Работа с художественным текстом старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа,служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре... "

Вложенные файлы: 1 файл

работа передел.docx

— 41.94 Кб (Скачать файл)

Тема курсовой работы :Работа с художественным текстом старших дошкольников в процессе  игровой деятельности.

 

Введение

 

Огромная роль в развитии и воспитании  ребенка  принадлежит  игре  -важнейшему   виду   деятельности.   Она   является   эффективным   средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых  качеств,  в  игре реализуются  потребность  воздействия  на  мир.  Она  вызывает  существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.  Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение   в  жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет  деятельность  работа,служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в  работе.  По  этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является игра, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.

Игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.Значение и специфика игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность.

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.).

Игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка.Использование в процессе игры художественного текста детей знакомят  с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

      Художественный текст - сообщение, направленное автором  читателю, зрителю или слушателю. Художественный текст:

- передает информацию;

- вырабатывает новую  информацию;

- хранит информацию.

Художественный текст (художественное описание) - это часть описания в ролевом материале,. Он часто рассказывает о мире и написан с точки зрения его обитателя. Этот текст призван помочь погрузиться в игру и включить воображение.В некоторых играх художественный текст объясняет или дополняет правила.

 Читатель или слушатель  художественного текста находится  в отношении сотворчества к  получаемому сообщению, он должен  понять, что хотел сказать автор.

Старшие дошкольники уже приобрели некоторый читательский опыт, их жизненный багаж стал значительнее. Как читатели они проявляют себя уже на более высоком уровне. Они способны самостоятельно уяснить идею произведения, если его композиция не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры. Воображение этих учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. У учащихся, находящихся на этом уровне, появляется сопереживание автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора. Они могут без посторонней помощи уяснить формальные признаки произведения, если ранее в свой читательской деятельности уже наблюдали подобные изобразительно-выразительные приемы. Таким образом, учащиеся могут испытать удовольствие от восприятия формы, заметить и оценить случаи соответствия содержания и формы. В этом возрасте появляется новая тенденция в читательской деятельности: ребенок не удовлетворяется только чувственной, эмоциональной реакцией на прочитанное, он стремиться для себя логически уяснить читаемое.

Художественный текст также используется в коллекционных карточных играх. Как правило, он записывается курсивом и может быть опущен у карт с длинным описанием эффекта, занимающим всё текстовое поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План (теоретическая часть)

1.Понятие игровой деятельности. Ее значение в старшем дошкольном  возрасте.

2.Художественный текс. Работа с  художественным текстом.

3.Значение художественного текста  в игровой деятельности старших  дошкольников.

 

Теоретическая часть:

 

  1. Огромная роль в развитии и воспитании  ребенка  принадлежит  игре -важнейшему   виду   деятельности.   Она   является   эффективным   средствомформирования личности дошкольника, его морально - волевых  качеств,  в  игре реализуются  потребность  воздействия  на  мир.  Она  вызывает  существенноеизменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С.  Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение   в  жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет  деятельность  работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в  работе.  По  этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... "Психологи издавна изучают игры детей и  взрослых,  отыскивая  их функции специфическое содержание сравнивая с  другими  видами  деятельности. Необходимость  в  игре  иногда  объясняют,  как  необходимость  дать   выход чрезмерной жизненной силе.

         Другое трактование природы, игры -  удовлетворение  потребностей  в отдыхе. Живое  существо,  играя,  своеобразным  образом  тренируется,  чему-нибудь обучается. Игра  может  быть  вызвана и  потребностью  в  лидерстве, соревновании. Можно рассматривать игру и  как  компенсирующую  деятельность, что в символической форме дает  возможность  удовлетворить  неосуществленные желания. Й.  Гейзинга,  автор  классического произведения   "Гомо   людекс" ("Человек, который играет")юподчеркивает,  что  игра  не  имеет  какой-либо материальной основы.

         Уже в мире животных она  рушит  границы  физического  существования. "Животные  могут  играть,  значит,  они  уже где-то  больше,   чем   просто механизмы. Мы играем, и мы знаем, что  мы  играем,  значит,  мы  больше  чем просто умные существа, потому что игра  -  занятие  очень  умное.  "С  точки зрения линейного детерминированного мира, игру можно  рассматривать   только как надмерность, которая не опирается на какой-либо традиционный  фундамент.

   Игра,  -  это  деятельность,  которая  отличается  от  повседневных будничных действий. Человечество вновь  и вновь  создает  свой  придуманный мир, новое бытие,  которое  существует  рядом  с  миром  натуральным,  миром природы.  Узы,  которые  связывают   игру   и   красоту   очень   тесные   и многообразные.  Всякая  игра,   это,   прежде   всего   свободная,   вольная деятельность. Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия.

         Игра - это деятельность, которая  изображает  отношение  личности  к миру, что ее окружает. Именно  в  мире  впервые  формируется  необходимость   влияния   на окружение,  изменить  его,  когда  у  человека  возникает  желание,  которое невозможно сразу реализовать создаются предпосылки игровой деятельности.

         Самостоятельность человека в  середине игрового сюжета  безгранична, она  может  возвращаться  в  прошлое,  заглядывать  в  будущее,  многоразово повторять одно и то же действие, которое  приносит  и  удовлетворение,  дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным. В  игре  ребенок  не  обучается  жить,  а  живет  своей   истинной, самостоятельной жизнью.

         Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской  игры  Д.  Б.  Элоконин,  в  игре интеллект направляется за эмоционально - действенным  переживанием,  функции взрослого воспринимаются, прежде всего,  эмоционально,  происходит  первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой  деятельности.

         Значение игры для  формирования  личности  трудно  переоценить.  Не случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития". В игре как в грядущей деятельности  дошкольника  осуществляются  те поступки, к которым он  будет  способен  в  реальном  поведении  лишь  через

некоторое время.

         Совершая поступок, даже если  этот поступок проигрывает, ребенок  не знает нового  переживания,  которое  связано  с  выполнением  эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.Игра значений и речевая деятельность интуиция, фантазия,  мышление. Игровая  деятельность  строится,  таким  образом,   который   в   результате возникает воображаемая  ситуация.  Элементарные  функции  игры  готовятся  в предметных действиях. Предисловием игры становится способность,  перенесение

одних  функций  предмета  на  другие.  Она  начинается  тогда,  когда  мысли отделяются  от  вещи,  когда  ребенок  освобождается   от   жестокого   поля восприятия.

         Игра в придуманной ситуации  освобождает  от  ситуативной  связи.  В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует  познания,  а не только непосредственно  переживается.  Действие  в  придуманной  ситуации приводит  к  тому,  что  ребенок  учится  управлять  не  только  восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и  смыслом  ситуации,  ее  значением. Возникает новое качество  отношения  человека  к  миру:  ребенок  уже  видит окружающую действительность, что  не  только  имеет  разнообразную  окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

         Случайный предмет, который ребенок  раздваивает на конкретную вещь  и ее воображаемое значение, воображаемую функцию становится символом.  Ребенок может  любой  предмет  пересоздать  на  что  угодно,  он  становится  первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать свою мысль  от

вещи, поэтому  он  должен  иметь  опору  в  другой  вещи,  для  того,  чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку  опоры.  В  этом символизирующем действии происходит взаимное  проникновение,  переживание  и фантазия.

         Сознательность ребенка отделяет  образ  реальной  палочки,  которая требует реальных действий с ней.  Однако  мотивация  игрового  действия  это совсем независимо от объективного результата.

         Главный мотив классической игры  лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребенку наслаждение.

         Палочка имеет  определенное  значение,  которое  в  новом  действии приобретает для ребенка  нового,  особенного  игрового  содержания.  Детская фантазия  рождается  в  игре,  которая  стимулирует  этот  творческий  путь, создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.

         На ранних этапах развития  игра стоит очень  близко  к  практической деятельности. В практическом основании действий  с  окружающими  предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой  ложкой,  воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения предметов  еще

не наблюдается.

         Для дошкольников  основная  линия  развития  лежит  в  формировании непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс. С годами,  когда  эти  виды  деятельности  меняются  местами,  игра становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира. 

      Не выигрывать, а играть  –  такой  есть  общая  формула,  мотивация

детской игры. (О. М. Леонтьев)

         Ребенок может овладеть  широким,  непосредственно  недоступным  ему кругом действительности только в игре,  в  игровой  форме.  В  этот  процесс освоения прошедшего мира через игровые действия в этом  мире,  включены  как игровое сознание, так и игровое неведомое.

         Игра – творческая деятельность, и как каждое  настоящее  творчество

не может осуществляться без интуиции.

         Интуиция,  в  переводе  с  латинского  –  созерцание,   усмотрение, видение. Основной показатель  интуиции  «свернутое»  восприятие  ситуации  в целом,  непосредственно - эмоционально, образно. В  игре  формируются  все  стороны  личности  ребенка,   происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу  в  новую, более высокую стадию  развития.  Этим  объясняются  огромные  воспитательные возможности  игры,   которую   психологи   считают   ведущей   деятельностью

Информация о работе Работа с художественным текстом старших дошкольников в процессе игровой деятельности