Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:30, курсовая работа
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.
Введение 1
1. Профессиональная ориентация. Структура и подсистемы профессиональной ориентации 3
1.1. Определение профессиональной ориентации 3
1.2. Анализ структуры профориентации 4
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации 9
2. Профессиональная направленность умственно – отсталых школьников 10
3. Состояние системы профориентации в коррекционной школе 15
4. Пути улучшения профориентационной работы в коррекци-онной школе 18
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
По данным многих исследований, число детей, страдающих дефектами умственного развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим, совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации по-прежнему является актуальным вопросом.
В специальной школе VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовой подготовкой, во вспомогательной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.
Некоторая
часть выпускников
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
—
неспособностью адекватно учитывать
влияние производственного
Эти проблемы препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В их решении существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий, касающаяся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся вспомогательной школы. Задачами системы должны являться не только предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации, но и способствование личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Следовательно,
профориентационная работа во вспомогательной
школе должна быть нацелена на актуализацию
профессионального самоопределения учащихся.
Структура и подсистемы профессиональной ориентации
1.1. Определение профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.
Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
На практике же зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.
Исследованиями
проблем профориентации занимались
многие ученый. Изучением вопросов содержания
и структуры общей профориентации занимались
А. Н. Волковский, М. Д. Виноградова, Е. Н.
Вольский, О. И. Галкина, А. Е. Голомшток.
В. И. Журавлев, Л. М. Зюбин, Н. И. Калугин,
Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов. А. Д. Сазонов,
В. Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева,
С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И.,
Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх
В.В. и др.
1.2. Анализ структуры профориентации
Анализируя структуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:
Таким
образом, учитывая все вышеизложенное,
можно принять за один из приемлемых
вариантов структуры
Разумеется, последовательность профориентационной работы не линейна расположению предложенных компонентов.
По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа:
Первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями).
Второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение).
Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий на учащихся можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа и профтехучилище, правильной и научно обоснованной.
Профессиональная
ориентация школьников осуществляется
в различных видах деятельности
- познавательной, включающей и учебную,
общественно полезной, коммуникативной,
производительном труде, игровой, с
учетом возрастных и индивидуальных
возможностей и особенностей каждого
школьника, способствующей накоплению
его социально-профессионального опыта.
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно-
Логико-содержательная - профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.
Личностная - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующегося:
Процесс
профессионального
Управленческая - предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, ее осуществление, регулирование выполнения программы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию.
Основные
направления профориентации определяются
задачами и конечной целью профориентации.
В основу всей воспитательной работы
в школе по вопросам профориентации
учащихся должен быть положен принцип
государственной заботы об удовлетворении
потребности в кадрах различных отраслей
народного хозяйства, науки, культуры
и быта. Приспособление человека к внешней
целесообразности, в чем бы она ни выражалась
(заполнение трудовых вакансий, выбор
школьниками пусть даже необходимых обществу
профессий и т. д.), не может выступать конечной
целью профориентации. Таковой является
всестороннее развитие самого субъекта
как личности. Решающим же условием гармоничного
развития личности выступает творческое
отношение человека к своей деятельности,
увлеченность ею. Поэтому формирование
у школьников интереса и склонностей к
избираемой профессии (в том числе и рабочей),
формирование профнаправленности - вот
главное в профессиональной ориентации.
Ее конечная цель - подготовить подрастающее
поколение к сознательному выбору профессии.
Информация о работе Профориентация умственно отсталых школьников