Принципы и методы образования дошкольников в области физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 15:54, реферат

Краткое описание

К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся следующие: гуманизации образования, демократизации образования, гуманитаризации образования, вариативности образования, региональной специфики образования, развивающего характера образования, непрерывности образования.

Вложенные файлы: 1 файл

физра_к.docx

— 27.43 Кб (Скачать файл)

Бахвалова Елена, 634 гр.

Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры

К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся следующие: гуманизации образования, демократизации образования, гуманитаризации образования, вариативности образования, региональной специфики образования, развивающего характера образования, непрерывности образования.

Принцип гуманизации образования дошкольников в области физической культуры. Физическое, психическое и социальное благополучие каждого из детей — основа любого педагогического процесса, независимо от избранной дошкольным учреждением системы физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация принципа гуманизации образования дошкольников в области физической культуры — это построение содержания, методов и форм занятий физическими упражнениями в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений детей, направленностью их личности, структурой их интересов.

Принцип демократизации обеспечивает педагогу право свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать адекватность избранных форм, средств и методов физическому состоянию детей и задачам образования дошкольников в области физической культуры.

Принцип гуманитаризации образования нацеливает педагогов и родителей на формирование у дошкольников в ходе двигательной деятельности понимания роли и места человека в мире движений; приобщение их к ценностям физической культуры и создание условий для познания своих возможностей в мире движений; поддержание чувства справедливости при оценке результатов соревнований и игр. 'Ребенок должен ощутить себя в центре педагогической системы.

Принцип вариативности образования предполагает использование различных программ физического совершенствования дошкольников в зависимости от состояния их здоровья, задач образовательного процесса, двигательных предпочтений детей, особенностей развивающей среды дошкольного учреждения, желания родителей и т. д.

Принцип региональный специфики образования предполагает физическое воспитание детей с учетом климато-географических условий и культурных традиций региона, а также этнических особенностей как одного из факторов духовного и физического развития.

Принцип развивающего характера образования. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.

Принцип непрерывности образования дошкольников в области физической культуры отражает основные закономерности построения занятий физическими упражнениями как целостного процесса. Этот принцип предполагает, что физическое воспитание строится как многолетний процесс физического развития ребенка,) при котором эффекты в проявлениях физического развития детей ожидаются не сразу, а по истечении закономерно обусловленного времени, связанного с особенностями развития организма и психики ребенка и их реакциями на нагрузки, переносимые им в процессе физического воспитания. Непрерывность образования обеспечивает преемственность его уровней и многомерное движение личности в образовательном пространстве.

Принципы организаций педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении

К принципам организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении относятся следующие: оздоровительной направленности, социализации ребенка, всестороннего развития личности, единства с семьей, подготовки к обучению в школе.

Принцип оздоровительной направленности. Педагоги дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка. Они обязаны обеспечить рациональный общий и двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого педагогического мероприятия необходимо рассматривать с позиций здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педагогически!! процесс следует помнить главное правило — «Не навреди здоровью».

Принцип социализации ребенка. Ребенок, как член общества, вне общества жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми. Поэтому процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы дошкольник был постоянно вовлечен в групповую двигательную деятельность, в совместное решение двигательных задач, чтобы его двигательное поведение в процессе занятий было составной частью системы двигательных действий всей группы.

Принцип всестороннего развития личности. При решении специфических задач образования дошкольников в области физической культуры решаются также задачи умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, формирования культурно-гигиенических навыков, развития движений детей. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям," привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях, повышать физкультурную грамотность родителей.

Принцип подготовки к обучению в школе. Поступление в школу — один из моментов жизни ребенка, сопровождающийся ломкой динамического стереотипа, сложившегося за дошкольный период. Успешность и безболезненность адаптации учащихся к учебной нагрузке связаны с готовностью организма ребенка к началу систематического обучения. Чем более готов организм ребенка преодолевать возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем легче протекает у него процесс адаптации.

Принципы построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками

К принципам построения занятий физическими упражнениями с дошкольниками относятся следующие: научности, доступности, постепенности, систематичности, сознательности и активности, наглядности, прочности, индивидуализации.

Принцип научности предполагает построение физического воспитания дошкольников в соответствии с закономерностями их социализации, психического и физического развития. Я. А. Ко мене кий писал, что ложных знаний не может быть, знания могут быть только неполными.

Принцип доступности предполагает постановку детям в ходе занятий заданий, соответствующих уровню их социального, психического и физического развития, определяющему их возможности понять то, что доводит до них,  показывает педагог, и практически.

Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: от известного — к неизвестному; от простого — к сложному; от менее трудного — к более трудному; возможно, от менее привлекательного — к более интересному.

Принцип систематичности обусловливает необходимость регулярности, последовательности и преемственности при формировании у дошкольников знаний, умений и навыков, двигательного поведения, адекватных особенностям их развития в периоды младенчества, раннего и дошкольного возраста. Согласно данному принципу, родители и педагоги должны обеспечивать непрерывность и взаимосвязь занятий физическими упражнениями.

Принцип сознательности и активности. В младшем дошкольном возрасте при формировании правильных представлений о мире дви жений большую роль играет чувственный опыт ребенка. Но с каждым годом в его умственном развитии все большую роль начинают играть словесные пояснения взрослого. Значительно усложняются игры. Они становятся доминирующим видом деятельности детей. В процессе игр дети приобретают необходимый жизненный опыт. В них все отчетливее вырисовывается определенный замысел, проявляется творческое воображение.

Принцип наглядности базируется на всемерном использовании изначальной предрасположенности ребенка к чувственному восприятию окружающего мира. Опора на обостренную чувствительность зрительного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов ребенка позволяет успешно формировать у него многообразные представления об осваиваемых движениях, их ритмическом рисунке, пространственных, временных и динамических характеристиках, рациональной технике и тактике двигательных действий.

Принцип прочности предполагает приучение дошкольников к многократному выполнению осваиваемых движений. Известно, что только при этом условии возможно достижение необходимой степени автоматизации двигательных действий и преобразования их в двигательные навыки. Однако следует иметь в виду, что для детей многократное выполнение движений является занятием весьма монотонным и малоинтересным. Поэтому при обучении дошкольников новым движениям целесообразно создавать соответствующий эмоциональный фон, проводить занятие в виде определенной игры.

Принцип индивидуализации обучения предполагает: организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпа обучения, воспитания и развития обусловливается индивидуальным режимом детей в зависимости от их физиологических особенностей, возраста, состояния здоровья и бытовых условий.

Методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.

Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями, — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности.

Методы слухового восприятия

Методы слухового восприятия основываются на использовании педагогом слова. Они активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют

Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения. Описание, необходимое /для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего дошкольного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.

Объяснение используется при разучивании упражнений. В объяснении подчеркивается существенное в упражнении и выделяется гот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на дан-пом занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.

Беседа. Чаще всего она имеет вопросно-ответную форму. Беседа помогает педагогу выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры; детям — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или двухсторонним — в виде беседы с участием детей.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения. Указания могут быть использованы для уточнения задания; напоминания, как действовать; для предупреждения и исправления ошибок у детей; оценки выполнения упражнений (одобрение и неодобрение); поощрения.

Оценка. Оценку на физкультурном занятии в дошкольном учреждении условно можно разделить на воспитывающую (регулирующую поведение детей) и обучающую (определяющую качество выполнения движений).

Команда. Под командой понимается произносимый педагогом устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т.д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей.Команды используются только при работе со старшими дошкольниками

Подсчет позволяет задавать детям необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-наклон-четыре»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох»). Периодически детям необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе. Подсчет должен быть использован только для того, чтобы научить детей отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.

Методы зрительного восприятия

Методы данной группы обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, выполняемое педагогом или другим ребенком, а также с использованием наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.

Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях.Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями.

Демонстрация наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, диафильмы), а также кинофильмы.Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.

Методы двигательного восприятия

Данные методы основаны на активной двигательной деятельности детей.

Методы строго регламентированного упражнения. Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия.

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое.Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения.

Информация о работе Принципы и методы образования дошкольников в области физической культуры