Профориентация умственно отсталых школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.

Содержание

Введение 1
1. Профессиональная ориентация. Структура и подсистемы профессиональной ориентации 3
1.1. Определение профессиональной ориентации 3
1.2. Анализ структуры профориентации 4
1.3. Подсистемы профессиональной ориентации 9
2. Профессиональная направленность умственно – отсталых школьников 10
3. Состояние системы профориентации в коррекционной школе 15
4. Пути улучшения профориентационной работы в коррекци-онной школе 18
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Профориентация курс.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

   Введение

     По  данным многих исследований, число  детей, страдающих дефектами умственного  развития, имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим, совершенствование форм и методов их реабилитации и социально-трудовой адаптации по-прежнему является актуальным вопросом.

     В специальной школе VIII вида подготовка умственно отсталых детей к самостоятельной жизни и производственному труду является одной из самых важных задач. Наряду с трудовой подготовкой, во вспомогательной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей.

     Некоторая часть выпускников коррекционных  школ попадает на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Тем не менее, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

     — психологической неготовностью  к моменту перехода от обучения к  сфере профессионального труда;

     — отсутствием ясной жизненной  перспективы, одной из причин которого является чувство социальной не защищенности;

     — неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

     — неспособностью адекватно учитывать  влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению  определенных профессиональных трудностей и др.

     Эти проблемы препятствуют профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. В их решении существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий, касающаяся профессиональной ориентации, профотбора, профессионального самоопределения учащихся вспомогательной школы. Задачами системы должны являться не только предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации, но и способствование личностному развитию учеников, формированию у них умения соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

     Следовательно, профориентационная работа во вспомогательной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профессиональная  ориентация.

    Структура и подсистемы профессиональной ориентации

     1.1. Определение профессиональной  ориентации

     Профессиональная  ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально- профессиональной структуры.

     Профессиональная  ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой - на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

     На  практике же зачастую между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования ряда авторов показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают две системы - система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся. Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом ее работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

     Исследованиями  проблем профориентации занимались многие ученый. Изучением вопросов содержания и структуры общей профориентации занимались А. Н. Волковский, М. Д. Виноградова, Е. Н. Вольский, О. И. Галкина, А. Е. Голомшток. В. И. Журавлев, Л. М. Зюбин, Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов. А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др. 

     1.2. Анализ структуры  профориентации

     Анализируя  структуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:

  • Ни один автор не отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Одни это называют профориентацией, другие - профинформацией, третьи - сообщением знаний о профессиях, четвертые - ознакомлением учащихся с профессиями, пятые - профинформационной деятельностью. Суть одна. Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
  • Профессиональная консультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы - и, соответственно, составляющий компонент в понятии профориентации - профконсультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультацией понимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профконсультация - это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный. Профконсультация ведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому все авторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или как самостоятельный компонент, или рассматривают его как составную частью профессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать оба компонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна профконсультация. Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей, а затем используются в период предварительного консультирования и собственно консультации. Однако для более четкого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничить эти компоненты.
  • Некоторые авторы (Н. Д. Левитов, А. Е. Голомшток, Г. Галките, С. Н. Чистякова и др.) рассматривают предварительную трудовую подготовку учащихся к работе в избираемой отрасли самостоятельным компонентом профориентации. Такой подход вполне правомерен в профориентации подростков и старших школьников. Для того чтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные интересы, надо дать им дополнительные знания и навыки, помочь им реализовать первые «трудовые пробы». Это относится и к физическому развитию ученика, и к его психике, и к умственному развитию, и к профессиональным умениям и навыкам. Таким образом, теоретическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности, как одно из средств дифференциации интересов и отработки практических умений и навыков, является самостоятельным разделом профориентационной работы с учащимися. Эта работа осуществляется в допрофессиональный и последующий, профессиональный периоды в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности). Следует подчеркнуть, что «трудовые пробы» - это центральное звено единой подготовки учащихся к труду и сознательному выбору профессии, при которой практически осуществляется профессиональное обучение и воспитание и организуется долговременная преднамеренная работа по формированию профинтересов. Важно педагогически правильно организовать трудовое обучение, внеклассную, кружковую, факультативную работу, общественно - полезный, производительный труд в школьных мастерских, в цехах и на участках предприятий, на фермах, в ученических производственных бригадах, школьных лесничествах и т. д. Для этих же целей организуются творческие объединения старшеклассников (клубы и бригады по интересам), деятельность в Домах детского творчества и т. д.
  • Все авторы как само собой разумеющееся рассматривают вопросы трудоустройства выпускников школ. Однако лишь некоторые из них выделяют это в самостоятельный компонент профориентации (Я. Будкевич, О.И. Галкина, Л.М. Зюбин, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель). Нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений. Другой путь - контроль над реальным трудоустройством и проверка, таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работа необходима для накопления опыта и избежания ошибок при проведении профессиональной консультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называют постконсультационным контролем.
  • Составной частью профориентации является профессиональный отбор (подбор). Профотбор производится в период распределения старшеклассников школы по профилям производственной подготовки (в школьных мастерских, учебно-производственных комбинатах, на производстве) и при поступлении в профтехучилища и техникумы.
  • И, наконец, завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека, по мнению всех исследователей,- профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и в профтехучилищах (так же, как и в техникумах, вузах, на производстве) - к условиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. «Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственного окружения. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией». Профессиональная адаптация вместе с постконсультационным контролем - это логическое завершение, финал всей работы по профориентации. И школа, и профтехучилище видят плоды своего труда, видят, насколько результативно они поработали в процессе предварительного ориентирования и профессионального обучения своих питомцев.

     Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемых вариантов структуры профориентации совокупность следующих компонентов:

  • Профессиональное просвещение учащихся;
  • Предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области;
  • Изучение учащихся в целях профориентации;
  • Профессиональная консультация;
  • Постконсультационный контроль.
  • Профессиональный отбор (подбор);
  • Профессиональная адаптация.

     Разумеется, последовательность профориентационной работы не линейна расположению предложенных компонентов.

     По  мнению известного исследователя проблем  профориентации и профессионального  воспитания молодежи Н. Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа:

Первый - подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями).

Второй - выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение).

     Затем осуществляется профотбор, уточнение  профиля профессии (доориентация) в  ходе профессиональной подготовки в  профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий на учащихся можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа и профтехучилище, правильной и научно обоснованной.

     Профессиональная  ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности - познавательной, включающей и учебную, общественно полезной, коммуникативной, производительном труде, игровой, с  учетом возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника, способствующей накоплению его социально-профессионального опыта. 

     1.3. Подсистемы профессиональной ориентации

     Профессиональная  ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций.

     Организационно-функциональная - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности, с учетом специфики деятельности, на основе принципа координации.

     Логико-содержательная - профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация.

     Личностная - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующегося:

  • активной позицией, то есть стремлением к творческой деятельности;
  • самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности;
  • направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим выбор профессии школьников и осознаваемых как личностно значимые;
  • уровнем развития самосознания: представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

     Процесс профессионального самоопределения  обусловлен расширением и углублением  деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностной установкой на модель профессионала.

     Управленческая - предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, ее осуществление, регулирование выполнения программы, разработку рекомендаций по ее совершенствованию.

     Основные  направления профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип  государственной заботы об удовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, в чем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профнаправленности - вот главное в профессиональной ориентации. Ее конечная цель - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии. 

Информация о работе Профориентация умственно отсталых школьников