Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

В новых образовательных и социокультурных условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного образования и воспитания, использование положительного мирового опыта, накопленного в этой области. Обращение гуманистических принципов педагогической науки, интеграционные процессы в экономике и в образовательном пространстве, появление коммуникационной сети создают ряд предпосылок для активизации основ поликультурного образования. Одним из средств преобразования и обновления современной системы образования является изучение европейского и мирового опыта педагогического образования и подготовки педагогических кадров с учетом поликультурности общества. Страной, которая имеет богатый опыт в становлении и разработке вопросам поликультурности, являются США, одна из первых стран, обратившихся в решения этой проблемы, что было вызвано историческими условиями

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США……………………………………………………………………………......32.Билингвальное обучение в США………………………………………………8
3.Воспитание и обучение латиноамериканцев, афроамериканцев и азиатоамериканцев………………………………………………………………10
4.Официальная политика поликультурного подхода в образовательной политике США…………………………………………………………………..11
5.Сравнительно-сопоставительный анализ поликультурного образования в России и США…………………………………………………………………...12
6.Содержание американского образования с позиции поликультурного подхода…………………………………………………………………………..147.Основные идеи видения учёными поликультурного образования………..17
8.Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного
образования………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 66.75 Кб (Скачать файл)

 

Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...2

1.Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США……………………………………………………………………………......32.Билингвальное обучение в США………………………………………………8

3.Воспитание и обучение латиноамериканцев, афроамериканцев и азиатоамериканцев………………………………………………………………10

4.Официальная политика поликультурного подхода в образовательной политике США…………………………………………………………………..11

5.Сравнительно-сопоставительный анализ поликультурного образования в России и США…………………………………………………………………...12

6.Содержание американского образования с позиции поликультурного подхода…………………………………………………………………………..147.Основные идеи видения учёными поликультурного образования………..17

8.Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного

образования………………………………………………………………………23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованной литературы…………………………………………...26        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В новых образовательных и социокультурных условиях особую актуальность для отечественной школы и педагогики приобретают разработка вопросов поликультурного образования и воспитания, использование положительного мирового опыта, накопленного в этой области.           Обращение гуманистических принципов педагогической науки, интеграционные процессы в экономике и в образовательном пространстве, появление коммуникационной сети создают ряд предпосылок для активизации основ поликультурного образования. Одним из средств преобразования и обновления современной системы образования является изучение европейского и мирового опыта педагогического образования и подготовки педагогических кадров с учетом поликультурности общества. Страной, которая имеет богатый опыт в становлении и разработке вопросам поликультурности, являются США, одна из первых стран, обратившихся в решения этой проблемы, что было вызвано историческими условиями. Очень активно разрабатывались вопросы поликультурного образования в американской педагогике такими учеными, как К. Беннет, Дж. Бенкс, Г. Бейкер, Ж. Гай, Д. Голлник, Дж. Гудлад, Л. Дарлинг-Хаммонд, К. Кэмпбелл, С. Ньето, Д. Садкер, М. Садкер, П. Тидт и А. Тидт, Э. Р. Холлинс, Ф. Чинн и другими. Актуальность внедрения поликультурного образования обусловлена необходимостью организации общества на принципах гуманизма, свободы, равенства и социальной справедливости[9].  Становлению и развитию концепции поликультурного образования в США предшествовали идеи, направленные на снижение расовых и межэтнических конфликтов. Однако широко распространенные в послевоенный период и первые годы движения за гражданские права отдельные курсы по истории и культуре расовых, этнических меньшинств, организация встреч между представителями разных этносов к 60 - 70-м гг. XX в. перестали отвечать изменившимся социополитическим реалиям американского общества. В педагогической литературе поднимались вопросы о языке обучения, о различных учебных стилях учащихся разного этнического происхождения, о роли учителя и его отношении к представителям меньшинств.  В результате оформилась концепция полиэтнического образования, сторонники которой исходили из того, что этническое разнообразие обогащает нацию и увеличивает возможности решения гражданами личных и общественных проблем; что люди, не знающие иных культур, не способны познать свою собственную.

1.Теоретические и методологические основы поликультурного образования в США.

Теоретическую и методологическую основу поликультурного образования  в США составляют:           1) философские идеи о важности сохранения уникальности каждой культуры, необходимости обмена культурными достижениями как условии развития народов (И. Г. Гердер), о благе человека как высшем критерии нравственности (И. Кант);          2) идеи культурной антропологии о множестве культур (М. Херсковиц);             3) диалоговая концепция П. Фрейра;       4) идеи гуманистической психологии о потребности человека в самоактуализации (А. Маслоу, К. Роджерс);       5) концепции восприятия стереотипов (Г. Теджфел) и этнической идентичности в межэтническом взаимодействии (Д. Берри, М.Плизент);  6) идеи культурно-исторической психологии о ведущей роли социокультурного окружения в формировании и развитии личности (Л. С. Выготский, Дж. Брунер);          7) исследования афроамериканских ученых по истории и культуре африканских народов с целью внедрения данного знания в содержание образования (Д. У. Уильямс, К. Д. Вудсон);       8) труды по межгрупповому обучению о преодолении межнациональной и межрелигиозной вражды (М. Гудмэн, О. Клинберг) и межкультурному обучению о культуре разных этнических групп, проживающих в США (В. Делория, М. Гамио);      9) положения критической теории расы о причинах возникновения расизма в образовании и последствиях его влияния на качество знаний цветных учащихся (Р. Делгадо, Р. Чанг);        10) идеи критической педагогики о формировании и развитии у индивида способности к критической рефлексии (П.Фрейр);    11) исследования в области антирасистского образования (С. Ньето, М. Файн).

 Отсутствие универсального подхода к определению поликультурного образования среди американских ученых подтверждает его многоаспектный характер, который прослеживается в следующих направлениях:

- описательно-предписывающем, в рамках которого представлено описание этнокультурного многообразия США и предложены варианты удовлетворения образовательных потребностей учащихся различных этнических и культурных групп;      Специалисты описательно-предписывающего направления (Р. Гарсиа, К. Грант, Л. Фрайзир и др.) расценивают поликультурное образование как концепцию, ценностную ориентацию, образ мыслей, философский взгляд, подчеркивая ценность и важность этнического и культурного многообразия для личного, социального опыта, образовательных возможностей членов общества, и одновременно предлагая возможные варианты решения проблемы равноправия и гармонии отношений между всеми членами поликультурного общества.          - действенно-реформаторском, предусматривающим внесение изменений в образовательную систему с целью правового закрепления новых отношений в обществе, основанных на признании ценности всех этнических и культурных групп, проживающих в США; Действенно-реформаторское направление (Г. Баптист, К. Бэннет, К. Слитер и др.) акцентирует необходимость образовательной реформы: изменение содержания образования с целью отражения в нем уникальности каждой этнической группы и ее роли в истории и культуре США, а также воспитания учащихся толерантными личностями; устранение всех видов дискриминации в учебном заведении и в обществе.          - процессуальном, подчеркивающим непрерывный характер поликультурного образования, который не позволяет сводить его только к отдельному курсу обучения или программе; Процессуальное направление (Дж. Бэнкс, У. Хантер, Б. Сайзмор и др.) подчеркивает непрерывный характер поликультурного образования, называя его процессом, а не продуктом, требующим больших затрат времени и ресурсов, а также тщательно продуманных и спланированных действий.  Поликультурное образование – это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды, а не отдельные курсы; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах; вооружение учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, формирование толерантного отношения к культурным различиям – качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

 К основным  содержательным характеристикам  поликультурного образования относятся: его антирасистская направленность; обязательность для учащихся всех этнокультурных групп; нацеленность на достижение социальной справедливости; непрерывность и динамичность; освобождающая, трансмиссионная, транзакционная и трансформационная природа, так как поликультурное образование позволяет человеку выйти за пределы своего культурного опыта, передает этнокультурные знания, обеспечивает взаимодействие с представителями разных культур, воспитывает гражданскую ответственность и политическую активность для воплощения в жизнь идеалов демократического общества.

Анализ содержания ведущих концепций поликультурного  образования позволил выявить его  сущностные характеристики.

1. Поликультурное образование  – это антирасистское образование,  отвергающее любые формы дискриминации  между участниками образовательного  процесса и требующее обязательного  открытого обсуждения проблемы  расизма с учащимися, чтобы  противостоять случаям его повторения  в стенах учебного заведения  и в обществе. Ученые широко опираются на труды американских исследователей по антирасистскому образованию, которое развивалось параллельно с поликультурным направлением, расширяя область его вопросов, т.к.: оно бросает вызов непосредственно проблеме расизма в образовании; подвергает сомнению эффективность тренинга как одной из форм распределения школьников по классам в зависимости от интеллектуальных данных; рассматривает культуру в контексте власти; обращается к проблеме преобладающего влияния белой расы.

2. Поликультурное образование  является базовым и необходимым  образованием для всех учащихся  без исключения. Уровень поликультурной образованности учащихся определяется степенью усвоения ими содержания и объема знаний и понятий о национальных и общечеловеческих ценностях, об истории, искусстве, литературе и традициях своего народа и народов, проживающих в поликультурном обществе (по крайней мере, учащийся должен знать основные события и национальных героев тех народов, представители которых учатся вместе с ним в учебном заведении); владеть по крайней мере одним иностранным языком. Необходимость поликультурного образования для всех учащихся продиктована важностью отражения учебной литературой многообразия культурной, этнической, религиозной, социальной, гендерной, лингвистической палитры общества во избежание формирования неверных стереотипов о тех или иных группах.

3. Поликультурное образование  нацелено на достижение социальной  справедливости, т.е. направлено  на защиту и улучшение положения  в обществе индивидуумов, принадлежащих  к исторически угнетаемым группам,  и вследствие этого не имевших  доступа к образованию (цветные  граждане, женщины, пожилые граждане, люди с альтернативным физическим  и умственным развитием; люди, не имеющие работы и жилья).

4. Поликультурное образование  характеризуется как динамичный  процесс, в ходе которого педагог  учит воспитанников понимать, принимать  и ценить человека иной культуры, а не только знакомит их  с фактическим материалом об  этнокультурных группах.           Поликультурное образование взаимосвязано с критической педагогикой и опирается на ее принципы, т.к. она содержит ценные рекомендации по формированию и развитию у индивида способности критически мыслить, что позволяет ему самостоятельно и без предвзятости оценивать различные факты и события; подробный анализ важных для поликультурного образования понятий (культура, власть, идеология, класс); практический опыт поддержки индивида до момента его самостоятельной адаптации к требованиям общества.

: К особенностям употребления понятий российскими и американскими учеными относятся

1. Несовпадение значения  понятий, т.е. обозначение разных  явлений одним и тем же термином. К примеру, понимание американскими  учеными термина «меньшинство»  базируется на этнической принадлежности  индивида и употребляется по  отношению к цветным гражданам  США, когда речь идет о невыгодном  положении в обществе «цветного  меньшинства» по сравнению с  «белым большинством». В концепциях  российских исследователей под  «меньшинством» имеется в виду  численный состав той или иной  группы.           2. Использование американскими учеными терминов, которые российскими исследователями не употребляются, и, наоборот. Примерами американских понятий данной области являются: «негативная идентичность», «подавленная идентичность» (Э. Эриксон); «культурная психологическая изоляция», «культурная инкапсуляция», «прояснение культурной идентичности», «множественная аккультурация», «демографический императив», «демографическое разделение» (Дж. Бэнкс); «недобровольные/добровольные меньшинства» (У. Найссер); «консонантная, диссонантная, селективная аккультурация» (А. Портес, Р. Румбаут); «структурная ассимиляция» (Д. Голлник, Ф. Чинн); «евроцентризм», «евроцентристский куррикулум» «афроцентризм» (Дж. Бэнкс, Ч. М. Бэнкс); «угроза стереотипа» (К.М. Стил, Дж. Аронсон); «педагогика бедности» (М. Хаберман).           Развитие системы поликультурного образования в США осуществляется по многим направлениям:       1) проникновение во все сферы основных форм социальной жизнедеятельности человека, расширяющее возможности индивида (гражданскую, профессиональную, семейную, личную);     2) переосмысление значения поликультурного образования в обществе (переход от одномерной трактовки поликультурного образования как отдельной учебной программы к его ассоциации с мировоззрением и особым поведением);            3) возведение поликультурного образования в ранг ведущего направления образовательной политики страны;      4) значительный рост числа цветных американцев среди студентов и выпускников вузов, преподавателей и учителей, администрации учебных заведений;             5) рост внимания к сфере педагогического образования (формирование у студентов умения извлекать пользу из культурного многообразия) и работе с семьями учащихся.

 В качестве необходимых компонентов содержания профессиональной подготовки педагога для работы в поликультурном образовательном учреждении выступают следующие: многообразие учебной среды, идеология общества, поликультурная грамотность педагога, педагогическая практика, приоритетность поликультурных вопросов относительно общих педагогических задач.     Поликультурные концепции подготовки учителей объединяет идея отказаться от традиционного представления о предназначении учебных заведений в американском обществе – поддерживать изначальную евроцентристскую направленность образования.   Результатом подготовки должен выступать культурно-компетентный учитель, характеризующийся знаниями о культуре своего народа; осознанием своей культурной идентичности; способностью помочь учащимся в определении их культурной идентичности; знанием этнопсихологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка и умением использовать данные различия в качестве преимуществ учащихся; способностью критически мыслить; умением грамотно подключать к участию в учебно-воспитательном процессе родителей учащихся, создавать и поддерживать толерантную атмосферу в классе.[2]

 

2.Билингвальное обучение.

В США задачи поликультурного воспитания решаются во многом посредством билингвального обучения, помогающего осознать детям культурную и этническую идентичность. Распространение билингвального обучения в Северной Америке является следствием ряда социальных факторов: потребности межкультурного общения, преподавания национальных языков, необходимость сохранения местных языков, нарастание многокультурности в условиях урбанистической цивилизации, роста «языкового национализма», т.е. стремлений посредством языка удержать культурно-этническую идентичность. Билингвальное обучение в США осуществляется во множестве вариантов, при которых по-разному сочетается изучение двух языков. В США право на двуязычное обучение в школах отстаивают, прежде всего, латиноамериканцы, а также иммигранты из стран Азии. Наконец 1980-хгг. для 8миллионов американцев английский не являлся родным языком, 5,8миллионов из этой группы находились в возрасте 4-18лет, треть из них были испаноговорящими.[10]    В общественных школах США билингвальное обучение поддерживается федеральными фондами и программами. Официальный курс на его организацию определен Актом (1967) и Законом о билингвальном образовании (1968). В соответствии с законодательством выделяются средства для подготовки специальных учительских кадров, на исследования по билингвальному обучению, для дополнительной помощи школам с учащимися, прежде всего из испаноговорящих семей. Основными проявлениями билингвального обучения являются поддержка изучения родного языка через определенную организацию обучения и учебные материалы, обучение второму языку, создание двуязычных классов и школ. Билингвальное обучение должно снимать языковые проблемы учащихся, улучшать успеваемость, развивать навыки устного языка. Программы билингвального обучения вариативны. Часть из них предусматривает развитие навыков говорения на языке. Все программы предполагают, что школьники билингвальных учебных заведений должны приобрести такую компетенцию в языке и культуре большинства, которая обеспечит необходимый уровень общения в социуме[4].   Выделяются 3 типа двуязычного обучения в американской школе: 1)поддержка способности говорить, читать и писать на родном языке, одновременно изучая английский; в первые 2 года уроки ведутся на родном языке, а английский изучается как иностранный, а затем школьники обучаются на двух языках;        2)обучение не ставит целью обучать знанию двух языков; родной язык используется до тех пор, пока школьники в достаточной мере не овладевают английским, после чего обучение ведется лишь на этом языке;   3)адресован классам, состоящим из англоязычных и неанглоязычных школьников; общаясь, дети учат языки друг друга.

Информация о работе Психологические взгляды гуманистического направления поликультурного образования