Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: исследование способов развития алгоритмического мышления у младших школьников на уроке информатики.
Задачи:
рассмотреть мышление с психолого-педагогической точки зрения;
изучить особенности ранних форм детского мышления;
изучить методы решения алгоритмических задач;
исследовать способы развития алгоритмического мышления на уроках информатики.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом переделанный afnz.doc

— 295.50 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА

 

Допущена к  защите

Зам. директора  по НМР

___________/ __________

(подпись) (Ф.И.О.)

«_____»__________2012г.

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Тема: «Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В.»

 

 

 

 

 

Студентки IV курса 41 – У группы

очной формы обучения

Специальности: 050709

«Преподавание в начальных классах»

Меликовой Фатимы Маликовны

(Фамилия, имя,  отчество)

Руководитель  ВКР:

Демкина Анастасия  Викторовна

(Ф.И.О, ученое  звание и степень)

Рецензент:

___________________________________

(Ф.И.О, ученое  звание и степень)

 

 

 

Москва 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • ВВЕДЕНИЕ

  • В современном  мире информатика рассматривается  как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в  формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся.

    Информатика в  начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный  предмет, обладающий собственной методикой  изучения, имеющий свою структуру  и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы.

    В настоящее  время дети не просто должны знать  о существовании компьютера, а  должны иметь представление о  нем, уметь работать, пользоваться техникой. Введение с 1 класса предмета информатики предоставляет возможность рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ. Считается возможным обучение детей информатике в возрасте с 6 лет, если это обучение не ограничивает творческих способностей детей.

    Появление информатики  в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы  у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества).

    Одной из задач пропедевтического курса «Информатики» - направление на формирование алгоритмического мышления. Осваивая этот курс, младшие школьники должны приобрести такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса «Информатики» ученики лучше успевают материал и по другим дисциплинам.

    Проблема исследования: какими же способами следует развивать алгоритмическое мышление учащихся младших классов при изучении информатики.

    Объект исследования: алгоритмическое мышление.

    Предмет исследования: развитие алгоритмического мышления на уроках информатики.

    Цель работы: исследование способов развития алгоритмического мышления у младших школьников на уроке информатики.

    Задачи:

      • рассмотреть мышление с психолого-педагогической точки зрения;
      • изучить особенности ранних форм детского мышления;
      • изучить методы решения алгоритмических задач;
      • исследовать способы развития алгоритмического мышления на уроках информатики.

    Одной из задач  пропедевтического курса информатики является развитие алгоритмического и логическою мышления.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1 Мышление с точки зрения психологии и педагогики

    Мышление - это  наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

    Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего  окружающего шире, вплоть до невидимого. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. В своем становлении мышление проходит две стадии такие как: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждение по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо, объясняя ему необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. [13]

    Существует множество  классификаций видов мышления.

    По форме выделяют 3 вида мышления:

    - наглядно- действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий предметами;

    - наглядно- образное мышление  – вид мышления, характеризующийся  опорой на представления и  образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;

    - словесно-логическое  мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. [2]

    Различают теоретическое  и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

    По характеру  решаемых задач бывают:

    - теоретическое  – это мышление на основе  рассуждения умозаключений;

    - практическое - это мышление на основе преобразования материальных предметов.

    По степени  развернутости выделяют два вида:

    - дискурсивное  – это опосредованное полное  логическое рассуждение (более  развитое мышление);

    - интуитивное  - на основе непосредственных  восприятий предметов и явлений окружающего мира (менее развитое мышление).

    По степени  новизны и оригинальности выделяются два вида: репродуктивное (воспроизведение) и продуктивное (творческое) мышления.

    Результаты  мышления выражаются в его формах: понятия; суждения; умозаключения.

    Понятие - это форма мышления, в котором отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений, однородной группы. В каждом понятии выделяют объём и содержание. Содержание понятия – это знание об этих предметах.[5]

    Наши знания – это система понятий. Выделяют 2 вида понятий: конкретные и абстрактные.

    Конкретные  понятия – связаны с представлением и поддаются образной конкретизации, т.е. можно представить образ предмета названного этими понятиями.

    Абстрактные понятия – в них представлены свойства предметов или отношения между ними, и обратную картинку представить нельзя.

    Суждения –  это форма мышления, содержащая утверждение, или отрицания какого-либо положения  относительно предметов явлений  или их свойств.

    Виды суждений:

    - положительные и отрицательные;

    - истинное или  ложное суждение;

    - общее, частное  и единичное суждение.

    Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений, это получение новых знаний из имеющихся.

    Умозаключение может осуществляться 3 способами:

    - Индуктивный – способ рассуждений от частных суждений к общим выводам, т. е установление общих законов и правил, на основе изучения отдельных фактов и явлений.

    Дедуктивный –  способ рассуждения от общего суждения к частному – это познание отдельных  фактов на основе знания общих правил и законов.

    Умозаключение по аналогии – это рассуждение  от частного случая к частному, такое  умозаключение не дает достоверного знания и поэтому требует проверки. [21]

    1.2 Алгоритмическое мышление и методы его развития

    Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.

    Если скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить, для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы «личность».[3]

    Также важно  понимать и учитывать в процессе обучения информатике, что мышление – это умственный процесс, процесс интерпретации того, что воспринято. Это значит, что даже одинаково воспринятое понимается по-разному, то есть в процессе мышления происходит интерпретация воспринятого в зависимости от целого ряда факторов: возраста, образования, мировоззрения, жизненного опыта и т.д.

    Учителю важно  понимать, что мыслительная деятельность может быть направлена как бы «внутрь  себя», и вовне. Первое условно назовём  «внутренним информационным потоком». Как внутренний, так и внешний информационные потоки можно рассматривать как процессы, то есть построить динамические модели мышления и речи. Тогда под «внешним информационным потоком» можно понимать процесс вывода информации из нашей памяти и способы представления информации.

    Учителю информатики  на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике. Необходимо четко уяснить для себя: что я, учитель информатики, в ходе своих уроков информатики хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и. т.д. Чтобы изменить способы мышления, и как следует делать на уроке, как потом убедиться, что в процессе этого осознанного воздействия на личность посредством вышеотмеченных приемов и способов произошли именно те, планируемые изменения мышления, а не просто, чтобы изменилось количество знаний, умений и навыков.

    То есть, если учитель говорит себе: я «претендую» на революционное развитие личности, а не эволюционное, которое происходит постоянно, проявляясь как побочный продукт моих целенаправленных действий, направленных на формирование знаний, умений и навыков (как говорят «не благодаря, а вопреки»). Тогда он должен наряду с методиками обучения информационным технологиям, овладеть также и методиками формирования понятий информатики и методиками развития системного или теоретического мышления и использовать их совокупности с методиками формирования знаний, умений и навыков. Это вполне возможно, хотя и требует определенных затрат времени и усилий для освоения новых методик. Важно то, что эти усилия очень скоро окупятся как в плане ускорения изучения программного материала, так и в плане повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, а также в плане улучшения качества образованного процесса и атмосферы урока.

    Появление информатики  в начальной школе совершенно естественно, учесть, что именно в  возрасте учащихся начальной школы  у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества). Если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей.

    Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом мышлении.[8]

    Курс информатики  может рассматриваться как часть  курса математики, основная цель которого - формирование у школьников основ алгоритмического мышления. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана идей.

    Информация о работе Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В