Психолого-педагогические основы применения техники аппликации из рваной бумаги на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития творческой личности. Несмотря на большое число психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме обучения цветовосприятию школьников, педагогические основы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения, учащихся недостаточно исследованы в контексте индивидуальных психофизиологических различий обучаемых. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования способностей к цветовосприятию через использование дополнительных методических рекомендаций.
Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира[1,c.15].

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тимо изо.docx

— 44.61 Кб (Скачать файл)

Глава 1.Психолого-педагогические основы применения техники аппликации из рваной бумаги на уроках изобразительного искусства

 

1.1Педагогические возможности техники  аппликации из рваной бумаги

Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития творческой личности. Несмотря на большое число психолого-педагогических и методических исследований, посвященных проблеме обучения цветовосприятию школьников, педагогические основы формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения, учащихся недостаточно исследованы в контексте индивидуальных психофизиологических различий обучаемых. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования способностей к цветовосприятию через использование дополнительных методических рекомендаций.

Рисовать любят все дети: они берутся за карандаш даже тогда, когда их никто к этому не побуждает, и активно выражают свою непосредственность восприятия мира[1,c.15].

Почти все явления окружающей жизни дети видят впервые и поэтому воспринимают и выражают их пусть неловко, но ярко и неповторимо. Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и потому оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными [9,c.65].

Цвет играет роль основного выразительного средства языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству, культуре. Именно через овладение языком цвета, более доступным и органичным ребёнку, чем язык формы, линии объёма, дети открывают многообразие живописных образов, приобщаются к искусству. Нужно открыть связь цвета с настроением. Школьники должны осмысленно воспринимать цвет, творчески его использовать и выражать своё отношение.

Дети творят ярко, живо, они открыты для творчества, и нам необходимо лишь подвести их к творческому опыту использования красок для выражения мыслей и чувств, для активизации воображения. Вместе с тем необходимы и конкретные знания, иначе ребёнок, миновав порог «эмоционального благополучия» рискует остаться безоружным перед новыми, усложнившимися задачами трудного возраста.

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, должен овладеть определенными эталонами цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем взаимодействует. Чем определеннее выбор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т. д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия[13,c.54].

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды, смешение красок для получения нового цвета - все это процессы, в которых для детей много приятных ощущений. Давая учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через свое личное восприятие, занятия по живописи помогают им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника[16,c.20].

Развитие детского цветовосприятия на уроках изобразительного искусства в школе играет важную роль в эстетическом и психологическом воспитании ребёнка. Опыт показывает, что по мере того, как дети овладевают выразительностью цветового решения, в их работах становятся более выразительными и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения, а выразительность художественных форм – это закон любого искусства.[4,c.1-2]

В ходе работы дети с помощью педагога делают открытие, важное в воспитательном отношении: оказывается, они, подобно настоящим художникам, по-разному относятся к одним и тем же явлениям жизни, цветам и их сочетаниям, они разные люди и должны учиться понимать друг друга.

 Опыт показывает, что уроки по темам цветоведения раскрепощают юных художников в цвете и освобождают от сложившихся цветовых стереотипов, а это значит, что детские работы становятся более живописными и свободными в творческом выражении.

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре[5,c.34].

В настоящий момент можно выделить три относительно самостоятельных подхода к определению понятия «Цвет». Это механистический подход И.Ньютона феноменологический подход Э.Геринга и эстетико-феноменологический подход Гёте. Промежуточное положение между двумя последними занимает точка зрения ряда психологов, изучающих воздействия Цвета на человека. Современные учены, вероятно, раскрывая последнее значение, говорят, что цвет — характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте.

Данное исследование интересует только подход к цвету с точки зрения художника.

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости.

Цвет служит средством общения, самовыражения. Наука Цветоведение состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, в других исследуются наши зрительные восприятия, в третьих разрабатывается классификация цветов, и устанавливаются законы цветовой гармонии. Художников интересуют преимущественно те разделы, знакомство с которыми помогает наблюдать и изображать явления действительности. Здесь же даются лишь самые краткие сведения, необходимые для начинающего художника.

Главным условием для зрительного восприятия является свет. В темноте мир для наших глаз непознаваем. Свет солнца принято считать белым. В действительности он имеет сложный состав цветов, который обнаруживается, если луч света пропустить через стеклянную призму. Полученный таким образом спектр содержит в себе ряд цветов, постепенно переходящих один в другой.

В зависимости от специального оборудования можно получить спектр больших или меньших размеров, но последовательность цветов и их переходы всегда одни и те же. На одном конце спектра находятся фиолетовые, а на другом — красные цвета.

Цвета радуги — это есть спектр, который мы наблюдаем в естественных природных условиях (преломление и отражение солнечных лучей в дождевых каплях, рассеянных в воздухе).

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми (по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубовато-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными (по сходству с лунным сиянием, льдом и т. д.).Это деление условно. Всякий цвет может иметь разные оттенки и в сочетании с другими казаться теплее или холоднее. Например, красный цвет с легкой примесью синевы будет холоднее оранжево-красного; чем больше в зеленом примеси золотисто-желтого, тем теплее его оттенок; лимонно-желтый холоднее золотисто-желтого и т. д. Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает наши наблюдения натуры и возможности языка живописи.

В спектре нет белых и серых цветов. Белые и серые цвета составляют особую группу. К ним можно еще добавить черные (которых также нет в спектре). Белые, серые и черные цвета называются ахроматическими, а все остальные — хроматическими. Степень отличия хроматического цвета от ахроматического той же светлоты определяется в цветоведении термином насыщенность цвета. Художники словами «насыщенность цвета» обозначают обычно его звучность, глубину.Светлота (или светосила) также является свойством цвета. К светлым цветам можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и т. д. Каждый цвет, конечно, может быть светлее или темнее. Интенсивность цвета зависит как от насыщенности, так и от светлоты (часто художники, не совсем точно, терминами интенсивный и насыщенный цвет пользуются как однозначными). Видимый цвет зависит от характера освещения. Искусственный электрический свет гораздо желтее естественного, поэтому лучше заниматься живописью при естественном освещении. Если работать при электрическом освещении, то надо учесть, что красные, оранжевые и желтые цвета светлеют, а синие, голубые и фиолетовые темнеют; красные цвета выглядят насыщеннее, светло-желтые становятся трудно отличимыми от белых, голубые иногда мало отличаются от голубовато-зеленых, темно-синие — от черных. Одним из факторов, влияющих на видимый цвет, является пространство. Воздух сам по себе прозрачен, но в нем содержатся мельчайшие частицы пыли, водяных паров, бактерии. Иначе говоря, он представляет собой так называемую мутную среду. Особенность этой среды состоит в том, что красные, оранжевые, желтые лучи проходят сквозь нее свободно, а синие и фиолетовые — отражаются, рассеиваясь во все стороны. Благодаря этому при большом удалении предметов цвет становится холоднее. Кроме того, изменяется и светлота — темные цвета вдали выглядят светлее, а светлые, наоборот, темнее. Благодаря тому, что холодные цвета связываются с представлением о дали (а также в связи с некоторыми анатомическими особенностями нашего глаза), существует следующее цветовое явление: если смотреть на поверхность (холста или бумаги), покрытую пятнами теплого и холодного цвета, то кажется, что теплые по цвету пятна ближе, чем холодные. Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и темные — как бы отступают. В живописи свойства выступающих и отступающих цветовых тонов имеют большое значение. Однако всеми общими правилами изменения цвета нельзя пользоваться механически. Видение художника обусловлено бесконечно разнообразными условиями наблюдения натуры, индивидуальным восприятием и творческим замыслом[10,c.36].

Цвет - одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет «присваивается» человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Восприятие цвета может частично меняться в зависимости от психофизиологического состояния наблюдателя, например, усиливаться в опасных ситуациях, уменьшаться при усталости

- знакомить с цветом  можно и по традиционной программе, которая предполагает, что в три  года дети должны знать четыре  цвета, в четыре года — цветов, в пять лет — цветов, в шесть  — одиннадцать –двенадцать цветов. А можно и по нетрадиционной  методике знакомить сразу с  двенадцатью цветами на любом  возрастном этапе, начиная с трехлетнего  возраста, и словами обозначающими  их.

- дети не умеют пользоваться  цветом как средством выразительности, только после специального обучения  они используют цвет в своих  работах.

- необходимо целенаправленно  учить детей различать и называть цвета.

 

1.2. Техника рваной бумаги в  общеобразовательной школе

В школе изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений детей об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией ученики знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дети знакомятся с названиями и признаками     геометрических     форм,     получают     представление     о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий на уроках изобразительного искусства развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них развивается  умение подбирать красивые сочетания[19,c.45].

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией в технике рваной бумаги приучают детей  к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала рисуется предмет, затем наклеиваются детали из кусочков глянцевого журнала; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. У ребенка развивается мелкая моторика рук.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто - желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков - гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией[29].

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е.Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии.

В орнаментах, аппликациях Е.Е. Лебедевой - мотивы природы средней полосы, где она родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

Информация о работе Психолого-педагогические основы применения техники аппликации из рваной бумаги на уроках изобразительного искусства