Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 04:58, реферат
Задачи:
Рассмотреть процесс информатизации образования
Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред
Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.
Занятие 1. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности в условиях ИКТ-насыщенной среды
Задачи:
Рассмотреть процесс информатизации образования
Ознакомиться с понятием ИКТ-насыщенной образовательной сред
Ознакомиться с проблемами и преимуществами информатизации образования.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ | |||||||
Информатизация
образования – процесс обеспечения
сферы образования методологией и практикой
разработки и оптимального использования
современных средств ИКТ, ориентированных
на реализацию психолого-педагогических
целей обучения, воспитания (Сайков Б. П.,
Энциклопедия учителя информатики). В многочисленных публикациях, посвященных информатизации образования, выделяют, как минимум, три основные цели информатизации образования: |
В настоящее время большинством авторов, работающих над этой темой, рассматриваются следующие основные направления информатизации образования: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ | ||||||||||||||||||||||||||
Представление
об ИКТ-насыщенной образовательной среде
впервые начали широко использовать в
федеральном проекте «Информатизация
системы образования» (2004 г). По мнению одного из разработчиков проекта ИСО, А. Ю. Уварова, ИКТ-среда образовательного учреждения линейно развивается, постоянно усложняясь, по следующему сценарию: |
||||||||||||||||||||||||||
Школьный компьютер. Информатизация образовательного учреждения начинается с появления одного или нескольких компьютеров. | ||||||||||||||||||||||||||
Компьютерный класс. Эта модель на том этапе считалась основной, вписываясь в существующие схемы обучения. | ||||||||||||||||||||||||||
Общешкольная ИКТ-насыщенная образовательная среда. Ее физическую основу составляет школьная компьютерная сеть, которая объединяет имеющиеся в школе компьютеры в единую ИКТ-среду, а также связывает их с Интернет. | ||||||||||||||||||||||||||
Появление в школе ИКТ-среды порождало определенные проблемы: | ||||||||||||||||||||||||||
ИКТ-среда предъявляла качественно новые требования к педагогической ИКТ-компетентности. | ||||||||||||||||||||||||||
В традиционной школе аналоги ИКТ-среды отсутствовали. | ||||||||||||||||||||||||||
Возникла
необходимость говорить о школьной
ИКТ-среде как о |
Информационно-коммуникационная
среда – совокупность условий, обеспечивающих
осуществление деятельности пользователя
с информационным ресурсом (в том числе
распределенным информационным ресурсом)
с помощью интерактивных средств информационных
и коммуникационных технологий и взаимодействующих
с ним как с субъектом информационного
общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: |
|||||||||||||||||||||||
множество информационных объектов и связей между ними; | |||||||||||||||||||||||
средства
и технологии сбора, накопления, передачи
(транслирования), обработки, продуцирования
и распространения информации, собственно
знания, средства воспроизведения |
|||||||||||||||||||||||
Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса. Совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования (И. В. Роберт, Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования). |
Развивая
понятие информационно- Под ИКТ-насыщенной образовательной средой понимается совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества. Характерными особенностями ИКТ-насыщенной среды являются: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
интеграция различных информационных и коммуникационных технологий; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
всестороннее использование локальных, региональных и глобальных сетевых ресурсов; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
поддержка и развитие качественно новых технологий обработки информации, адаптированных для субъекта информационной среды; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
активное
использование современных |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информатизация
образования, происходящая на современном
этапе развития общества, открывает
новые возможности и Организация педагогической деятельности в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды предполагает соответствующие изменения во взаимодействии между субъектами образовательного процесса: учащимися, педагогами, администрацией образовательного учреждения, родителями. Изменяются цели, методы, средства, связанные с распространением новых способов работы с информацией, современными средствами коммуникации, совершенствуются традиционные дидактические средства и появляются новые, в частности цифровые образовательные ресурсы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что же дает нам ИКТ для решения основных дидактических подходов? | Это интерактив, мультимедиа, | |||||||||||||||||||||||||||||||||
моделинг,
коммуникативность и новый |
Основные дидактические подходы.
Я. Коменский
впервые в истории дидактики
указал на необходимость
Интерактив
– это поочередное взаимодействие сторон
(от передачи информации до произведенного
действия). Причем каждое высказывание
или реакция участников взаимодействия
происходит как с учетом собственных высказываний
или действий, так с учетом высказываний
или действий другой стороны.
Мультимедиа
– это представление объектов и процессов
не традиционным текстовым описанием,
но с помощью фото, видео, графики, анимации,
звука, т. е. в комбинации средств передачи
информации (от англ. multi – «много», media
– «среда, способ, средство»).
Такое «многосредие»
приводит к качественному повышению эффективности
образовательных ресурсов. По оценкам
голландского Института «Евролингвист»
большинство людей запоминают 5 % услышанного
и 20 % увиденного. Одновременное использование
аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость
до 40 – 50 %.
Коммуникативность
– это возможность непосредственного
общения участников образовательного
процесса, оперативность такого диалога,
контроль состояния процесса.
Другая сторона
коммуникативности – возможность оперативной
передачи информации пользователю.
Моделинг
– имитационное моделирование реальных
объектов или процессов, явлений, а также
имитация посредством компьютера взаимодействия
пользователя с реальным миром, т. е. тренинг
поведения, моделирование действий человека.
Производительность
в контексте использования компьютера
означает автоматизацию нетворческих
рутинных операций. Это и инструменты
поиска информации, доступ к распределенным
базам данных, возможность быстрой переконфигурации
материала и т. д.
Интеграция
рассмотренных выше инструментов позволяет
выстраивать дидактические модели нового
уровня, порождает новые качества в представлении
и освоении учебной информации, создает
новые инструменты для познания мира.
ИКТ технологии позволяют включать объект
мысли в новые связи, открывать поворот
объекта изучения новой стороной, выявлять
его новые свойства. Это один из труднейших
и творческих аспектов мышления, приводящий
к изобретениям и открытиям.
Известнейший
отечественный психолог С. Л. Рубинштейн
писал: «Основной нерв мышления заключается
в следующем: объект в процессе мышления
включается во все новые связи и в силу
этого выступает во все новых качествах,
которые фиксируются в новых понятиях;
из объекта, таким образом, как бы вычерпывается
все новое содержание; он как бы поворачивается
каждый раз другой своей стороной, в нем
выявляются все новые свойства».
Однако возможности
ИКТ, с другой стороны, могут стать тормозом
при решении творческих задач, при изучении
вопросов, требующих рассмотрения чего-либо
с непривычной стороны. Такие «конфузы»
могут произойти, если эти новые подходы
не были заложены авторами моделей, интерактивных
сред или в авторских моделях присутствует
ошибка и т. д. У учащихся может создаваться
иллюзия полного соответствия компьютерных
моделей реальному миру, что, конечно,
не соответствует действительности.