Преподаватель и проблемное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:41, реферат

Краткое описание

Проблемное обучение состоит в том, что в процессе творческого решения учащимися проблем и проблемных задач в определенной системе происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование граждански-активной, высокоразвитой и сознательной личности общества.
До недавнего времени преобладали два метода обучения: информационно-рецептивный, при котором преподаватель обеспечивает информацию, а учащийся ее воспринимает всеми наличными у него средствами, осознает, то есть в определенной мере присваивает и запоминает; репродуктивный, который состоит в том, что учащийся воспроизводит те знания и способы деятельности, которые он усвоил на определенном уровне с помощью первого метода.

Вложенные файлы: 1 файл

Преподаватель и проблемное обучение.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Преподаватель и проблемное обучение

Проблемное  обучение состоит в том, что в  процессе творческого решения учащимися  проблем и проблемных задач в  определенной системе происходит творческое усвоение знаний и умений, овладение  опытом творческой деятельности, накопленным обществом, формирование граждански-активной, высокоразвитой и сознательной личности общества.

До недавнего времени  преобладали два метода обучения: информационно-рецептивный, при котором  преподаватель обеспечивает информацию,  а учащийся ее воспринимает всеми наличными у него средствами, осознает, то есть в определенной мере присваивает и запоминает; репродуктивный, который состоит в том, что учащийся воспроизводит те знания и способы деятельности, которые он усвоил на определенном уровне с помощью первого метода.

До тех пор пока обучение ставило совей целью обеспечение  знаний и умений их применять по образцу, этих методов было совершенно достаточно, ибо они обеспечивали при относительно медленных темпах социального развития достаточность  для жизни целого поколения тех знаний и умений, которые были приобретены в годы учения.

Однако, по мере того как  темпы развития техники, технологии, науки стали ускоряться и ускоряться на столько, что на протяжении жизни  одного поколения неоднократно происходили существенные изменения в разных и многих сферах  общественного бытия, приобретенных в годы обучений, знаний становилось недостаточно. Человек оказался перед необходимостью приобретать новые знания.

Вместе с тем, у современного общества возникла потребность не только в знающих и умелых людях, но в категории людей, способных ставить и решать самостоятельно новые проблемы. Для достижения этих, возникших новых целей – развития творческих потенций всех обучающихся, должны сыграть свою роль преподаватели и проблемное обучение.

Проблемное обучение предъявляет  высокие требования преподавателю.  Это касается не только его культуры, интеллекта, но и той нравственной атмосферы, которая непроизвольно  возникает и должна поддерживаться.

Проблемное обучение, создавая в классе, в лаборатории творческую атмосферу, не допускает ни малейшего проявления неуважения, пренебрежения к мысли и тем самым к личности учащихся. Даже неправильная его мысль должна не отвергаться, а опровергаться. В  каждом его решении проблемы необходимо пытаться найти хоть какое-либо зерно рационального, чтобы поднять его веру в свои возможности. Преподаватель постоянно требует доказательств, но он должен быть готов к тому, что доказательства, высказанные идеи, потребуются и от него. Решение проблемы может быть вариативным, спорным, и преподаватель должен не только быть готов к возражениям, но, столкнувшись с ними, уметь создать предельно благоприятную атмосферу для их высказывания. Проблемное обучение предполагает в каждом ученике самоощущение личности, а это возможно, когда самые авторитетные для ученика люди – преподаватели, относятся к нему как к личности, без всяких скидок на возраст.

Проблемное обучение предъявляет  ряд новых требований к профессиональному  уровню преподавателя в отношении  как его знаний, так и педагогических умений. При преобладающих ранее типах и методах обучения, преподавателю, в крайнем случае, достаточно  что было последовательно изложить текст учебника, кое-что пояснить, кое-что показать и предложить учащимся повторить, и обучение, рассчитанное на память и первичное понимание, худо – бедно протекало.

Проблемность исключает  возможность такого обучения.  Преподавателю  надо знать не только, утвердившиеся  в науке знания, но и ее проблемы, разные точки зрения по тем или иным вопросам, систему доказательств этих точек зрения. Он должен быть глубоко осведомлен в вопросах методологии научного познания, вообще, в специфике познания  преподаваемой науке, ее методах и обобщенных способах решения проблем.

Все эти знания необходимы на ряду с умением гибко ставить  проблемы перед учениками по ходу изучения темы и получения обратной связи.

Следя за логикой развертывания  ответа, решения учеником проблемы, преподаватель должен уметь создавать конфликтные ситуации, возвращающие ученика на правильный путь поиска. Он должен уметь корректно опровергать ошибочный ответ, вызывать полемику среди учащихся и направлять ее.

Преподавателю необходимо овладеть искусством проблемного рассказа и  техникой построения исследовательских заданий. Он должен уметь,  поставив  проблему, в случае затруднений учащихся расчленить ее на подпроблемы, построить эвристическую беседу. Преподавателю нужно овладеть критериями сложности проблемных задач, чтобы индивидуализировать обучение вовремя переводить учащихся от одной степени сложности к другой. Он должен уметь определять уровень познавательной самостоятельности учащихся. Достоянием учителя должно стать составление, конструирование проблемных задач, потребность в которых возникает, подчас, по ходу самого обучения.

Словом не только усвоение становиться творческим, но и преподавание приобретает подлинно творческий характер.

Даже когда преподаватель  дает знакомую ему познавательную задачу и учащиеся ее решают, он, не смотря на знания решения и пути к нему, тоже выступает в роли ищущего, а не только арбитра правильности чужих решений. Ведь в порядке обратной связи преподаватель получает сумму неправильных или оригинальных шагов к решению и решений. Он должен тут же, подчас на уроке, оценить эти шаги, опровергнуть или поощрить их.

Такие повышенные требования к преподавателям обязывают к изменениям и в методах обучения студентов  в педагогических вузах и переподготовки работающих преподавателей.

Прежде всего должен значительно  возрасти удельный вес исследовательского метода в обучении студентов и преподавателей, их необходимо обучать технике применения различных методов проблемного обучения. Должен быть взять курс на более высокую интеллектуальную подготовку и широкую образованность будущих преподавателей.

Вся совокупность перечисленных  средств призвана обеспечить эффективность  проблемного обучения, главный критерий которой – уровень творческих потенций, воплощенный  в творческом усвоении и применении усвоенных  знаний и умений.

Список  литературы

1. Беспалько  В.П. Педагогические и прогрессивные  технологии обучения. – М,:ИРПО, 1995.

2. Ляудис В.Я. Инновационное  обучение: стратегия и практика. – М.1994.


Информация о работе Преподаватель и проблемное обучение