Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:49, курсовая работа
В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей.
Цель исследования – изучение различных проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Введение________________________________________________________3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы детской агрессивности
1.1. Агрессивные проявления детей как предмет исследования в современной психологии_______________________________________________________6
1.2. Специфика детского агрессивного поведения______________________14
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии__________________________________________27
Заключение______________________________________________________38
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________
Глава 1 Теоретические
аспекты проблемы детской агрессивности
1.1. Агрессивные
проявления детей как предмет
исследования в современной
1.2. Специфика
детского агрессивного поведения_____________________
1.3. Работа с
агрессивным поведением детей
в рамках современной
Глава 2. Эмпирическое
исследование проявлений агрессии у детей
старшего дошкольного возраста
2.1. Цель, задачи,
организация исследования______
2.2. Анализ экспериментальных
данных исследования___________
2.3. Психолого-педагогические
рекомендации__________________
Заключение____________________
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня
широкое распространение
Ребенок дошкольного возраста — существо преимущественно эмоциональное, и именно по этой причине характеристики эмоциональной сферы ребенка служат основными показателями его психического развития в норме и при различных родах отклонения. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.
Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Становится ясно, что детство как одно из явлений общественной жизни подчиняется не только общим законам развития человеческого общества, но имеет некоторые свои специфические закономерности, которые мало известны.
В настоящей работе мы попробуем разобраться в том, что же такое детская агрессия и рассмотрим проявление агрессии у детей.
Цель исследования – изучение различных проявлений агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования – агрессивные проявления у старших дошкольников.
Предмет исследования – виды, причины проявлений агрессии у старших дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в предположении: в старшем дошкольном возрасте преобладает средний уровень агрессивности.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1.
Теоретические: анализ и
2. Эмпирические: наблюдение, эксперимент.
3. Методы обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате теоретико-методологического анализа обобщены научные знания по проблеме детской агрессивности.
Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на выявление агрессивных детей и измерение общего уровня агрессии в группе.
Экспериментальная база исследования: ДОУ №87 «Одуванчик» г. Мурманска. В эксперименте принимали участие 16 детей из подготовительной группы в возрасте от 6,5 до 7 лет.
Этапы исследования:
1 этап – изучение литературы по данному вопросу; наблюдение;
2 этап – эмпирическое исследование проявлений агрессивности у старших дошкольников;
3 этап – подведение итогов, разработка рекомендаций.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. В теоретической части раскрываются основные подходы к пониманию феномена агрессии: понятие, формы её проявления, причины возникновения, специфика агрессивных проявлений у дошкольников. Во второй части работы описываются организация, процедура, результаты исследования, представлены психолого-педагогические рекомендации. В заключении подводятся общие итоги работы, формулируются основные выводы проведенного исследования.
В
приложениях представлены основные
методические материалы исследования.
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
1.1
Агрессивные проявления
детей как предмет
исследования в
современной психологии
Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.
Во–первых,
под агрессией некоторые
Под
агрессией понимаются также акты
враждебности, атаки разрушения, т.е.
действия, которые вредят другому
лицу и объекту. В тоже время авторы
разводят понятия агрессии как специфической
формы поведения и
Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.
Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия. Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют:
Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.
В
теории, объясняющей природу
Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда[22, с.35] и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса.
Не меньшего внимания заслуживает теория К.Лоренца [15, с.68], который считал, что агрессия имеет своим источником инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии.
Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Миллером [9] и получила название «теория фрустрации - агрессивности».
Фрустрация,
от латинского frustratio, - это психическое
состояние, вызванное неуспехом
в удовлетворении потребности или
желания при наличии
Согласно этой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация является причиной гнева и враждебности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.
Согласно теории фрустрации - агрессии, у человека, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях оно подавляется не самоконтролем, а боязнью наказания либо некими внешними препятствиями. Однако в этом случае агрессивное побуждение остается и может быть перенесено с реального обидчика на другой объект или человека, по отношению к которому агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно - происходит смещение агрессии.
Совершенно очевидно, что не все люди и не всегда реагируют на фрустрацию агрессивным поведением. Что касается врожденной предрасположенности человека к агрессивным действиям (теории Фрейда и Лоренца), то вполне «вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют на ее проявление».
Согласно третьей теории агрессивности - «теории социального научения» (бихевиоральная модель), человек перенимает агрессивное поведение, наблюдая за другими людьми.
В «прошлый опыт» входит не только непосредственный опыт человека, но и научение путем подражания другим людям. Согласно теории американского психолога Альберта Бандуры [3, с.39], большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания другим людям. Если воспитывающие ребенка люди проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. По мнению А.Бандуры, агрессивность является причиной самого обыкновенного обучения: она развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека, действовавшего агрессивно. В настоящее время эта теория является одной из самых распространенных и влиятельных. Значительное влияние на агрессивность оказывают индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, т.к. первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
Информация о работе Проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте