Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы.
Задачи исследования:
1. Обозначить психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания.
2. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.
3. Наметить возможные критерии эффективности военно-патриотического воспитания.
Введение
Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта
военно-патриотического воспитания
Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система
Эффективность военно-патриотического воспитания
и ее критерии
Заключение
Список источников и литературы
Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Институт высшего
Кафедра управления социальными и экологическими системами
Курсовая работа на тему:
«Психологические
аспекты патриотического
(в системе
обязательной подготовки
Выполнил:
Содержание
Введение
военно-патриотического воспитания
и ее критерии
Заключение
Список источников и литературы
За последнее время в российско
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
Патриотическое воспитание представляет
собой систематическую и
Актуальность темы обусловлена состоянием современного общества, в котором очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил.
На сегодняшний день подрастающее поколение не хочет не то что вступать, а даже думать о службе в рядах Вооруженных сил России. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ли у кого вызовет удовлетворенность отражение в литературе и искусстве, жизнь современной Армии.
Цель данной работы заключается в рассмотрении влияния психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы.
Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:
- определение психологических
аспектов патриотического
- показать значение
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и использованной литературы.
Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект исследования, обозначена научно-практическая значимость работы. В первой главе рассматриваются психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания. Вторая глава посвящена военно-патриотическому воспитанию, рассмотрению его сущности и содержания. В третьей главе раскрыто понятие эффективности военно-патриотического воспитания и ее критериев.
1. Психофизиологические
проблемы молодежи, как объекта
военно-патриотического
Известно, что любая воспитательная система имеет объект, на который она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения страны. В этой связи рассмотрим специфические особенности молодежи как особой социально-возрастной группы общества. Эта группа имеет сложную структуру, в которой ученые выделяют подгруппы по классовой и национальной принадлежности, по основному виду деятельности (учащиеся и работающая молодежь), по месту жительства (городская, сельская). Безусловно, каждая из данных подгрупп имеет свои особенности, но в то же время российской молодежи принадлежат и общие черты.
Расширение спектра духовных интересов
молодежи закономерно рождает у
нее и новое отношение к
проведению своего свободного времени.
У молодых людей усиливается
потребность в более
Анализ основных социальных потребностей
молодежи имеет важное значение для
повышения эффективности
Прежде чем перейти к анализу
черт молодежи на социально-психологическом
уровне, необходимо отметить, что еще
нередко особенности сознания современной
молодежи, своеобразие ее психологии
и поведения объясняют
Действительно, процесс более раннего
психофизиологического
Происходящие процессы должны подвергаться постоянному научному анализу. При этом очень важно подходить к изучению проблемы комплексно, в тесном сочетании медицинских, социологических, психологических исследований. С точки зрения организации военно-патриотического воспитания это особенно важно, ибо оно, как никакое другое, преследует органическое единство как социальной, так и психофизиологической зрелости личности.
Внутренний мир молодых людей
психологически необычайно сложен и
в такой же мере подвижен, изменчив.
Восхождение человека не только по
ступеням времени, но и по ступеням
социального становления
В системе социальных ценностей
юношества большое место
По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи городов Москвы, Калуги и Ростова-на-Дону, 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительным трудностями во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни.3
Результаты того же исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство молодежи (94%) оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя в бытовой сфере (неумение подшить подворотничок, отсутствие навыков для осуществления хозяйственных работ - мытье полов, уборка помещений и так далее). По мнению опрошенных офицеров, только около 24% призывников психологически готовы к службе.
Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезмерно снисходительной родительской опеки, которая рождает боязнь и растерянность юношей перед трудностями, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы каждое мероприятие, направленное на формирование у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям.
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического воспитания, на мой взгляд, следует рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как социальную группу, а также представителей различных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследованные от социалистического общества. В то же время ряд социологических исследований показывает различные уровни корреляционных связей между социальным, национальным положением юношей и их ориентацией на профессию офицера, различные виды Вооруженных Сил и рода войск, степенью морально-политической и психологической готовности к перенесению трудностей воинской службы, поведением в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки. Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную группу с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами. В возрастной группе от 10 до 14 лет происходит процесс выработки отношения к защите Родины, понимание ее необходимости. Для этого возраста характерно высокое эмоциональное восприятие внешней стороны героического поведения старших поколений. В этот период молодежь склонна к подражанию действиям старших, воспринимаемых ими как в реальной жизни, так и в виде художественных образов отражаемых в литературе, кино, искусстве. Ее внимание сосредоточивается на наиболее ярких, доступных для понимания сторонах человеческого поведения. Большое место при этом занимает игровой момент. Далее стоят более сложные стадии физиологического, психологического и социального развития, рассмотренные нами выше. Все это позволяет выделить следующие социально-демографические группы молодежи или конкретные объекты воздействия всей системы военно-патриотического воспитания: первая - молодежь в возрасте от 15 до 18 лет; вторая - молодежь в возрасте от 19 до 21 года; третья - молодежь в возрасте от 22 до 30 лет.4
Чем можно объяснить такую