Проблемы влияния родительского развода на детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:17, контрольная работа

Краткое описание

Развод, как считают психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого.

Вложенные файлы: 1 файл

С детьми развода дубль 2.docx

— 68.25 Кб (Скачать файл)

Введение

Разводы в современных  обществах стали массовым явлением. Их рост подтверждает теорию известного философа М. Хайдеггера об утрате современным  человеком корней. Сегодня он нередко  отчужден от себя, природы, близких  людей.

При расшатывании брачно-семейных устоев культура использует выработанные ею общесоциологические законы: "закон  ускорения развития истории", "закон  жертвования своим бытием ради расширения собственного существования". От этого  вызова прочные исторические начала, связывающие веками личность, семью  и общество в нечто целое, испытывают перегрузки, а объединяющие силы и  ресурсы слабеют.

С развитием общества отношение  к разводу становится более рефлекторным и дифференцированным. С одной  стороны, если явление направлено против пережитков прошлого в брачно-семейных отношениях, против унижений и физических истязаний одного из супругов, то здесь  оно – средство нравственного  возвышения супружества, утверждения  равноправия между полами. С другой стороны, культура не может не реагировать  на драматические последствия распада  семьи как одного из основных своих  социальных институтов; она всегда осуждает то, что разрушает ее фундамент.

Цивилизация платит дорогую  цену за кризисные явления в брачно – семейных отношениях, тем более, что сама семья как система с памятью воспроизводит данный социальный опыт в последующих поколениях. В результате роста разводимости в обществе распространяются установки на легкость расторжения брака, что отрицательно сказывается на готовности супругов к преодолению трудностей.

Особенно при разводе  страдают дети, для которых он –  потенциальный фактор десоциализации, источник многочисленных психолого-педагогических, медика – социальных, социально – правовых и прочих проблем. Рост числа расторгнутых браков, а, значит, и детей в разведенных семьях накладывается на процессы, сопровождающие экономический кризис, в связи, с чем проблемы, порождаемые разводом, воспринимаются острее. К сожалению, в отечественной семейно – демографической политике и социальной практике не сложилось концепции защиты детей в ситуации развода, не выработан комплексный и системный подходы к решению их проблем, мало используются возможности минимизации деструктивных последствий разводов.

Устойчивая тенденция  увеличения числа разведенных семей  не позволяет надеяться на быстрое  устранение явления и вынуждает, наряду с мерами по сокращению числа  разводов, ставить вопрос о поиске путей оптимизации процесса социализации несовершеннолетних в рамках самой  распавшейся семьи, то есть о профилактике и компенсации отрицательных  последствий родительского разрыва  для детей.

Развод как фактор, оказывающий  сильное воздействие на ребенка, на процессы воспитания и социализации, комплекс признаков, характеризующих  его состояние в данный критический  период, а также факторы, способные  ухудшить его самочувствие, анализировали  отечественные социологи А. И. Антонов, М. С. Мацковский, Л. И. Савинов, А. Б. Синельников и др. морально – психологическое состояние супругов как детерминант социальной адаптации детей и возможности само- и взаимопомощи, основными субъектами которой должны являться разведенные родители, изучали В. А. Сысенко, Г. А. Заикина, Д. Видра, А. М. Демидов, А. В. Соколов и др. роль социальной работы и основных ее технологий среди инструментов минимизации негативных последствий развода для детей частично рассмотрена в работах Т. А. Гурко, Е. И. Холостовой, В. В. Бойко, В. Г. Бочкаревой, М. М. Плоткина и др.

В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

В работе "Положение детей  в России" (М., 1999) отмечается, что  статистика одного дня фиксирует  большое количество разводов, которое  достигает почти половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся – 1534.

В результате без одного из родителей остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку  и усыновление – 132, отбирается у  родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание – 32, убегает  из дома – 237, становится на учет в инспекции  по делам несовершеннолетних – 952, доставляются в органы внутренних дел – 1463, совершается  различных преступлений – 476, осуждается народным судом – 235, покушаются на жизнь или совершают убийства – 2, совершают изнасилование – 7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством.

Из всего вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для исследования, несомненно, актуальна  и позволила сформулировать тему нашего научного поиска "Методика работы социального педагога с детьми разведенных  родителей".

Как правило, развод родителей  является психологической травмой  для детей любого возраста. "Впечатления  детства оставляют след на всю  жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они  и остаются в области бессознательного. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки", – писала Н.К. Крупская.

 

 

 

 

1.Психологическая  характеристика детей развода

Не все семьи, способны выдержать испытание «на  прочность». Многие семейные функции  со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки супругов на сохранение брака, жизненные планы распадаются. Поэтому в некоторых случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Часто выход в такой ситуации один - развод.

Развод, как считают  психологи, это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Ситуация развода в семье, согласно данным американских исследователей, наносит большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать для него чужими, если сами не захотят этого. Особенно болезненно реагируют на развод 57-летние дети и, прежде всего, мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом в возрасте от 2-х до 5 лет. Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что у 37,7% детей снижается успеваемость, у 19,6% страдает дисциплина дома, 17,4% требуют особого внимания, 8,7% убегают из дома, 6,5% испытывают конфликты с друзьями. * Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. И, как отмечает А. Г. Харчев, в семьях после развода создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака. Существуют ограниченные научные данные, которые подтверждают предположение о том, что опыт детских переживаний может оказывать влияние на выполнение супружеской и родительской роли в будущем. В частности, среди женщин, в раннем детстве которых родители разошлись, особенно выражена тенденция обзаводиться внебрачными детьми. Кроме того, лица, выросшие в семьях, разбитых в результате развода родителей, более подвержены нестабильности в собственном браке.

Вместе с тем  некоторые психологи считают, что  иногда развод может расцениваться  как благо, если он изменяет к лучшему  условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию  на его психику супружеских конфликтов и раздоров. Но в большинстве случаев  расставание родителей оказывает  на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не столько сам развод, сколько обстановка в семье, предшествующая разводу.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте дети способны остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода их мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца-«грудничка». Ученые полагают, что это происходит потому, «что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Исследования показали, что при кормлении грудью частота колебаний глазного яблока и частота сосательных движений у малыша совпадают с частотой пульса матери. Полностью идентичны электроэнцефалограммы у матери и ее младенца». * * Когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания: от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова «не спускает его с рук», так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного  возраста. Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника  развод родителей - это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Дж. Мак-Дермот и Дж. Валлерштейн специально изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношения к сверстникам, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых ими конфликтов.*

Дети 2,5 - 3,5 лет реагировали  на распад семьи плачем, расстройством  сна, повышенной пугливостью, снижением  познавательных процессов, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними. У наиболее уязвимых детей через год оставались депрессивные реакции и задержки развития. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи: одна девочка наказывала куклу за то, что та капризничала, и из-за этого ушел папа. У других развивалось устойчивое самообвинение. Наиболее ранимые дети отличались бедностью фантазии, резким снижением самооценки, депрессивными состояниями. По наблюдениям Дж. Мак-Дермота, мальчики этого возраста распад семьи переживают более драматично и остро, чем девочки. Подобное он объясняет тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения. У девочек идентификация в период развода меняется в зависимости от характера переживаний матери. Нередко девочки идентифицируются с патологическими чертами личности матери.

У детей 5 - 6 лет так  же, как и в средней группе, наблюдались увеличение агрессии и  тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни  вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У  детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. По данным Дж. Валлер-штейн, девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее чувствительных детей 5-6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослого и физического контакта с ним.

Согласно исследованиям  Дж. Валлерштейн, самым уязвимым при распаде семьи оказывается единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и реже приводит к нервным срывам.

Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может по-особому проявиться в  подростковом возрасте. Обращает на себя внимание проблема жестокости подростков, выросших без отца. Отсутствие в семье образца мужского поведения приводит к тому, что лишенные положительных примеров мужского отношения к людям, мужской любви к себе, такие подростки не различают мужское и псевдомужское поведение. Желание возвыситься за счет более слабого, унизить зависимого - не что иное, как маскировка жестокостью своей несостоятельности. Таким образом, у подростков, выросших в разведенных семьях, наблюдается занижение самооценки. По данным психологов, у мальчиков-подростков с высокой самооценкой отцы заботливы, пользуются их доверием и являются для своих детей авторитетом.

Семейная жизнь  определяется не только индивидуальными  характеристиками тех или иных членов семьи, но также и социальными обстоятельствами и той средой, в которой живет семья. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется. Довольно часто дети из разведенных семей оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка еще более осложняется в том случае, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу. Таким образом, ребенок, с одной стороны, подвергается социальной дискриминации, связанной с отсутствием отца, а с другой он продолжает любить обоих своих родителей, сохраняет привязанность к отцу при враждебном отношении матери к нему. Из боязни расстроить мать он вынужден скрывать свою привязанность к отцу, и от этого страдает еще больше, чем от распада семьи.

Информация о работе Проблемы влияния родительского развода на детей