Проблемы семейного воспитания
и взаимодействия семьи и школы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
В.Г.Белинского
факультет психологии
кафедра педагогики
и психологии
профессионального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Теория и методика
воспитания»
на тему:
«Проблемы семейного воспитания
и взаимодействия семьи и школы»
Выполнила:
студентка ФП
группы ПС-22
Митяева М. С.
Научный руководитель:
д.п.н., профессор Гошуляк
Любовь Даниловна
Пенза, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I: Теоретические аспекты
семейного воспитания
Понятие семейного воспитания
Содержание воспитания
Методы и формы семейного
воспитания
Педагогическая поддержка
семьи
Взаимодействие семьи
и школы
Глава II: Практические методики
диагностики семейного воспитания
2.1 Методика идентификации
детей с родителями (опросник
А. И. Зарова)
2.2 Методика «Стратегии
семейного воспитания»
2.3 Опросник «Мера заботы»
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это особого
рода коллектив, играющий в
воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. Доверие и
страх, уверенность и робость,
спокойствие и тревога, сердечность
и теплота в общении в противоположность
отчуждению и холодности –
все эти качества приобретается
в семье. Они проявляются и
закрепляются у ребенка задолго
до поступления в школу и
оказывают продолжительное влияние
на его развитие.
Семейное воспитание
– общее название для процессов
воздействия на детей со стороны
родителей и других членов
семьи с целью достижения желаемых
результатов.
Социальное, семейное
и школьное воспитание осуществляется
в неразрывном единстве. Проблемы
семейного воспитания в той
части, где они соприкасаются
со школой, изучаются общей педагогикой,
в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль
семьи обусловлена ее глубоким
влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни
растущего в ней человека. Семья
для ребенка является одновременно
и средой обитания, и воспитательной
средой. Влияние семьи особенно
в начальный период жизни ребенка
намного превышает другие воспитательные
воздействия.
Семья отражает и
школу, и средства массовой
информации, общественные организации,
трудовые коллективы, друзей, влияние
литературы и искусства. Это
позволило педагогам вывести
довольно определенную зависимость
успешности формирования личности.
Обуславливается, она, прежде
всего, семьей. Чем лучше семья
и чем лучше влияет она на
воспитание, тем выше результаты
физического, нравственного, трудового
воспитания личности.
За редким исключением,
роль семьи в формировании
личности определяется зависимостью:
какая семья, такой и выросший
в ней человек.
Актуальность работы
заключается в ее направленности
на решение проблемы взаимодействия
школы и семьи по воспитанию
учащихся. Успешный родитель, будь
то мать или отец должны
иметь понятие о воспитательном
процессе, знать основные принципы
педагогической науки. Родителям
необходимо стремиться быть в
курсе практических и теоретических
исследований специалистов по
вопросам воспитания ребенка
и развитие его личности.
Именно в семье ребенок
получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и
учится как себя вести в
различных ситуациях. Очень важно,
чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами,
чтобы он видел, что у взрослых
теория не расходится с практикой.
Цель курсовой работы:
рассмотреть понятие семейного
воспитание, методы и формы взаимодействия
семьи и школы в воспитании.
Объект исследования
– воспитание школьников.
Предмет исследования
– методы и средства семейного
воспитания, методы взаимодействия
семьи и школы.
Задачи:
- изучить теоретические
основы данной проблемы;
- раскрыть основы семейного
воспитания, методы, формы и содержание
воспитания;
- исследовать психолого-педагогические
основы взаимодействия семьи
и школы: рассмотреть педагогическую
поддержку в воспитании, и изучить
роль классного руководителя
в воспитании школьника
Глава I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие семейного воспитания
Традиционно главным
институтом воспитания является
семья. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он
сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института
воспитания обусловлена тем, что
в ней ребёнок находится в
течение значительной части своей
жизни, и по длительности своего
воздействия на личность ни
один из институтов воспитания
не может сравниться с семьей.
В ней закладываются основы
личности ребёнка, и к поступлению
в школу он уже более чем
наполовину сформировался как
личность.
Семья может выступать
в качестве как положительного,
так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем
никакой другой социальный институт
не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании
детей, сколько может сделать
семья. Семья – это особого
рода коллектив, играющий в
воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль. У тревожных
матерей часто вырастают тревожные
дети; честолюбивые родители нередко
так подавляют своих детей,
что это приводит к появлению
у них комплекса неполноценности;
несдержанный отец, выходящий из
себя по малейшему поводу, нередко,
сам того не ведая, формирует
подобный же тип поведения
у своих детей и т.д.
В связи с особой
воспитательной ролью семьи возникает
вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные
и свести к минимуму отрицательные
влияния семьи на воспитание
ребёнка. Для этого необходимо
точно определить внутрисемейные
социально-психологические факторы,
имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребёнок
получает первый жизненный опыт,
делает первые наблюдения и
учится как себя вести в
различных ситуациях. Очень важно,
чтобы то, чему родители учат
ребёнка, подкреплялось конкретными
примерами, чтобы он видел,
что у взрослых теория не
расходится с практикой. Главное
в воспитании маленького человека – достижение
душевного единения, нравственной связи
родителей с ребёнком. Родителям ни в коем
случае не стоит пускать процесс воспитания
на самотек.[3, с. 23]
Конфликтная ситуация
между родителями – различные
подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей –
найти общее решение, убедить
друг друга. Если придется идти
на компромисс, то обязательно
удовлетворить основные требования
сторон. Когда один родитель принимает
решение, он обязательно должен
помнить о позиции второго.
Вторая задача – сделать так,
чтобы ребёнок не видел противоречий
в позициях родителей, т.е. обсуждать
эти вопросы лучше без него.
Воспитание ребёнка состоит из
многочисленных форм взаимодействия
и рождается в совместной жизни
в семье. Родители, принимая решение,
должны на первое место ставить
не собственные взгляды, а то,
что будет более полезным для
ребёнка.
Ребёнок может приниматься
родителями таким, какой он
есть (безусловная любовь). Возможно,
родители любят его, когда ребёнок
соответствует их ожиданиям, когда
хорошо учится и ведет себя,
но если ребёнок не удовлетворяет
тем потребностям, то ребёнок
как бы отвергается, отношение
меняется в худшую сторону.
Это приносит значительные трудности,
ребёнок не уверен в родителях,
он не чувствует той эмоциональной
безопасности, которая должна быть
с самого младенчества (обусловленная
любовь). Ребёнок может вообще
не приниматься родителями. Он
им безразличен и может даже
отвергаться ими (например, семья
алкоголиков).
Можно ли назвать
хорошими тех родителей, которые
никогда не сомневаются, всегда
уверены в своей правоте? Можно
ли назвать хорошими тех родителей,
которые пребывают в постоянных
тревожных сомнениях, теряются
при столкновении с чем-то новым
в поведении ребёнка? И повышенная
родительская уверенность, и излишняя
тревожность не содействуют успешному
родительству.
Будущие родители задумываются
о том, как лучше сформулировать
для самих себя цели работы
по воспитанию своего ребёнка.
Цель и мотив воспитания ребёнка
– это счастливая, полноценная,
творческая, полезная людям жизнь
этого ребёнка. На созидание
такой жизни и должно быть
направлено семейное воспитание.[2,
с. 43]
Связь воспитания с
другими видами деятельности, подчинение
воспитания тем или иным мотивам,
а так же место воспитания
в целостной личности человека
– все это и придает воспитанию
каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер.
В педагогической деятельности
абсолютной нормы не существует.
В родительском труде, как во
всяком другом, возможны и ошибки,
и сомнения, и временные неудачи,
поражения. Воспитание в семье
– это та же жизнь. Отношения с ребёнком,
так же как и с каждым человеком, глубоко
индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители
во всем совершенны, знают правильный
ответ на любой вопрос, то в
этом случае они вряд ли
смогут осуществить самую главную
родительскую задачу – воспитать
в ребёнке потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.
В каждой семье объективно
складывается определенная система
воспитания. Под системой воспитания
понимаются цели воспитания, формулировка
его задач, более или менее
целенаправленное применение методов
и приемов воспитания, учет того,
что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребёнка.
Могут быть выделены 4 тактики
воспитания в семье и отвечающие
им 4 типа семейных взаимоотношений,
являющиеся и предпосылкой и
результатом их возникновения:
диктат, опека, «невмешательство»
и сотрудничество. Диктат в семье
проявляется в систематическом
подавлении одними членами семейства
инициативы и чувства собственного
достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система
отношений, при которых родители,
обеспечивая своим трудом удовлетворение
всех потребностей ребёнка, ограждают
его от каких-либо забот, усилий
и трудностей, принимая их на
себя. Система межличностных отношений
в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности
независимого существования взрослых
от детей, может порождаться
тактикой «невмешательства». Сотрудничество
как тип взаимоотношений в
семье предполагает опосредованность
межличностных отношений в семье
общими целями и задачами совместной
деятельности, ее организацией и
высокими нравственными ценностями.
Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм ребёнка.
Семья, где ведущим типом взаимоотношений
является сотрудничество, обретает
особое качество, становится группой
высокого уровня развития –
коллективом.
Родители составляют
первую общественную среду ребёнка.
Личности родителей играют существеннейшую
роль в жизни каждого человека.
Специфика чувств, возникающих между
детьми и родителями, определяется
главным образом тем, что забота
родителей необходима для поддержания
самой жизни ребёнка. Любовь
каждого ребёнка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична.
Причем, если в первые годы
жизни любовь к родителям обеспечивает
собственную жизнь и безопасность,
то по мере взросления родительская
любовь все больше выполняет
функцию поддержания и безопасности
внутреннего, эмоционального и
психологического мира человека.
Родительская любовь – источник
и гарантия благополучия человека,
поддержания телесного и душевного
здоровья.
Именно поэтому первой
и основной задачей родителей
является создание у ребёнка
уверенности в том, что его
любят и о нем заботятся.
Самая естественная и самая
необходимая из всех обязанностей
родителей – это относиться
к ребёнку в любом возрасте
любовно и внимательно. И, тем
не менее, подчеркивание необходимости
создания у ребёнка уверенности
в родительской любви диктуется
рядом обстоятельств. Психологами
доказано, что за трагедией подросткового
алкоголизма и подростковой наркомании
часто стоят не любящие своих
детей родители. Главное требование
к семейному воспитанию – это требование
любви. Только при уверенности ребёнка
в родительской любви и возможно правильное
формирование психического мира человека,
только на основе любви можно воспитать
нравственное поведение, только любовь
способна научить любви.
Многие родители считают,
что ни в коем случае нельзя
показывать детям любовь к
ним, полагая что, когда ребёнок
хорошо знает, что его любят,
это приводит к избалованности,
эгоизму, себялюбию. Наоборот, эти
неблагоприятные личностные черты
как раз возникают при недостатке
любви, когда создается некий
эмоциональный дефицит, когда
ребёнок лишен прочного фундамента
неизменной родительской привязанности.
Глубокий постоянный
психологический контакт с ребёнком
– это универсальное требование
к воспитанию, которое в одинаковой
степени может быть рекомендовано
всем родителям, контакт необходим
в воспитании каждого ребёнка
в любом возрасте. Именно ощущение
и переживание контакта с родителями
дают детям возможность почувствовать
и осознать родительскую любовь,
привязанность и заботу. Основа
для сохранения контакта –
искренняя заинтересованность во
всем, что происходит в жизни
ребёнка.