическая культура, являясь частью  культуры общей, способствует развитию  ребенка и подготовке его к  дальнейшей самостоятельной жизни. Тогда как спорт, зачастую, является  так называемой "школой жизни". Ведь в спорте ребенок учится  не только играть в тот или  иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых  видах спорта), но и работе в  команде, тактике, стратегии, учиться  проигрывать и побеждать, отношениям  с соперниками и в своей  команде на ограниченном пространстве (особенно в соревновательной  деятельности), принимать самостоятельные  решения не только в игре, но  и в жизни и многому другому, что сопутствует ребенку в  спорте. [8]

Позитивной стороной влияния занятий спортом на социальную адаптацию является наблюдаемое у спортсменов по мере продолжения занятий спортом возрастание интернальности, принятия других, а также снижение показателя доминирования. Следовательно, спорт дает спортсменам возможность испытать успех, достигнутый собственными усилиями, побуждает к выстраиванию конструктивных отношений с окружающими, без которых невозможно приобретение мастерства. Приобретаемый опыт взаимоотношений в процессе спортивной деятельности способствует формированию у юных спортсменов готовности принимать партнеров по совместной деятельности такими, каковы они есть. Достигаемые реальные успехи снижают потребность в самоутверждении через социальное доминирование. Рост интернальности и позитивного самоотношения, отмечаемый у спортсменов по мере повышения мастерства и появления реальных достижений, способствует снижению показателей доминирования и агрессивности. [4]

К негативным аспектам влияния занятий спортом относится изменение нормативного развития взаимоотношений со значимыми другими. Его индикатором является ослабление тенденции к усилению значимости сверстников как партнеров по общению при одновременном усилении ориентации на семью, а также выраженная потребность спортсменов в помощи и защите, которая не обнаруживается в такой степени у их сверстников, не занимающихся спортом. Причиной изменения нормативного направления развития взаимоотношений с социальным окружением является свойственное спорту соперничество, усиливающее эмоциональную напряженность и вызывающее потребность в психологической поддержке, главным источником которой является семья. Еще одно негативное последствие занятий спортом - отмечаемая у спортсменов узость Я-концепции, индикатором которой служит достоверно более низкое число признаков самоописания, которые дают спортсмены по методике "Кто я?" по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися спортом. [12]

Информация о работе Педагогические возможности спортивной деятельности в здоровьесбережении младшего школьника