Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 21:48, реферат

Краткое описание

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Вложенные файлы: 1 файл

trudnye_podrostki.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области

«Северодвинский детский дом»

 

 

 

 

 

 

 

Программа психологической помощи

трудным подросткам,

воспитывающимся в условиях детского дома

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

педагог-психолог О.В. Горбатова

 

 

 

 

 

 

                                             Северодвинск, 2011 
Пояснительная записка

 

Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения в подростковом возрасте. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Проблема отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражена в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Н.Н.Верцинская, Л.М.Зюбин, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников.

Под девиантным поведением понимают устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. К основным видам девиантного поведения относятся агрессивное, делинкветное, зависимое и суицидальное поведение. Форма проявления девиантного поведения зависит от индивидуальных особенностей, внешнего физического и социальных условий, а главное от возраста человека. Достаточно часто детей данной группы определяют как трудновоспитуемых, или трудных детей. Само слово трудновоспитуемость указывает на затруднения в воспитании, формировании личности ребенка, на его неспособность или нежелание усваивать педагогические воздействия и активно на них реагировать. Трудновоспитуемый ребенок – это прежде всего тот, кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумения найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психического и социального развития, а также педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.

При отсутствии полноценной и своевременной коррекционно-педагогической работы у ребенка возникает состояние педагогической запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.

Проблема социализации трудного подростка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность трудных детей неуклонно растет. Изменение основной сферы влияния на подростка с семьи на педагогический коллектив детского дома, отсутствие у большинства детей значимых и авторитетных взрослых (родителей), ради благополучия которых подростки готовы к положительным изменениям в деятельности и поведении, приводит к усугублению психологических трудностей и противоречий, характерных для подросткового возраста. В условиях детского дома оказывается невозможным воздействие на подростка через изменение стиля воспитания в семье, оптимизацию и гармонизацию внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогические исследования (Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М.) позволили выявить ряд специфических эмоционально-личностных особенностей детей-сирот: несформированность основных коммуникативных умений и навыков, неумение соблюдать социальную дистанцию в общении со взрослым, эмоциональная неустойчивость, неумение распознавать эмоциональные состояния окружающих людей, острая потребность в защите значимого взрослого человека, отсутствие системы ценностно-нравственных представлений, повышенная враждебность к окружающим взрослым, ярко выраженные реакции протеста в сложившихся условиях, отсутствие самоанализа, рефлексии, трудности в выражении собственных чувств.

Дети «группы риска» Северодвинского детского дома были выявлены в ходе педагогических исследований и наблюдений нашего коллектива. Проблемы в воспитании этих детей связаны с их повышенной возбудимостью, импульсивностью, отсутствием самоконтроля в двигательной и эмоциональной сфере, конфликтностью, упрямством, негативизмом, агрессивностью по отношению ко взрослым и сверстникам, несоблюдением норм и правил поведения.

В группу риска по возникновению социальной дезадаптации входят в основном дети от 12 до 14 лет. Большинство психологов считают этот возраст «пиком» переходного возраста, острым кризисным моментом в развитии ребёнка. Основной особенностью данного возрастного периода является появление «чувства взрослости» у подростка, желание автономности и независимости, противопоставлению себя миру взрослых, что выражается в нарушении правил, требований и запретов, вербальной агрессии по отношению к взрослым. Бурный физический рост и гармональное развитие обуславливает эмоциональную неустойчивость большинства подростков. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, авторитетами для подростков являются ровесники или старшие дети. Но в то же время для подростков очень значимо одобрение или порицание старших, в этом возрасте формируется устойчивый образ «Я», самооценка, которая во многом зависит от окружающих как взрослых, так и сверстников.

Проведенное глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Выявленные особенности отражаются в поведении подростков, являясь своеобразным механизмом психологической защиты в сложившейся жизненной ситуации. Они негативно влияют на формирование личности подростков-сирот, что препятствует их дальнейшей благоприятной социальной адаптации. В связи с этим необходимо создание и реализация в условиях детского дома программы работы с трудными подростками по профилактике дезадаптации в социуме.

Мы исходим из позиции, что подростковый возраст – наиболее благоприятный период развития человека, когда еще можно научить правильному поведению, изменить характер личности. Недаром русские педагоги конца XIX – начала XX века (Д.Дриль, П.Ерогин, И.Сикорский, Д.Тальберг) считали этот возраст драгоценным временем для педагогических влияний. При общении с данной категорией детей основным правилом является избегание тона категорических приказов. Доверительные доброжелательные отношения с подростком, обращение к нему «на равных» являются залогом успешного воздействия на личность трудного подростка. Особенности данного возраста необходимо учитывать при построении коррекционно-развивающей и воспитательной работы.

Итак, анализ психолого-педагогических исследований по проблеме девиантного поведения подростков, глубокая психодиагностика личности подростков «группы риска» Северодвинского детского дома позволили нам разработать программу психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома.

 

Цель программы: содействие социально-психологической адаптации воспитанников «группы риска» Северодвинского детского дома.

Задачи:

  1. Оптимизация взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник»;
  2. Коррекция агрессивного поведения;
  3. Формирование положительной нравственной направленности личности;
  4. Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения;
  5. Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе;
  6. Обучение способам  саморегуляции, релаксации;
  7. Обучение способам выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах.

 

Реализация перечисленных задач предполагает овладение подростками следующими знаниями:

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • об индивидуально-личностных особенностях;
  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

и умениями:

  • применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации; овладеть способами выплёскивания гнева и негативных эмоций в социально приемлемых формах;
  • осознавать, принимать и понимать чувства, эмоции, настроения свои и окружающих людей, проявлять сочувствие, сострадание, эмпатию;
  • овладеть навыками уверенного поведения, бесконфликтного общения;
  • уметь самостоятельно принимать решения в ситуациях нравственного выбора;
  • правильно реагировать в трудных жизненных ситуациях;
  • применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

 

Основные принципы построения и реализации программы.

Методологической основой программы стали принципы структурного, когнитивного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов.

К принципам построения содержания программы относятся:

  • единство диагностических и коррекционных мероприятий;
  • учёт психологических и возрастных особенностей воспитанников, их социальной ситуации развития;
  • взаимосвязь этапов реализации работы;
  • комплексность и системность коррекционно-развивающей работы.

Реализация содержания программы основывается на следующих положениях:

  • гуманизма – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • конфиденциальности – информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся должно быть сознательным и добровольным;
  • компетентности – психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности;
  • ответственности – психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

 

Формы организации работы с подростками.

1. Групповая деятельность – социально-психологические тренинги и занятия-беседы, круглый стол, работа в группах, групповые консультации, обучающая психодиагностика.

Особенностью занятий является дискуссионный характер общения с подростками, способствующий возникновению доверительной атмосферы, что позволяет ведущему затрагивать сложные темы, которые обычно подростки обсуждают только между собой, получая искаженную, противоречивую информацию. Доверительные отношения побуждают подростков открыто высказывать свои мысли, выражать свои чувства, что  позволяет ведущему эффективно воздействовать на сознание подростков в процессе проведения занятий.

2. Индивидуальная коррекционная работа с подростками – личные беседы, игры и упражнения, обучающая психодиагностика.

Потребность в одиночестве присуща всем подросткам и необходима для развития личности, самосознания в этом возрасте. Воспитанники детского дома испытывают перегрузку общением, постоянно находясь в коллективе сверстников. В результате чего может возникнуть негативное отношение к групповым занятиям. Таким образом, наряду с групповыми формами работы необходимо предусмотреть и индивидуальные формы работы с детьми.

3. Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «воспитатель-воспитанник».

 

Основные направления работы.

  • Диагностика личности подростков;
  • Работа с педагогами;
  • Коррекционно-развивающая работа с подростками.

 

Краткое содержание программы

Направление (этап)

Задачи

Срок

Мероприятия психологической коррекции

1. Диагностическое

Сбор информации об индивидуально-психологических особенностях подростков

Сентябрь - октябрь

Диагностические исследования по экспериментальным методикам программы.

Составление плана работы с подростком

Октябрь

Разработка планов индивидуального сопровождения.

2. Работа с педагогами

Информирование об индивидуально-психологических особенностях подростка

Октябрь

Составление психологических карт воспитанников.

Разработка рекомендаций для педагогов.

Консультации.

Обучение приемам конструктивного общения с подростками.

3. Коррекционно-развивающее

Коррекция агрессивного поведения

Ноябрь-декабрь

Групповые психологические тренинги.

Формирование положительной нравственной направленности

Январь-февраль

Этические беседы.

Развитие коммуникативных и социальных навыков, навыков уверенного поведения

Март-апрель

Групповые психологические тренинги.

Формирование навыков самопознания, самораскрытия, устойчивой «Я-Концепции», уверенности в себе

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Обучение способам выплёскивание гнева и негативных эмоций в социально-приемлемых формах

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

Обучение способам релаксации и саморегуляции

В течение года по индивидуаль-ным планам

Индивидуальная работа.

4. Диагностико-аналитическое

Оценка эффективности проведённой работы

Май

Обследование по диагностическим методикам программы.

Информация о работе Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома