Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:01, реферат
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предлагает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-7 ЛЕТ
(В. Т. Кудрявцев)
Программа развития двигательной активности и оздоровительной направленности работы с детьми 4-7 лет.
Данная программа является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предлагает альтернативный ему комплексный, междисциплинарный.
В программе нашли продолжение и развитие идеи Э. В. Ильенкова («Здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело»), А. В. Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детскими движениями), Н. А. Бернштейна («Двигательное упражнение — это повторение без повторения»), А. В. Запорожца, Н. А. Бернштейна (значение образа в физическом воспитании: посредством образа у ребенка вырабатывается отношение к собственному движению и выполняющему его органу как к особому, самостоятельному субъекту), Ю. Ф. Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии).
Автором был рационально и критически осмыслен опыт нетрадиционных практик развития движения и оздоровления, которые оформились в истории человеческой культуры, в частности восточной психотехнике.
В программе отражены основные приоритеты педагогической работы: развитие двигательной работы и оздоровление детей.
^ Цель программы заключается
в формировании двигательной
сферы и создании психолого-
Автором программы выделены четыре принципа оздоровительной работы с детьми.
^ Главный приоритетный принцип —развитие воображения через особые формы двигательной активности детей. Развитое воображение становится необходимым внутренними условием при построении и проведении оздоровительной paботы с дошкольниками.
^ Формирование осмысленной
моторики — это второй принцип
оздоровительной работы с
1) ориентироваться на позу
как выразительную
2) осваивать навыки
3) вводить ребенка в
зону ближайшего развития
^ Третий принцип
^ Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию — это четвертый принцип оздоровительной работы с детьми.
В программе представлены: краткая характеристика физического и психического развития воспитанников, перечень упражнений, способствующих приобщению к физической культуре, и формы оздоровительной работы.
^ Приобщение к физической
• упражнений и заданий на развитие основных движений, на принятие и сохранение позы;
• упражнений и заданий на развитие мелких мышц руки, лица и мимики;
• спортивных и музыкально-ритмических упражнений;
• подвижных игр, игр-аттракционов для праздников.
^ Развивающими формами
• закаливание;
• дыхательная и звуковая гимнастика;
• упражнения для формирования и коррекции осанки;
• упражнения для профилактики плоскостопия;
• психогимнастика.
^ Формами организации
оздоровительной работы являют
Но в программе не достает показателей физического развития и уровней овладения детьми программным материалом.
В помощь педагогам ДОУ
вышло программно-методичес
Программа рассчитана как на воспитателей, так и на инструкторов по физической культуре ДОУ.
^ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ»
(В. Г. Алямовская)
Программа представляет комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника здорового физически, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного.
Программа включает четыре направления:
1. Физическое здоровье— программа «Группы здоровья».
2. Психологическое благополучие— программа «Комфорт».
3. Духовное здоровье —
программы «Город мастеров», «
4. Нравственное здоровье — программы «Этикет», «Личность».
Созданию программы «Группы здоровья» способствовали результаты проведенного исследования, которое убедило коллектив в том, что по общепринятой программе физического воспитания, рекомендованной «Программой воспитания и обучения в детском саду», не реализуется потребность детей в движении.
Автор стремилась разработать
такую систему физического
Итогом пятилетней работы
с 1985 по 1990 год явилась программа
«Группы здоровья» — это
При разработке новой системы физического воспитания автор руководствовалась результатами исследований лаборатории И. А. Аршавского, опиралась на работы Ю. Ф. Змановского, И. И. Туртова, систему К. Купера, учитывала взгляды Н. М. Амосова.
^ Задачи программы:
• укрепление здоровья;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности;
• выявление интересов, склонностей, способностей;
• приобщение к традициям большого спорта.
Содержание программы раскрывается не в соответствии с возрастными группами, а по направлениям. Программа включает в себя пять разделов.
^ В первом разделе представлены
организация и методика
• утренняя гимнастика (в виде подвижной игры, танцевально-ритмической гимнастики, спортивной тренировки смешанного типа, на тренажерах, на полосе препятствий, оздоровительный бег на воздухе);
• физкультурное занятие (обычного типа, сюжетно-игровое, на танцевальном материале, на спортивных тренажерах, занятие-прогулка, занятие-зачет, тренировка, занятие серии «Забочусь о своем здоровье», игровое);
• гимнастика после сна (игровая, на тренажерах, оздоровительный бег, лечебно-восстановительная, музыкально-ритмическая).
Автор уделяет внимание проведению утренней гимнастики и физкультурных занятий на воздухе (из 4-х занятий одно проводится в зале), что позволяет создать оптимальный двигательный режим. Отличительная особенность планирования утренней гимнастики заключается в том, что на месяц составляются 3-4 комплекса, которые используются педагогом в соответствии с погодными условиями.
В приложении описана система обучения детей группы раннего возраста основным видам движений в течение года.
^ Во втором разделе
раскрывается организация
^ В третьем разделе
кратко представлена
^ В четвертом разделе программы уделяется внимание воспитанию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни. В разделе перечисляются основные направления воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни: привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о строении тела человека, обучение детей уходу за своим телом.
^ В пятом разделе описываются особенности совместной работы ДОУ и семьи по воспитанию здорового ребенка.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней уделяется внимание организации групп реабилитации, физическому развитию и воспитанию часто болеющих детей. В помощь педагогам в работе с такими детьми предлагается программа, которая имеет такое же название, как и вся комплексная программа — «Здоровье».
^ Цель программы — создание оптимального режима, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Организация оптимального комфортного режима представлена в программе «Комфорт». Эта программа конкретных действий, направленных на обеспечение психологического благополучия детей во время их пребывания в детском саду. Автор предлагает варианты режима. Педагог может использовать эти варианты, когда в ДОУ карантин, каникулы, когда отсутствует помощник воспитателя, когда необходимо учитывать желание родителей. Также в программе представлен гибкий график работы сотрудников и администрации.
Но работая по программе «Группы здоровья», педагог будет испытывать трудности, поскольку отдельные аспекты представлены, но не раскрыты.
ПРОГРАММА
^ «ТЕАТР ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(Н. Н. Ефименко)
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая
по форме новая система физическо
Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
1. «Следуй логике природы»
(педагогика должна быть
2. «Физическое воспитание
дошкольников должно про
3. «Педагогический спидометр,
или о так называемых
4. «Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути».
5. «Театр физического воспитания дошкольников» (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).
6. «Положительная светлая
энергия радости и удоволь
7. «Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования».
8. «Создай тренажеры сам».
9. « Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции ».
10. «Через движение и игру — к воспитанию человека будущего: комплексная педагогика жизни».
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н. Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений, как ползание, со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями в лазании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные в жизни ребенка и взрослого человека предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).