Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:58, реферат

Краткое описание

Задачи:

Рассмотреть процесс информатизации образования

Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред

Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.

Вложенные файлы: 1 файл

дистанционные курсы лекция 1.doc

— 832.50 Кб (Скачать файл)

Занятие 1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды

Задачи:

Рассмотреть процесс  информатизации образования

Ознакомиться с  понятием ИКТ-насыщенной образовательной  сред

Ознакомиться с  проблемами и преимуществами информатизации образования.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ      
Информатизация  образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания (Сайков Б. П., Энциклопедия учителя информатики). 
 
В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования:
       
  1. Повышение эффективности образования предполагает, что информатизация образования должна привести к более эффективному выполнению социального образовательного заказа. Эта цель дифференцируется следующим образом:
  • повышение эффективности формирования специалистов, конкурентоспособных на рынке труда;
  • повышение эффективности формирования граждан общества, имеющих базовую систему ценностей.
  1. Повышение гибкости и доступности образования предполагает, что информатизация образования должна сделать образование более гибким и доступным в смысле своевременного реагирования на изменения социального образовательного заказа.
  1. Развитие информационной культуры предполагает развитие общих навыков использования информационных технологий как преподавателями, так и учащимися для повышения эффективности их деятельности.
В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются  следующие основные направления информатизации образования:                
                                           
                                 
  информатизация  как техническое оснащение образовательного учреждения;                  
                         
                                           
        информатизация  как внедрение новых информационных технологий в образование;            
                   
                                         
      информатизация  как формирование информационной культуры субъектов образования;                  
                           
                                           
        информатизация  как создание информационного пространства (информационной среды) учебного заведения          
                 
 
 
Средства  информационных и  коммуникационных технологий (средства ИКТ) – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.
 
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЕ      
                                                     
    Представление об ИКТ-насыщенной образовательной среде впервые начали широко использовать в федеральном проекте «Информатизация системы образования» (2004 г). 
По мнению одного из разработчиков проекта ИСО, А. Ю. Уварова, ИКТ-среда образовательного учреждения линейно развивается, постоянно усложняясь, по следующему сценарию:
             
                                                     
        Школьный  компьютер. Информатизация образовательного учреждения начинается с появления  одного или нескольких компьютеров.            
                   
                   
                                                     
        Компьютерный  класс. Эта модель на том этапе  считалась основной, вписываясь в существующие схемы обучения.                
                       
                       
                                                     
        Общешкольная  ИКТ-насыщенная образовательная среда. Ее физическую основу составляет школьная компьютерная сеть, которая объединяет имеющиеся в школе компьютеры в единую ИКТ-среду, а также связывает  их с Интернет.                  
                         
                         
                                                     
    Появление в школе ИКТ-среды порождало  определенные проблемы:        
                                                     
        ИКТ-среда  предъявляла качественно новые  требования к педагогической ИКТ-компетентности.            
                   
                   
                                                     
        В традиционной школе аналоги ИКТ-среды  отсутствовали.                
                       
                       
                                                     
    Возникла  необходимость говорить о школьной ИКТ-среде как о самостоятельном  объекте инфраструктуры.          
 
  Информационно-коммуникационная среда – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. 
 
Информационно-коммуникационная среда включает:
     
                                               
        множество информационных объектов и связей между  ними;          
                 
                                               
        средства  и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной  информации; организационные и юридические  структуры, поддерживающие информационные процессы.            
                   
                                               
    Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса. Совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования (И. В. Роберт, Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования).        
 
Развивая  понятие информационно-коммуникативной  среды В. Н. Подковырова (Формирование профессиональной компетентности педагога в области проектирования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)) предлагает следующую трактовку ИКТ-насыщенной образовательной среды. 
 
Под ИКТ-насыщенной образовательной средой понимается совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества. 
 
Характерными особенностями ИКТ-насыщенной среды являются:
         
                                               
        интеграция  различных информационных и коммуникационных технологий;      
             
                                               
        всестороннее  использование локальных, региональных и глобальных сетевых ресурсов;        
               
                                               
        поддержка и развитие качественно новых  технологий обработки информации, адаптированных для субъекта информационной среды;            
                   
                                               
        активное  использование современных средств, методов и форм обучения в образовательном  процессе.        
               
Информатизация  образования, происходящая на современном  этапе развития общества, открывает  новые возможности и перспективы  развития системы образования в целом. Использование информационных и коммуникационных технологий в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы обучения, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую – ИКТ-насыщенную образовательную среду. 
 
Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые образовательные ресурсы.
     
                                             
    Что же дает нам ИКТ для решения основных дидактических подходов?                 Это интерактив, мультимедиа,          
               
                           
                                             
    моделинг, коммуникативность и новый уровень  производительности (А. В. Осин). Рассмотрим эти новые возможности более подробно.        

Основные  дидактические подходы.

Я. Коменский  впервые в истории дидактики  указал на необходимость руководствоваться  следующими принципами в обучении:

  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенности и систематичности знаний.
  • Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Интерактив – это поочередное взаимодействие сторон (от передачи информации до произведенного действия). Причем каждое высказывание или реакция участников взаимодействия происходит как с учетом собственных высказываний или действий, так с учетом высказываний или действий другой стороны. 
 
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т. е. в комбинации средств передачи информации (от англ. multi – «много», media – «среда, способ, средство»). 
 
Такое «многосредие» приводит к качественному повышению эффективности образовательных ресурсов. По оценкам голландского Института «Евролингвист» большинство людей запоминают 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50 %.

Коммуникативность – это возможность непосредственного общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль состояния процесса. 
Другая сторона коммуникативности – возможность оперативной передачи информации пользователю. 
 
Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т. е. тренинг поведения, моделирование действий человека. 
 
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций. Это и инструменты поиска информации, доступ к распределенным базам данных, возможность быстрой переконфигурации материала и т. д.

Интеграция  рассмотренных выше инструментов позволяет выстраивать дидактические модели нового уровня, порождает новые качества в представлении и освоении учебной информации, создает новые инструменты для познания мира. ИКТ технологии позволяют включать объект мысли в новые связи, открывать поворот объекта изучения новой стороной, выявлять его новые свойства. Это один из труднейших и творческих аспектов мышления, приводящий к изобретениям и открытиям. 
 
Известнейший отечественный психолог С. Л. Рубинштейн писал: «Основной нерв мышления заключается в следующем: объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». 
 
Однако возможности ИКТ, с другой стороны, могут стать тормозом при решении творческих задач, при изучении вопросов, требующих рассмотрения чего-либо с непривычной стороны. Такие «конфузы» могут произойти, если эти новые подходы не были заложены авторами моделей, интерактивных сред или в авторских моделях присутствует ошибка и т. д. У учащихся может создаваться иллюзия полного соответствия компьютерных моделей реальному миру, что, конечно, не соответствует действительности.

Информация о работе Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды