Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 10:54, курсовая работа
Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………..................42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному
обучению…………………………………………………………
1.1. Сущность понятия
1.2. Характеристика психолого–педагогической
готовности к школьному обучению…………………………………………………………
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования
Вывод…………………………………………………………………
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……...27
2.3. Методические рекомендации……………
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54
Введение
В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении детей, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка.
В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности.
В связи с актуальностью
данной проблемы была
Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: своевременная диагностика детей в 6-7-летнем возрасте позволяет выявить те показатели психологической готовности, которые необходимо развивать, создавая для этого необходимые условия.
Объект исследования: психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе.
Предмет исследования: условия формирования психолого-педагогической готовности детей к школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать
психолого-педагогическую
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.
Методологическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, социологов, педагогов, таких как Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Венгер, Д.Б. Эльконинина, Е.Е. Кравцовой и других.
Методы исследования:
Теоретические
- изучение и теоретический
Эмпирические
На основании методик:
База исследования: МДОУ детский сад №76 подготовительная группа №4 «ромашка» г. Ангарска . В исследовании принимало участие 20 детей, из них 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте 6-7 лет.
1.1. Сущность понятия психологическ
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина и другие.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка [12].
Если актуальный уровень психического развития такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.
В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, которые подчёркивают, что у ребёнка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А, Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребёнка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
Л.И. Божович указывала на то, что готовность к обучению в школе складывается из определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [4]. Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности её мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.».
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [22].
Во всех исследования, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.
Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идёт вслед за развитием, поскольку признаётся, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определённого уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах» [12].
к школьному обучению.
Психолого – педагогическая готовность имеет сложную структуру.
Обычно выделяют пять отдельных сторон готовности ребёнка к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и другими, которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 –летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребёнка, общее состояние его здоровья.
К концу дошкольного возраста
происходит значительная
Всякое перенапряжение опасно для ребёнка, что обязывает родителей и учителей следить за строгим соблюдением режима ребёнка [9].
В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребёнком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребёнок должен:
Информация о работе Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе