Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 23:17, реферат

Краткое описание

Цель работы – проанализировать модернизацию российской образовательной системы в 2013г.
Задачи:
- определить приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ;
- подытожить результаты реализации государственной образовательной политики России на сегодняшний день.

Содержание

Введение ……………………………………………………….. 3

1. Приоритеты государственной политики и
нормативно-правового регулирования
в сфере образования РФ …………………………………….. 4

2. Особенности развития и функционирования
Национального проекта «Образование» ……………….…14

2.1 Создание бизнес-школ мирового уровня………………… 15
2.2 Интернетизация образования……………………………... 17
2.3 Инновационные программы вузов……………………….. 18
2.4 Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования…………………….. 20
2.5 Инновационные школы………………………………………..20
3. Государственная образовательная программа России на 2013-2020год.……………………………………….……………...22

Заключение …………………………………………..………25

Список литературы ……………………………………….…27

Вложенные файлы: 1 файл

referat_UChR.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

Введение ……………………………………………………….. 3

 

1. Приоритеты  государственной политики и 

нормативно-правового регулирования  

в сфере образования РФ …………………………………….. 4

 

2. Особенности развития и функционирования

Национального проекта «Образование» ……………….…14

 

2.1 Создание  бизнес-школ мирового уровня…………………    15

2.2 Интернетизация образования……………………………...    17

2.3 Инновационные программы вузов………………………..    18

2.4 Государственная поддержка учреждений начального и               среднего профессионального образования……………………..    20

    2.5 Инновационные школы………………………………………..20

3. Государственная образовательная программа России на                         2013-2020год.……………………………………….……………...22

 

Заключение …………………………………………..………25

 

Список литературы ……………………………………….…27

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

Проект нового закона об образовании одобрен правительством и в ближайшее время будет доработан и направлен в Госдуму. Для реализации реформы потребуется выделение дополнительных 16 млрд рублей из федерального бюджета в 2013 году, заявил Дмитрий Медведев. Средства пойдут на зарплаты учителям и преподавателям, повышение стипендий для студентов и другие нужды.

В июле 2012 состоялось большое заседание «Открытого правительства», на котором обсуждались детали нового законопроекта и госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Помимо премьер-министра, в заседании приняли участие министр образования Дмитрий Ливанов, министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и группа экспертов.

Столь высокая планка общественных ожиданий требует от органов управления системы образования четкого осознания высокой ответственности перед обществом и государством за сегодняшнее и завтрашнее состояние образования, за реализацию курса на его модернизацию при сохранении лучших традиций и стандартов классической российской школы образования.

Цель работы – проанализировать модернизацию российской образовательной системы в 2013г.

Задачи:

- определить приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ;

- подытожить  результаты реализации государственной образовательной политики России на сегодняшний день.

 

 

 

 

 

 

Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования  в сфере образования РФ.

Глубокие преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социально экономической, политической, культурной – затронули и систему образования в целом, и отношения между людьми, включенными в различные сферы производства в частности.

На современном этапе развития России основным ресурсом является высококвалифицированный человек, способный принимать решения и работать в быстро меняющихся условиях1.

Обозначим основные направления и приоритеты государственной политики в области образования России.

Обеспечение доступности качественного общего образования

Конституционный принцип доступности качественного общего образования независимо от места жительства реализуется через:

повышение охвата детей дошкольного возраста вариативными формами и программами дошкольного образования и тем самым выравнивание стартовых возможностей для получения общего образования;

развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, здоровьесберегающей мебели, интерактивных и мультимедиа-комплексов); их концентрацию в базовых школах;

совершенствование организации доставки обучающихся к месту обучения и учителей к месту работы (в том числе, размещения образовательных учреждений и ресурсных центров, маршрутов и расписания движения школьного транспорта, поставки и эксплуатации транспортных средств для перевозки школьников, ремонта дорог);

нормативно-правовое сопровождение организации "всеобуча", законодательное обеспечение обязательного полного общего образования;

соблюдение прав детей при поступлении в образовательное учреждение, организация соответствующего контроля и надзора;

создание условий для дифференцированного обучения детей, учитывающих их учебные возможности, интересы и образовательные потребности;

 

 

 

 

обновление содержания общего образования с учетом современных требований, предъявляемых обществом, государством, семьей, личностью к общему образованию, разработку стандарта общего образования нового поколения, включающего требования к условиям организации образовательного процесса;

модернизацию подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе, организацию подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита;

совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений).

Повышение уровня оплаты труда работников образования

Только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус, материально защищенный педагог может быть воспитателем молодого поколения и проводником современных образовательных технологий. Поэтому достойная и стимулирующая качественную работу зарплата педагогов, учитывающая современные условия и требования к образовательной деятельности - главный фактор и значительный резерв повышения качества образования.

Для этого в условиях комплексной модернизации образования вводятся новые системы оплаты труда. Основные направления модернизации образования, неотъемлемо связанные с новой оплатой труда: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений, система оценки и мониторинга качества образования, развитие сети учреждений, обеспечивающее доступность качественного образования независимо от места жительства, общественное участие в управлении образованием.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, при которой зарплата учителя зависит в первую очередь не от количества проведенных уроков, а от результатов:

    • разделение фонда оплаты труда и зарплаты работников на базовую и стимулирующую части;
    • рост объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда. При этом стимулирующие надбавки - это не доплаты за дополнительно выполняемые виды работ, а дополнительные выплаты за достижение высоких результатов;

 

 

 

 

 

 

 

    • наличие механизмов учета в оплате труда всех видов деятельности учителей (почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, работа с родителями и другие виды деятельности, определенные должностными обязанностями);
    • наличие механизма увеличения базовой части оплаты труда с учетом числа обучаемых;
    • участие органов самоуправления образовательных учреждений (совета учреждения, попечительского совета и др.) в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;
    • обновление системы аттестации педагогических и управленческих кадров в соответствии с новой системой оплаты труда.

Реализация этих принципов во взаимосвязи с нормативным финансированием и остальными направлениями модернизации ведет к установлению оптимального соотношения между количеством педагогических работников и административно-вспомогательным персоналом; прекращению "погони за часами" в ущерб качеству образования. Региональный опыт комплексной модернизации демонстрирует, что повышение стимулирующих надбавок и изменение механизмов их распределения, введение доплат за воспитательную и методическую работу, учет наполняемости классов позволяют существенно повысить доходы работников образования и их мотивацию. При этом только за счет более эффективного использования потенциала отрасли заработная плата может повыситься на 30 и более процентов.

Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

5 сентября 2005г стартовал  приоритетный национальный проект "Образование", который призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов

Для того чтобы система подготовки педагогических и управленческих кадров обеспечивала их соответствие современным потребностям российского образования, реализуются следующие меры:

проведение в рамках приоритетного национального проекта "Образование" конкурсов с участием общественных экспертов по выявлению и поддержке инновационного опыта в системе образования;

-опора на лидеров среди образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы, развитие на их базе методических и ресурсных центров повышения квалификации, проведения стажировок педагогов и руководителей, учебной практики студентов педагогических специальностей;

-привлечение лучших учителей - победителей приоритетного национального проекта "Образование" к методической работе, в том числе, в дистанционной форме;

-создание условий для получения руководителями образовательных учреждений, работниками органов управления образованием и кадрового резерва квалификации "менеджер в образовании";

-совершенствование технологий педагогического образования и повышения квалификации: развитие блочно-модульной и кредитно-зачетной систем, дистанционных и интерактивных методов обучения;

-модернизация тематики научно-педагогических исследований на основе ключевых направлений модернизации образования;

-разработка и совершенствование современного профессионального педагогического стандарта и соответствующего стандарта профессионального образования;

-развитие конкурентной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, в том числе, с использованием механизмов нормативного финансирования соответствующих образовательных услуг.

Повышение качества профессионального образования

Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения - основа социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

Россияне сегодня стремятся получить более высокий уровень профессионального образования, что должно привести к значительному росту человеческого капитала.

Качество профессионального образования проявляется в первую очередь в уровне востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.

На национальном уровне система обеспечения качества предусматривает

- пересмотр Государственных  образовательных стандартов и  их учебно-методического сопровождения  с целью приведения содержания  и технологий образования в  соответствие:

а) требованиям современного общества (переход от передачи "готовых знаний" к формированию компетенций);

б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);

в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.

- формирование эффективных  механизмов привлечения институтов  гражданского общества (профессиональные  и научные сообщества, объединения  работодателей и пр.) к вопросам  оценки качества образования  от разработки стандартов до  контроля за результатами;

Информация о работе Приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования РФ