Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Не может быть здоровья тела без психического здоровья. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры подкорковых образований головного мозга.

Содержание

Введение……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . ... . . 5
2. Разработка образовательных программ . . . . . . . . . . . . . . . .7
3. Задачи психолого-педагогического сопровождения
на разных уровнях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 9
4. Результаты и основные этапы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. …. . . . . . . . . ...10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .14

Вложенные файлы: 1 файл

Психолого педагогическое сопровождение.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                                          РЕФЕРАТ

По дисциплине: Общие основы по педагогике

 

На тему:

         Психолого-педагогическое сопровождение       

 

             учащихся в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат проверки:

Оценка _________    Дата проверки «__» _______ 201 _г.

 

 

 

Подпись преподавателя ________________

 

 

Воронеж - 2011.

 

 

 

 

 

              Введение……………………………………………………………..3

1.        Теоретические  основы психолого-педагогического

            сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . …. . . ... . . 5

2.         Разработка образовательных программ . . . . . . . . . . . . . . . .7

3.         Задачи психолого-педагогического  сопровождения

             на разных уровнях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 9

4.         Результаты и основные этапы  психолого-педагогического

            сопровождения .  . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. ….  . . . . . . . . ...10

            Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .13

           Список  литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Не может быть здоровья тела без психического здоровья. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры  подкорковых образований головного мозга. Результатом их деятельности являются так называемые психические процессы – поведение, сознание, память, речь, внимание, воля, способность мыслить. От эффективности протекания этих процессов напрямую зависит успешность школьного обучения.

Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днём усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. А в целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжение значительной части времени, нередко создаёт для них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ, для детей школа оказывается причиной четырёх комплексов проблем.

Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестеснённой активности к дисциплине. При этом степень трудностей приспособления ребёнка к школе зависит от того, в какой мере ребёнка готовили к учёбе.

      Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и осознание необходимости образования.

В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, её компьютеризация резко увеличивает трудности освоения школьных знаний.

В-четвёртых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников часто осуждают. У таких детей может развиваться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

В тоже время, детско-подростковый возраст является периодом, в который наиболее легко и естественно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Одним из конкретных шагов в этом направлении, является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путём создания определённых социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

   Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.

 

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

    • психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
    • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
    • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;
    • содействие в повышении психологической компетентности педагогов и родителей;
    • организация, при необходимости, развивающих и коррекционных мероприятий со всеми субъектами образовательного процесса;
    • психологическое обеспечение дополнительных образовательных программ;
    • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.

 

 

     Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • Профилактика.
  • Диагностика (индивидуальная и групповая - скрининг).
  • Консультирование (индивидуальное и групповое).
  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
  • Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
  • " Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.  Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу.          

 

 

 

                                                                                                        Сегодня в системе психолого-педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности реализуется такое комплексное направление как разработка (проектирование) образовательных программ. 
            Подобные возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание , уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности ее когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик. Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе, и, следовательно, предполагает построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

 
            Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями.

Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

  1. 1 этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.
  2. 2 этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.
  3. 3 этап: проектный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
  4. 4 этап: реализация проекта - практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.
  5. 5 этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

 

            Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.           Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).                

 

 

 

 

 

 

 

         Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

 
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. 
Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и "умения учиться", развитии творческих способностей. 
Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. 
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.                                

      При этом         особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. 
Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. 
Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями. 
   

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе