Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:23, реферат
Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Не может быть здоровья тела без психического здоровья. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры подкорковых образований головного мозга.
Введение……………………………………………………………..3
1. Теоретические основы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . ... . . 5
2. Разработка образовательных программ . . . . . . . . . . . . . . . .7
3. Задачи психолого-педагогического сопровождения
на разных уровнях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 9
4. Результаты и основные этапы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. …. . . . . . . . . ...10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .14
По дисциплине: Общие основы по педагогике
На тему:
учащихся в образовательном процессе.
Результат проверки:
Оценка _________ Дата проверки «__» _______ 201 _г.
Подпись преподавателя ________________
Воронеж - 2011.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические
основы психолого-
сопровождения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. . . ... . . 5
2.
Разработка образовательных
3.
Задачи психолого-
на разных уровнях образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . .. 9
4. Результаты и основные этапы психолого-педагогического
сопровождения . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . .. …. . . . . . . . . ...10
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .13
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .14
Здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Не может быть здоровья тела без психического здоровья. На физиологическом уровне психическое здоровье рассматривается как работа мозга, а точнее высшего отдела нервной системы: коры подкорковых образований головного мозга. Результатом их деятельности являются так называемые психические процессы – поведение, сознание, память, речь, внимание, воля, способность мыслить. От эффективности протекания этих процессов напрямую зависит успешность школьного обучения.
Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днём усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. А в целом, возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.
Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжение значительной части времени, нередко создаёт для них психологические трудности. По данным конференции ВОЗ, для детей школа оказывается причиной четырёх комплексов проблем.
Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестеснённой активности к дисциплине. При этом степень трудностей приспособления ребёнка к школе зависит от того, в какой мере ребёнка готовили к учёбе.
Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и осознание необходимости образования.
В-третьих, «технизация» общества, требующая усложнения учебных программ, её компьютеризация резко увеличивает трудности освоения школьных знаний.
В-четвёртых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих учеников часто осуждают. У таких детей может развиваться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
В тоже время, детско-подростковый возраст является периодом, в который наиболее легко и естественно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Одним из конкретных шагов в этом направлении, является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путём создания определённых социально-психологических условий с обязательным психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным извне условиям школьной жизнедеятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в определенном возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл "исправления" отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу.
Подобные возможности открываются в связи
со складывающимся различением учебной
и образовательной программ. В учебной
программе акцент делается на овладение
знаниями, умениями, навыками. В образовательной
программе основное внимание , уделяется
становлению, развитию и воспитанию личности
в совокупности ее когнитивных, эмоциональных,
мотивационно-потребностных характеристик.
Таким образом, образовательная программа
в отличие от учебной должна выполнять
не только обучающую, но и диагностическую,
прогностическую, коррекционную функции,
что предполагает изучение стартовых
возможностей и динамики развития ребенка
в образовательном процессе, и, следовательно,
предполагает построение системы психолого-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных
программ для любой ступени образования
является возрастно-нормативная модель
развития ребенка определенного возраста,
в которой дается характеристика его развития
в виде последовательности ситуаций и
типов развития. Образовательная программа
проектируется совместно педагогом-психологом
и учителями.
Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.
Психолого-
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений
в развитии, обеспечение готовности к
школе.
Начальная школа - определение
готовности к обучению в школе, обеспечение
адаптации к школе, повышение заинтересованности
школьников в учебной деятельности, развитие
познавательной и учебной мотивации, развитие
самостоятельности и самоорганизации,
поддержка в формировании желания и "умения
учиться", развитии творческих способностей.
Основная школа - сопровождение
перехода в основную школу, адаптации
к новым условиям обучения, поддержка
в решении задач личностного и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития, помощь
в решении личностных проблем и проблем
социализации, формирование жизненных
навыков, профилактика неврозов, помощь
в построении конструктивных отношений
с родителями и сверстниками, профилактика
девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа - помощь
в профильной ориентации и профессиональном
самоопределении, поддержка в решении
экзистенциальных проблем (самопознание,
поиск смысла жизни, достижение личной
идентичности), развитие временной перспективы,
способности к целеполаганию, развитие
психосоциальной компетентности, профилактика
девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять
переходным этапам в развитии и образовании
детей, что предполагает выделение уровней
сопровождения.
Уровень класса (группы).
На данном уровне ведущую роль играют
учителя и классный руководитель, обеспечивающие
необходимую педагогическую поддержку
ребенку в решении задач обучения, воспитания
и развития. Основная цель их деятельности
- развитие самостоятельности в решении
проблемных ситуаций, предотвращение
дезадаптации ребенка, возникновения
острых проблемных ситуаций.
Уровень учреждения. На
данном уровне работа ведется педагогами-психологами,
учителями-логопедами, социальными педагогами
(в оптимальном варианте объединенными
в службу, консилиум и т. д.), выявляющими
проблемы в развитии детей и оказывающими
первичную помощь в преодолении трудностей
в обучении, взаимодействии с учителями,
родителями, сверстниками. На данном уровне
также реализуются профилактические программы,
охватывающие значительные группы учащихся,
осуществляется экспертная, консультативная,
просветительская работа с администрацией
и учителями.
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе