Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности гуманизации и гуманитаризации начального образования на современном этапе развития общества.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
Раскрыть сущность гуманитаризации и гуманитаризации образования, их основные положения.
2. Охарактеризовать гуманитарный потенциал современной образовательной системы.
3. Разработать стиль поведения педагога в гуманитарном образовании.
Введение ……………………………………………………………………….
3
Раздел 1.
Роль гуманизации в современном образовании ……………….
5
1.1.
Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки …
5
1.2.
Закономерности гуманизации образования …………………….
12
1.3.
Гуманизация образования и демократический стиль педагога..
16
Выводы по 1-му разделу………………………………………………..
19
Раздел 2.
Формирование нравственного самосознания младших школьников в учебно-воспитательном процессе ……………………..
21
2.1.
Диагностика уровня сформированности нравственных
качеств младших школьников в учебно-воспитательном
процессе……………………………………………………………
21
2.2.
Формирование у учащихся нравственного опыта……………..
25
2.3.
Динамика развития нравственного опыта у учащихся за учебный год ……………………………………………………….
28
Раздел 3.
Гуманизация образования – социальная проблема …………..
35
Заключение ………………………………………………………………….
45
Список использованной литературы ……………………………………..
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Пути гуманизации содержания начального обучения»
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 | |
Раздел 1. |
Роль гуманизации в современном образовании ………………. |
5 |
1.1. |
Основные понятия
гуманизации образования и |
5 |
1.2. |
Закономерности гуманизации образования ……………………. |
12 |
1.3. |
Гуманизация образования
и демократический стиль |
16 |
Выводы по 1-му разделу……………………………………………… |
19 | |
Раздел 2. |
Формирование нравственного самосознания младших школьников в учебно-воспитательном процессе …………………….. |
21 |
2.1. |
Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………… |
21 |
2.2. |
Формирование у учащихся нравственного опыта…………….. |
25 |
2.3. |
Динамика развития
нравственного опыта у учащихся
за учебный год ……………………………………………… |
28 |
Раздел 3. |
Гуманизация образования – социальная проблема ………….. |
35 |
Заключение …………………………………………………………………. |
45 | |
Список использованной литературы …………………………………….. |
47 |
ВВЕДЕНИЕ
Ничем не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет привело к резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно, общества в целом. В век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные навыки на практике.
Поэтому основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к человеку. Школьный курс содержит довольно сложные предметы, такие как математика, физика, химия и другие, которые не всем даются легко, и как следствие этого - потеря интереса к обучению.
Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации и гуманитаризации в обучение. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественного образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.
Цель исследования:
изучить особенности
Для реализации этой цели поставлены задачи:
2. Охарактеризовать
гуманитарный потенциал совреме
3. Разработать стиль поведения педагога в гуманитарном образовании.
Объектом исследования является гуманитарное образование.
Предметом исследований данной работы является процесс гуманизации начального образования.
Надеемся, что проведённые в работе исследования послужат практическим приложением для учителей начальной школы.
Раздел 1
Роль гуманизации в
1.1. Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки
Советская система образования - наряду с японской, американской, французской, английской, германской: каждая по своему - принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных, не было никаких недостатков. Главный из них: она была (и остается) по преимуществу казарменно-репрессивной, что вполне естественно для общества реализованной утопии казарменного социализма. Казарменной - значит, всех огулом под одну гребенку, по одной программе - от первого вундеркинда до последнего дебила. Репрессивной - значит, учеба под страхом позорящей публичной "двойки", вызова в школу родителей и прочих унижений. К этому вполне можно добавить эпитет "каторжная", потому что число ежедневных уроков зашкаливает за десятку, а совокупных часов на обязательные ежедневные домашние задания - едва ли не больше, чем часов в сутках. И хотя последствия - поистине катастрофические, по сложному комплексу причин все остается без изменений [39, c. 216].
Естественно, такое положение порождает в среде педагогов, родителей и учащихся движение протеста - пока что чисто стихийное. Одно из проявлений такого движения - уход из школы, прогул уроков и саботаж домашних заданий. Другой по всем трем вышеперечисленным аспектам является начинающая формироваться идеология гуманизации образования. Сегодняшняя, как и вчерашняя, школьная программа целиком направлена на поступление в вуз. Причем, по всем предметам кряду. Понятно, это многих не устраивает. Поэтому рождается идея дифференциации образования - дополнение единой для всех базовой программы "продвинутой" для одаренных школьников, серией коррекционных программ для ущербных в чем-то детей, ознакомительной для желающих только познакомиться с тем или иным предметом и специализированной для желающих специализироваться по нему [35, c.43].
Предполагается, что все программы – равно порядковы, и вопрос лишь в том, какую из них выбрал школьник и насколько это адекватно его планам дальнейшей учебы и тем более работы. Унизительная публичная отметка - сегодня столь же морально недопустима, сколь некогда вполне обычная публичная порка в классе. Но, как показывает опыт, учеба без оценки полученных знаний - чистая фикция. Чем заменить заведомо анахроничное сегодня унижение личности учащихся?
Высказываются предложения о переходе всей школы на вузовскую зачетную систему, на замену оценок тестами, на замену публичной оценки доверительным собеседованием учителя и ученика. Вопрос настолько сложный, что требует по меньшей мере социально-педагогического эксперимента. И настолько неотложный, что надо бы приступать к его решению поскорее. Фактически 80-часовая учебная неделя школьника - это, разумеется, вопиюще. Поэтому требуются жесткие законодательные меры по её ограничению (включая домашние задания) 24-40 часами в разных классах школы. Но было бы ошибкой переписать остальные 40 часов в графу "ничегонеделание". Обсуждается идея передать эти часы в подсистему дополнительного образования - в межшкольные и школьные клубы по интересам, с тем, чтобы возможно больший объем знаний, умений, навыков учащийся приобретал не "на отметку", а "на интерес" [35, c. 54].
Что касается гуманитаризации образования, то под ней обычно понимают требование увеличить в школьной программе количество часов на гуманитарные предметы за счет непомерно разросшегося естественно-научного цикла, особенно математики. Мы присоединяемся к тем педагогам, которые ставят вопрос шире: делать в школе упор не только на науки (и естественные, и общественные), но и на все остальные формы общественного сознания. Имея в виду возможно более высокую культуру школьника - и научную, и мировоззренческую, и художественную, и этическую, и правовую, и политическую, и - не в последнюю очередь - религиозную. Естественно, это выходит за рамки урока - вообще за рамки рабочей недели школьника любой её продолжительности [34, c.102].
В этой связи пора, наконец, переходить от слов к делу в осуждении пресловутого "школоцентризма", даже если это касается и начальной, и средней, и высшей школы. Нельзя забывать, что та и другая - всего лишь три из девяти равнопорядковых подсистем, без которых в современных условиях быть не может действительной эффективности образования. Имеются в виду подсистемы образования родителей, всеобщего дошкольного образования, всеобщего среднего профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, самообразования взрослых и дополнительного образования. И это - не говоря уже о начавшейся компьютеризации образования, которая полностью видоизменяет информационную систему "ученик-учитель".
Гуманитаризация образования - один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.
Украинское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия [35, с. 108]
Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования [34, c. 24].
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Гуманизация образования
предполагает единство общекультурного,
социально нравственного и
Ключевое понятие гуманистическ
Так понятие «гуманизм» употребляется, по крайней мере, в десяти значениях:
название эпохи Возрождения в различных культурных движениях, идейных течений, направлений общественной мысли;
название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам;
характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни;
обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;
определение важнейшего фактора всестороннего развития личности;
выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни;
название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов, и др. [38,c.66].
Аналогичное положение наблюдается и в отношении понятия «гуманность», которое часто отождествляется с понятием «гуманизм».
Гуманизм как идейно ценностный комплекс включает в себя все высшие ценности, выработанные человечеством на долгом и противоречивом пути своего развития и получивших название общечеловеческих; человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм и др.
Гуманизм чаще всего
выступает как понятие
Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.
В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».
Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности [33,c. 28].
Информация о работе Пути гуманизации содержания начального обучения