Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 09:02, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Дать теоретическую характеристику особенностей процессов мышления младших школьников.
2. Определить возрастные особенности развития творческого мышления младших школьников.
3. Осуществить экспериментальное исследование развития творческого мышления учащихся начальных классов средствами сочинения.
Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
1.1. Творческое мышление как педагогическая проблема..........................................................................................................6
1.2. Особенности развития творческого мышления у младших школьников...................................................................................................12
Глава 2. Опыт диагностики творческого мышления младших школьников..................................................................................................18
2.1. Возможности диагностики творческого мышления младших школьников........................................................................................18
2.2. Характеристика уровней развития творческого мышления младших школьников................................................................................23
Заключение................................................................................................30
Библиография............................................................................................32
Введение......................
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления.......6
Глава 2. Опыт диагностики творческого
мышления младших школьников....................
2.1. Возможности диагностики творческого
мышления младших школьников....................
2.2. Характеристика уровней
Заключение....................
Библиография..................
Приложение
Наше время – это время перемен. Современной России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы творческого мышления. Здесь главная цель работы по развитию творческого мышления состоит в том, чтобы дети научились создавать нечто новое или находить новый путь.
Ученые уже давно пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Ученые пытались анализировать их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия – короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения.
Во второй половине нашего века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены составляющие творческой деятельности, гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Этими исследованиями занимались такие ученые как Библер В. С., Брушлинский А. В., Корнилов Ю. К., Мирошник М. И., Вахтомин Н. К. и другие.
Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются. В настоящей работе мы сформировали следующую проблему: как овладение пропедевтических условий стимулирование развития творческого мышления младших школьников в процессе подготовки и написания сочинения.
Разрешение данной проблемы есть цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс развития творческого мышления.
Предметом исследования является использование сочинений как средства формирования творческого мышления младших школьников.
Задачи исследования:
В качестве научно-педагогической основы выступают идеи развивающего и опережающего обучения (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова), согласно которым общее педагогическое развитие школьников и способствующее ему использование элементов пропедевтики. Ученики не создают понятия, образы, ценности, нормы, а присваивают их посредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения учащиеся осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически выработались эти продукты духовной культуры. Поэтому процесс развития и обучения строится так, чтобы в сжатой сокращенной форме воспроизвести действительный исторический процесс рождения и развития знаний.
Сказанное выше накладывает отпечаток и на организацию процесса подготовки к написанию творческой работы.
Методологическая основа:
педагогической теоретической базой является основные положения концепций личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманская), основная идея которой состоит в признании культуры – общечеловеческой, национальной, личностной – общечеловеческой, национальной, личностной – решающим фактором развития образования и необходимости его осуществления в контексте культуры.
В качестве научно-педагогической основы выступают идеи развивающего и опережающего обучения (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, С. Н. Лысенкова), согласно которым на первый план выходит общее психологическое развитие школьников и способствующее ему использование элементов пропедевтики. Ученики не создают понятия, образы, ценности, нормы, а присваивают их просредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения учащиеся осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры.
Научно-методологической базой опыта послужили различные рекомендации по подготовке к написанию сочинений учениками начальной школы М. Р. Львова, Т. Г. Рамзаевой, З. И. Романовской, А. В. Аркадьевой, О. В. Прониной, Н. А. Чураковой и других.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в ранней пропедевтической подготовке учащихся к выполнению творческой работы. Результаты нашего исследования могут быть использованы на практике.
Методологическая основа:
Методы исследования:
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе городской общеобразовательной школы №8 в 3 «В» и 3 «А» классах.
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого мышления
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно, ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.
Мышление - опосредованное
и обобщенное отражение
В науке принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1. По генезису развития
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.
2. По характеру решаемых задач различают мышление: теоретическое; практическое.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости различают мышление: дискурсивное; интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления различают мышление: вербальное; наглядное.
Наглядное мышление - мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям различают мышление: критическое; творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
В практической мыслительной деятельности человека все виды мышления неразрывно взаимосвязаны. Это взаимосвязь обусловлена уже тем, что фактически мы не совершаем никаких практических действий без того, чтобы у нас не возник соответствующий образ действия, чтобы мы словесно не обозначили то или иное действие. С другой стороны, оперируя самыми отвлеченными понятиями, мы, как правило, опираемся и на более или менее соответствующие им образы и т. д.
Эта взаимосвязь видов мышления находит свое выражение и в постоянных взаимопереходах одного вида мышления в другой.
Мы хотим рассмотреть один из видов мышления – творческое мышление. Под творчеством, по мнению Петровского А. В., понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей [23, 315]. А творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразования касаются от процессов применение готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Информация о работе Пропедевтический аспект творческого мышления младших школьников