Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на волнах полюбившейся FM - радиостанции.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.12 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 Среднего профессионального  образования

 Педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского

 

 

 

Курсовая работа

Тема: «Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога»

 

 

 

Автор: Луканичев Сергей

Студент группы 41-П

4-ого курса

Отделения 070511

«Социальная педагогика»

 

Научный руководитель:

Берестова

Дарья Дмитриевна

преподаватель дисциплин

психолого – педагогического

цикла, первая квалификационная категория

 

 

Москва

2013 
Содержание:

 

 

 

 

Введение

Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало довольно обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее - СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение. Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетних, т.к. это наиболее подверженная влиянию часть населения страны.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации подросткам, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения. Проблемой исследования является вопрос о средствах уменьшения этого влияния на подростков через регулярную просветительскую работу с родителями.

Тема исследования: Просвещение родителей по проблеме  негативного влияние СМИ в работе социального педагога

Область исследования: Методика и технологии работы социального педагога

Объект исследования: Работа социального педагога

Предмет исследования: Просвещение родителей по проблеме  негативного влияния СМИ

Цель исследования: Раскрыть формы и методы работы социального педагога с родителями  по проблеме негативного влияние СМИ на подростка 
Задачи исследования: 1. Изучение литературы по данной теме

               2. Исследование особенностей подросткового  возраста              

               3. Исследование способов влияния  СМИ

               4. Разработка календарного плана мероприятий по педагогическому просвещению родителей по проблеме негативного влияния СМИ

 

Глава 1. Теоретические основы исследования влияния СМИ на социализацию подростка

1.1. Особенности социализации подростка

Для того, чтобы понять особенности социализации подростка для начала необходимо разобрать само понятие «социализация» и его компоненты.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.[7, 42]

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они, так или иначе, тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект – объектным.

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект - субъектный.

Есть несколько групп факторов влияющих на социализацию:

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.[7,56]

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. [7, 61]

Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности отроческий период называют «периодом бури и натиска» (С. Холл). Трудности социализации современного подростка отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская) связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а, напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники.

В возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным.

15 лет – возраст максимальной  самостоятельности. Подросток стремится  во всем обнаружить свою волю, часто идет на провоцирование  ситуации. Главный мотив, который  движет подростком, – желание  утвердиться в коллективе сверстников. [4, 31]

 Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека. Греческое слово krisis переводится как «решение, приговор, решительный исход». В таком контексте восприятия слова «кризис» можно говорить о неминуемости подросткового кризиса в жизни каждого человека. Кризис подростничества, как решение о переходе во взрослый возраст, исход из детства, обуславливает психическое развитие в этом возрасте. Характер этого перехода может быть различным.

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

 

1.2. Механизмы влияния СМИ на социализацию подростка

В начале нам хотелось бы разобрать понятие «Средства массовой информации» и их функции, чтобы потом было легче увидеть механизмы влияния СМИ на подростка.

Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ – это публичность, наличие специальных технических средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье.

Понятие “средств массовой информации” не следует отождествлять с понятием “средств массовой коммуникации” (СМК). Это не совсем верно, поскольку СМК характеризует более широкий спектр массовых средств. К ним можно отнести кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличают регулярностью обращения к массовой аудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф, телетайп и др.

Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).[6, 65]

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

У печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на периодичность выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки, но это связано с трудностями печати и доставки, и поэтому с распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Информация о работе Просвещение родителей по проблеме негативного влияния СМИ в работе социального педагога