Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая -Готовность к школе 2..doc

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6

1.1. Сущность понятия психологической  готовности ребёнка к школьному  обучению…………………………………………………………………………6

1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8

1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12

1.4. Условия формирования психолого–педагогической  готовности детей к обучению  в школе………………………………………………………………16

Вывод……………………………………………………………………………23

Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24

2.1. База и методическое обеспечение  исследования………………………..24

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27

2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34

Вывод……………………………………………………………………………37

Заключение………………………………………………………………………38

Литература………………………………………………………………………39

Приложения…………………………………………………………..................42

Приложение 1…………………………………………………………………..42

Приложение 2…………………………………………………………………..54

 

 

Введение

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении детей, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка.

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.  Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности.

 В связи с актуальностью  данной проблемы была определена  тема: «Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе».

Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: своевременная диагностика детей в 6-7-летнем возрасте позволяет выявить те показатели психологической готовности, которые необходимо развивать, создавая для этого необходимые условия.

Объект исследования: психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования: условия формирования психолого-педагогической готовности детей к школе.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

- изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по теме исследования.

- изучить психологические  особенности детей 6-7 лет .

- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Методологическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, социологов, педагогов,  таких как Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова,  А.А. Венгер,    Д.Б. Эльконинина,   Е.Е. Кравцовой и других.

Методы исследования:

Теоретические

- изучение и теоретический анализ  психолого-педагогической и методической литературы;

Эмпирические

  • тестирование, беседа, наблюдение.

На основании методик:

    1. «Беседа о школе» (Нежнова Т.А.).
    2. «Графический диктант» (Эльконин Д.Б.).
    3. «Неполные рисунки» (Терстоун).
    4. «Четвёртый лишний» (Чередникова Т.В.).
    5. «Образец и правило» (Венгер А.А.).
    6. «Узнавание фигур» (тест Бернштейна).
    7. «Шифровка» (Д. Векслер).

База исследования:  МДОУ детский сад №76  подготовительная группа №4  «ромашка»  г. Ангарска . В исследовании принимало участие 20 детей, из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Глава 1. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из  важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович,    Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься  известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова,         В.С. Мухина и другие.

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка [12].

Если актуальный уровень психического развития такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, которые подчёркивают, что у ребёнка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических  черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А, Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребёнка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.

Л.И. Божович  указывала на то, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [4].  Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».

В работах Е.Е. Кравцовой  при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [22].

Во всех исследования, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идёт вслед за развитием, поскольку признаётся, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определённого уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается  идея                       Л.С. Выготского, что обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах» [12].

 

    1. Характеристика психолого-педагогической готовности

к школьному обучению.

Психолого – педагогическая готовность имеет сложную структуру.

Обычно выделяют пять отдельных сторон готовности ребёнка к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и другими, которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 –летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребёнка, общее состояние его здоровья.

 К концу дошкольного возраста  происходит значительная перестройка  анатомо-физиологических особенностей  организма, возрастает подвижность  и уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения), создаются  условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения.  К этому возрасту возрастает также значение второй сигнальной системы – слово приобретает сигнальное значение, во многом сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Однако, у детей поступающих в школу, наблюдается быстрое утомление, связанное с быстрой истощаемостью нервной системы; отмечается медленное развитие мелкой моторики, что обуславливает трудности в выполнении действий, требующих точности – письме, аппликации и т.д. Эти особенности важно учитывать при выборе методов и приёмов учебно-воспитательной работы, определении учебной нагрузки, обучении письму и др.

Всякое перенапряжение опасно для ребёнка, что обязывает родителей и учителей следить за строгим соблюдением режима ребёнка [9].

В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности.  Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребёнком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребёнок должен:

  • научиться различать разные стороны действительности, уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки;
  • для усвоения основ научного мышления, ребёнку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (критичность мышления) [10].

Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе