Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Выявить роль дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. 2. Выявить знания старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета. 3. Показать возможности использования дидактических игр в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6
1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6
1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16
Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………23
2.1 Выявление знаний старших дошкольников о геометрических фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23
2.2 Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 804.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

НОУ   ВПО  ТУЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА                                                                             ИМ.  Н. Д. ДЕМИДОВА

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Практическая педагогика»

на тему: «Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 Введение 

 Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников …………………………6

1.1 Математическое развитие  старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников ………………………..6

1.2 Использование дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической практике……………………………………..16

Глава 2. Методические основы использования дидактической игры в формировании представлений о  геометрических фигурах и форме  предмета у детей старшего дошкольного  возраста …………………………………………23

2.1 Выявление знаний старших  дошкольников о геометрических  фигурах и форме предмета ……………………………………………………..23

2.2 Формирование у старших  дошкольников представлений о  геометрических фигурах и форме  предметов в процессе дидактических игр. Анализ эффективности использования дидактических игр (контрольный срез)………………………………………………………………………………..27

Заключение

 Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность:

 Изменения содержания  обучения в школе значительно  повысило требования к уровню  математических представлений выпускников  детского сада. Для умственного  развития существенное значение  имеет приобретение дошкольниками  математических представлений, которые  активно влияют на формирование  умственных действий, столь необходимых  для познания окружающего мира  и решения различного рода  практических задач, а также  для успешного обучения в школе.  Начальное обучение дошкольников  математике осуществляется в  основном на занятиях. В соответствии  с программой дети должны получить  элементарные математические представления  о геометрических фигурах и  форме предмета. Однако дошкольники  не всегда понимают смысл выполняемых  ими действий, они выполняют их  механически. По мнению Ерофеева  Т.И. причина такого положения  и заниженный уровень знаний  и представлений детей данного  возраста обусловлен отнюдь не  их психолого-физиологическими возможностями,  а в значительной мере объясняется  несовершенством форм и методов  обучения. [2,с. 37], [1, с. 135]

   А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева считают, что формирование у дошкольников математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками и приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. [3,с. 68], [4,с. 14]

 Перова М.П. считает  что главное место в жизни  ребенка занимает игра. Это ведущая  деятельность ребенка непременный  спутник жизни, поскольку первоисточником  знаний детей о действительности  является ощущение, чувственное  восприятие предметов и явлений  окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений о форме предметов и о геометрических фигурах. [5,с. 12]

В исследовании А.К. Бондаренко, дидактическая игра представляет собой  многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым  методом обучения детей дошкольного  возраста и средством всестороннего  воспитания личности ребенка. Дидактическая  игра позволяет значительно повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, в том числе в психологическом  развитии детей. [6,с. 5]

В науке и практике утвердилось  положение о том, что дидактическая  игра – эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется "в нужном месте, в нужное время  и в необходимых дозах". Кроме  того, понятие "дидактическая игра" порой практикуется упрощенно. Многие формы организации отдельных  фрагментов обучения называются дидактической  игрой даже тогда, когда они таковой  не являются.

 Цель: Выявить роль  дидактической игры в формировании  представлений о геометрических  фигурах и форме предмета у  детей старшего дошкольного возраста.

 Нами были поставлены  следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую  литературу по данной проблеме.

2. Выявить знания старших  дошкольников о геометрических  фигурах и форме предмета.

3. Показать возможности  использования дидактических игр  в формировании представлений  о геометрических фигурах и  форме предмета у детей старшего  дошкольного возраста.

 Объект: Образовательно-воспитательный  процесс в дошкольном учреждении.

 Предмет: Дидактическая  игра как средство формирования  представлений о геометрических  фигурах и форме предметов. 

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, психологической, методической литературы; программно – методической документации; педагогического опыта

- педагогический эксперимент

- педагогическое наблюдение.

 Практическая значимость: разработана примерная серия  дидактических игр по формированию  представлений о геометрических  фигурах и форме предметов.  Может быть использована в  группах старшего дошкольного  возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической  игры при формировании представлений  о геометрических фигурах и форме  предмета у старших дошкольников

1.1 Математическое  развитие старших дошкольников  как психолого-педагогическая проблема. Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников.

 

 Развитие науки и  техники, всеобщая компьютеризация  определяют возрастающую роль  математической подготовки подрастающего  поколения. Вхождение детей в  мир математики начинается уже  в дошкольном возрасте. Они сравнивают  предметы по величине, усваивают  геометрические эталоны, овладевают  моделирующей деятельностью. Математика  дает огромные возможности для  развития мышления. На наш взгляд  математика должна занимать особое  место в интеллектуальном развитии  детей, должный уровень которого  определяется качественными особенностями  усвоения детьми таких исходных  математических представлений и  понятий как геометрические фигуры  и формы предмета. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно  быть направлено на формирование  у детей этих основных математических  представлений и понятий и  вооружение их приемами математического  мышления – сравнением, анализом, рассуждением, обобщением, умозаключением.

 Существует ряд альтернативных  программ ("Развитие". "Радуга", "Детство", "Истоки" и др.), основанных на разных теоретических  подходах. Соответственно, содержание  обучения математике в этих  программах занимает центральное  место и имеет свои особенности. 

 Формирование элементарных  математических представлений предполагает  знакомство детей с геометрическими  фигурами и их разновидностями.  Проблему знакомства детей с  геометрическими фигурами и форме  предмета такие педагоги как  А.А. Столяр, А.М. Леушина, Л.А.  Парамонова, рассматривали в плане  сенсорного восприятия. [9,с. 15]

 Значение сенсорного  развития ребенка для его будущей  жизни выдвигает перед теорией  и практикой дошкольного воспитания  задачу разработки и использования  наиболее эффективных средств  и методов сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном  воспитании имеет дидактическая  игра.

"Для того чтобы  знать, чему и как обучать  детей на разных этапах их  развития, надо, прежде всего, проанализировать  особенности сенсорного восприятия  детьми формы предмета, в том  числе и фигуры" - утверждает  Л.А. Венгер, А.Л. Смоленцева предлагает  уже в этом возрасте знакомить  детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником.  Они предлагают организовать  такие действия с предметами, при которых для получения  нужного результата требуется  сопоставить их по форме. Вначале  дети не могут выполнить сопоставление  зрительно, поэтому используется  прием наложения. От внешних  приемов сопоставления дети постепенно  и переходят к сопоставлению  на глаз. Это дает им возможность  устанавливать тождество и различие  между такими предметами, которые  нельзя наложить друг на друга. 

Л.А.Венгер и А.Л. Смоленцева считают целесообразным знакомить  детей с геометрическими фигурами, предлагая им овалы с разным соотношением осей и прямоугольники, различающиеся  по соотношению сторон, а также  прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники. [6,с. 8], [10,с. 16]

 Н.П. Сакулина утверждала, что важное значение имеет  вопрос о целесообразности использования  плоскостных и объемных геометрических  фигур. Плоскостные фигуры отображают  наиболее существенную для восприятия  сторону формы предмета – его  контур, и могут быть использованы  в качестве образцов при восприятии  формы и объемных и плоскостных  предметов. Введение же объемных  фигур может вызвать лишь дополнительные  трудности. [11,с. 11]

 О важной роли предметного  действия в развитии восприятия  геометрических фигур и формы  предметов свидетельствуют исследования  А.А. Прессман. Заполнение вкладышей  детьми старшего возраста показало, что у них процесс зрительного  восприятия еще не отделен  от предметного действия. И лишь  в дошкольном возрасте проявляются  специальные зрительные реакции  прослеживания контуров, соотнесения  формы фигур, предшествующие выполнению  практического действия. [12,с. 116]

 С.Г. Якобсон, изучавшая  узнавание геометрических фигур  и формы предметов у детей  старшего дошкольного возраста, показала, что дети гораздо лучше  узнавали геометрические фигуры, если им в начале разрешалось  ощупать фигуру, а затем найти  ее среди других фигур. [1,с. 62]

 Опыты Т.О. Гиневской,  в которых детям предлагали  ознакомиться с фигурами путем  осязания, с завязанными глазами.  У детей старшего дошкольного  возраста действия руки, носят  еще по преимуществу установленный,  фиксирующий характер. Пытаясь выяснить, что это за предмет, ребенок  крепко зажимает его кистью  руки, не производя с ним каких-либо  поисковых ощупывающих движений. [14,с. 139]

 А.А. Столяр считает,  что весьма важную, а вернее, основную  роль в восприятии геометрических  фигур и формы предмета, имеет  обследование.

А.А. Столяр отмечает, что  у детей старшего дошкольного  возраста наблюдается весьма низкий уровень обследования геометрических фигур и формы предмета, не различают  полностью фигуры овал и круг, прямоугольник  и квадрат. [9,с. 103],

 А.Н. Леушина считает,  что в познании формы окружающих  предметов особую роль играют  геометрические фигуры, с которыми  сопоставляются предметы окружающего  мира. Поэтому она считает важным  как можно раньше познакомить  детей с основными геометрическими  фигурами, научить различать, называть  их. Знание геометрических фигур  и форм предметов представляет  собой в известном смысле высший  уровень знаний, поскольку в них сконцентрированы в отвлеченном виде наиболее общие свойства формы реальных предметов. [3,с. 42]

 Наряду с этим важно  дать детям знание основных  геометрических фигур и форм  предметов, и предоставить их  возможность пользоваться классификацией  эти форм (конические, цилиндрические, прямоугольные).

 Обычно детей знакомят  с геометрическими фигурами, резко  отличающимися друг от друга  по своей конфигурации, - с кругом, квадратом, треугольником. Н.П.Сакулина  предлагает для успешного освоения  детьми геометрических фигур,  научить их более тонко дифференцировать  геометрические формы, входящих  в группу округлых и в группу  прямолинейных. [11,с. 204]

 А.Н. Леушина отмечает, что в старшем дошкольном возрасте  дети не узнают квадрата, если  он повернут на 45°. Чтобы опознать  квадрат, надо мысленно перевернуть  его, что дошкольник сделать  не может. поэтому А.Н.Леушина  делает вывод, что ребенок еще  не видит тождественности фигур  и форм предметов. [3,с. 73]

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использования дидактических игр в дошкольном учреждении в старшей группе