Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Каждая эпоха обладает особенной картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому. Современная эпоха характеризуется в России национально-особым типом мироотношения, который предполагает соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта поколений, т. е. особую систему образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. с.3
Глава I. Психолого – педагогическая характеристика детей младших классов……………………………………………………………………. с.11
Выводы…………………………………………………………………….. с.17
Глава II. Психологические особенности……………………………….. с.20
§ 2.1. Начальный этап обучения……………………………….. с.21
§2.2.Позновательное развитие детей младших классов………………………………… с.24
§2.3.Трудовая и учебная деятельность детей младших классов………………………………………………………………. с.30
Выводы……………………………………………… с.33
Заключение……………………………………………………… с.36
Список литературы………………………………………….. с.40

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAJA_RABOTA_PO_PEDAGOGIKE.docx

— 63.49 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов»

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики

 

Направление «Психолого-педагогическое»

 

 

Дисциплина «Педагогика»

 

 

Оценка

Выполнил: .

 

Группа: 11ПС- 101

 

Проверил:

Никитина С.А.


 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

На курсовую работу студента ________

 

Группы_11ПС-101 по дисциплине _педагогике

__________________________________________________________________________________

 

Дата регистрации__________ Подпись _______________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Дата проверки _______________                                                                                             

 

Подпись преподавателя ________________________________

 

 

 

 

 

 

                                                Содержание

Введение …………………………………………………………………..  с.3

Глава I. Психолого – педагогическая характеристика детей младших классов…………………………………………………………………….    с.11

Выводы…………………………………………………………………….. с.17

Глава II. Психологические особенности………………………………..  с.20

§ 2.1. Начальный этап обучения………………………………..   с.21

§2.2.Позновательное развитие детей младших классов…………………………………                                        с.24

           §2.3.Трудовая  и учебная деятельность детей  младших классов……………………………………………………………….        с.30

Выводы………………………………………………                               с.33

Заключение………………………………………………………              с.36

Список  литературы…………………………………………..                 с.40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Каждая эпоха обладает  особенной картиной мира и  человека в нем в зависимости  от общемировоззренческих представлений  о природе, о пространственно-временных  характеристиках сущего, о причинно-следственных  связях явлений и вещей, о человеке  и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому. Современная эпоха характеризуется  в России национально-особым типом  мироотношения, который предполагает  соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизводства опыта  поколений, т. е. особую систему образования. В сфере образования идет сегодня  интенсивный поиск приоритетной  модели. Особого внимания заслуживают  культурологическая и культуротворческая  модели образования, которые развиваются  в русле процессов гуманизации  сознания и гуманитаризации практики, актуальных для всего современного  мира. Эти модели образования  ориентированы на создание гуманного  социума, способного гармонизировать  отношения личности и государства, оправдать самое пребывание человека  в природе и культуре, снять  экологический кризис, преодолеть  опасное отставание духовно-нравственного  развития человечества от его  технического прогресса. Важно, что  эти модели образования ориентируют  не государство и рынок, а культура.

Научному рациональному знанию противостоит до интеллектуальное, эстетическое, символико-образное постижение иррациональных оснований жизненной реальности. Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, а для человека основными инструментами познания жизни как целостности являются интуиция (А. Бергсон), вчувствование, понимание (В. Дильтей). Именно эти качества и следует развивать, образуя культурного человека. Наука не выполняет сегодня ориентационно-теоретической функции и не может дать подлинного миропонимания (А. П. Валицкая). Она разрывает целостность предмета изучения в образовании - жизни и человека. Преодоление разрыва возможно с помощью психологии и педагогики, которые основываются на вчувствовании, углублении в психическую жизненную реальность. Это позволит познавать духовную и природную жизнь в единстве и ставит перед теорией образования необычную задачу: построение целостного процесса обретения знания, адекватного жизни. При этом обязательно должно учитываться то, что сознание не исчерпывается рациональностью, и что оно обусловлено потребностями, эмоциями, чувствами, интуицией и питается глубинами бессознательного. Культурологическая ориентация в образовании реализуется в виде добавочного знания, которое развертывается в логике предмета, который выступает как основа междисциплинарной интеграции. В связи с этим наблюдается интенсивный поиск новых моделей обучения, которые зачастую недостаточно обоснованы с точки зрения современной психологии и педагогики.

Среди многообразных моделей обучения в настоящее время получает распространение проектно-ориентированная модель обучения, которая постепенно и последовательно разрабатывается на основе дисциплинарно-ориентированной модели фундаментального образования с ее отдельными учебными предметами, принятыми в России, и на основе системы проектов, используемой в образовании за рубежом.

При переходе к проектно-созидательным моделям обучения происходит переход от традиционной культуры образования, которую принято называть текстовой, к экранной культуре, когда само понятие образования осмысливается как образ. При таком подходе обучение понимается как построение образа учебного объекта, а образование в целом как построение образа окружающего мира. Помимо принятой в традиционной системе обучения логической схемы анализа окружающего мира здесь добавляется схема его синтеза. Один из аспектов такого подхода к обучению мы попытались рассмотреть в своем исследовании, исходя из достижений отечественной и западной педагогики.

Новая модель обучения имеет большие возможности для развития личности. В образовательной среде личность познает окружающий мир, структурированный как интегративный образ учебного объекта. В процессе обучения личность овладевает умениями и навыками для интенсивного познания окружающего мира, используя приемы структурирования и соответствующей обработки получаемой информации. Образное познание в условиях процесса обучения является в настоящее время одной из самых актуальных проблем педагогики. Решение этой актуальной проблемы необходимо начать, на наш взгляд, с изучения особенностей формирования психического образа учебного объекта. Многие известные отечественные и зарубежные психологи занимались проблемами психического отражения и восприятия. Используя их научный опыт, можно описать закономерности формирования психического образа в условиях обучения.

При образном познании по новой ассоциативно-художественной модели достигается синтез или интеграция знаний из разных наук в определенной последовательности и взаимосвязи, что является воплощением содержания и структуры основополагающего в определенной ситуации психического образа. Интенсивный синтез учебной информации требует определенных умений и навыков, поэтому подготовку человека к работе с интеграцией информации в процессе образного познания надо начинать как можно раньше. Целесообразно поэтому проследить возможности формирования психического образа в процессе обучения у детей дошкольного и младшего  школьного возраста. Важно также в связи с этим выявить возможности использования психолого-педагогических приемов в формировании психического образа учебного объекта в процессе обучения студентов, будущих учителей, которые смогут использовать эти приемы в своей будущей профессиональной деятельности.

Актуальным является также рассмотрение возможностей использования

теории образного познания и формирования психического образа для создания идентификационной среды в процессе обучения, учитывающей особенности российской и мировой культуры.

Современная педагогика широко использует понятие «образование», которое уходит своими корнями в раннее средневековье. Изначально это понятие трактовалось как «образ», «образ Божий». В России это понятие впервые нашло отражение в XVII веке в статьях и в дальнейшем получило широкое распространение в отечественной педагогике. Л.Н. Толстой утверждал, что образование есть задание всей жизни человека.

Очевидно, когда народу приходилось определять, что должен сделать из себя великий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человеческого [134].

В современной парадигме личностно ориентированной педагогики образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для саморазвития личности [198]. В настоящее время образование должно продуцировать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения к миру и к человеку в нем, а также систему нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.). В этой связи образование возводит в ранг абсолютной ценности не отчужденные от личности знания, а человека. Саму возможность существования человека определяет культура. Образование - образ культуры, а для культуры оно -образование культуры, точнее, воспроизводство культуры через образование [200].

Одна из главных задач образования - приблизить человека к миру, дать о нем знания, помочь ему войти в мировые процессы, проявить свою человеческую сущность, найти себя и свой путь развития. Сегодняшняя социально-культурная ситуация в России характеризуется тем, что

квазикультура стала занимать место культуры, основной функцией которой является выработка у человека тех ценностей, с которыми ему предстоит жить в мире людей. В этих условиях человек проходит процесс идентификации, основанной на образах и ценностях, которые создают основу для дезорганизации впечатлений личности относительно окружающего мира. Негативная идентификация дез гармонизирует и собственный образ человека, а это препятствует адекватному поведению человека в мире, ощущению внутренней и внешней гармонии.

Быстрая смена информационных потоков, с которой человек сталкивается, не только перегружает его информационно, но сказывается на внутреннем ощущении, на формах взаимодействия с миром материальной и духовной культуры. Человек испытывает при этом чувство беспокойства, тревожности, напряженности, беспорядочности восприятия мира и своего существования в нем. Упорядочить образ мира и на этой основе интегрировать личность в межкультурное образовательное пространство, приблизить к построению собственной концепции миря и своего места в нем на принципах гармонии, целостности и единства - это главные задачи образования. В связи с этим современная образовательная теория и практика решают проблемы интеграции, дифференциации и индивидуализации.

Познание окружающего человека мира происходит на основе образования составляющих картины мира, к которым относятся следующие компоненты: образ - Я, образ другого, образ группы, образ времени, образ «среды», образ других социальных явлений, образ мира в целом [4].

В современных условиях образования необходимы принципиально новые подходы к организации познавательного процесса и новые приемы и методы обучения. Особое место в педагогическом процессе, на наш взгляд, должна занимать работа с образом учебного объекта. Уникальные возможности для этого создают новые образовательные технологии, которые имеют в своей основе активные методы обучения. Для повышения эффективности усвоения информации обучаемыми процесс обучения строится в этих технологиях на принципах интерактивности, модульности, наглядности. При этом интерактивность (взаимодействие, диалог между обучаемыми и преподавателями) зависит, прежде всего, от профессионализма преподавателя, а модульность и наглядность - от качества содержания и формы учебных программ и материалов.

Появление новых информационных технологий и многосенсорных методов обучения требует определенной подготовки человека к восприятию, переработке, усвоению большого объема информации. Л также овладения современными приемами ее с конструирования в тексты-образы, образы учебного объекта.

Однако, в современной педагогике пока нет специального исследования, посвященного разработке научно-теоретических основ использования образа учебного объекта в современной системе образования. Что позволило выделить новую педагогическую проблему.

С учетом выявленных противоречий был сделан выбор темы исследования «Научно-теоретические основы использования образа учебного объекта в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста». 

На основе вышесказанного мы сочли возможным поставить целью диссертационного исследования - разработку научно-теоретических основ и практических рекомендаций по использованию образа учебного объекта.

Объектом исследования является процесс обучения детей младших классов.

Предмет исследования - использование закономерностей формирования образа учебного объекта в процессе обучения детей младших классов.

В качестве гипотезы исследования выдвигается предположение, что использование образа учебного объекта в процессе обучения будет эффективным, если:

  • концепция формирования психического образа будет использована для обеспечения единства внутренней и внешней деятельности учащегося как субъекта культуры;
  • образ учебного объекта как целостное образование будет описан с помощью следующих компонентов: индивидуальные особенности восприятия; структуры психологического и художественного восприятия;
  • восприятие образа учебного объекта будет основано на ассоциативно-образном видении как условии творчества учащегося,

Информация о работе Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов