Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 17:38, дипломная работа
Цель работы: исследование способов развития алгоритмического мышления у младших школьников на уроке информатики.
Задачи:
рассмотреть мышление с психолого-педагогической точки зрения;
изучить особенности ранних форм детского мышления;
изучить методы решения алгоритмических задач;
исследовать способы развития алгоритмического мышления на уроках информатики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА
Допущена к защите
Зам. директора по НМР
___________/ __________
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»__________2012г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Развитие алгоритмического мышления младших школьников на уроках информатики, проводимых по методической системе Горячева А.В.»
Студентки IV курса 41 – У группы
очной формы обучения
Специальности: 050709
«Преподавание в начальных классах»
Меликовой Фатимы Маликовны
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель ВКР:
Демкина Анастасия Викторовна
(Ф.И.О, ученое звание и степень)
Рецензент:
______________________________
(Ф.И.О, ученое звание и степень)
Москва 2012
СОДЕРЖАНИЕ
В современном мире информатика рассматривается как важнейший компонент общего образования, играющий значимую роль в формировании целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков, основных психических качеств личности учащихся.
Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы.
В настоящее время дети не просто должны знать о существовании компьютера, а должны иметь представление о нем, уметь работать, пользоваться техникой. Введение с 1 класса предмета информатики предоставляет возможность рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ. Считается возможным обучение детей информатике в возрасте с 6 лет, если это обучение не ограничивает творческих способностей детей.
Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, если учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества).
Одной из задач пропедевтического курса «Информатики» - направление на формирование алгоритмического мышления. Осваивая этот курс, младшие школьники должны приобрести такие навыки и умения, как: умение сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать, видеть структурные, иерархические и причинно-следственные связи. Так как эти умения являются также и общими учебными, то учителя отмечают, что при изучении курса «Информатики» ученики лучше успевают материал и по другим дисциплинам.
Проблема исследования: какими же способами следует развивать алгоритмическое мышление учащихся младших классов при изучении информатики.
Объект исследования: алгоритмическое мышление.
Предмет исследования: развитие алгоритмического мышления на уроках информатики.
Цель работы: исследование способов развития алгоритмического мышления у младших школьников на уроке информатики.
Задачи:
Одной из задач пропедевтического курса информатики является развитие алгоритмического и логическою мышления.
Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Мышление радикально расширяет возможности человека в его стремлении к познанию всего окружающего шире, вплоть до невидимого. Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять - это, значит, проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. В своем становлении мышление проходит две стадии такие как: допонятийную и понятийную. Допонятийное мышление это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; суждения детей единичные, о данном конкретном предмете. При объяснении чего-либо все сводится ими к частному, знакомому. Большинство суждений – суждение по сходству, или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. Самая ранняя форма доказательства - пример. Учитывая эту особенность мышления ребенка, убеждая его или что-либо, объясняя ему необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами. [13]
Существует множество классификаций видов мышления.
По форме выделяют 3 вида мышления:
- наглядно- действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий предметами;
- наглядно- образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуации изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию;
- словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. [2]
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и артистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
По характеру решаемых задач бывают:
- теоретическое – это мышление на основе рассуждения умозаключений;
- практическое - это мышление на основе преобразования материальных предметов.
По степени развернутости выделяют два вида:
- дискурсивное – это опосредованное полное логическое рассуждение (более развитое мышление);
- интуитивное - на основе непосредственных восприятий предметов и явлений окружающего мира (менее развитое мышление).
По степени новизны и оригинальности выделяются два вида: репродуктивное (воспроизведение) и продуктивное (творческое) мышления.
Результаты мышления выражаются в его формах: понятия; суждения; умозаключения.
Понятие - это форма мышления, в котором отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений, однородной группы. В каждом понятии выделяют объём и содержание. Содержание понятия – это знание об этих предметах.[5]
Наши знания – это система понятий. Выделяют 2 вида понятий: конкретные и абстрактные.
Конкретные
понятия – связаны с
Абстрактные понятия – в них представлены свойства предметов или отношения между ними, и обратную картинку представить нельзя.
Суждения – это форма мышления, содержащая утверждение, или отрицания какого-либо положения относительно предметов явлений или их свойств.
Виды суждений:
- положительные и отрицательные;
- истинное или ложное суждение;
- общее, частное и единичное суждение.
Умозаключение – это вывод нового суждения из других суждений, это получение новых знаний из имеющихся.
Умозаключение может осуществляться 3 способами:
- Индуктивный – способ рассуждений от частных суждений к общим выводам, т. е установление общих законов и правил, на основе изучения отдельных фактов и явлений.
Дедуктивный – способ рассуждения от общего суждения к частному – это познание отдельных фактов на основе знания общих правил и законов.
Умозаключение по аналогии – это рассуждение от частного случая к частному, такое умозаключение не дает достоверного знания и поэтому требует проверки. [21]
Мышление - это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Если скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить, для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средства воздействия именно на личность, на ее психологические характеристики, а не только способы формирования знаний, умений и навыков. Учителю следует понимать и все время помнить, что мышление не есть что-то совершенно самостоятельное и независимое, а есть элемент целостной системы «личность».[3]
Также важно понимать и учитывать в процессе обучения информатике, что мышление – это умственный процесс, процесс интерпретации того, что воспринято. Это значит, что даже одинаково воспринятое понимается по-разному, то есть в процессе мышления происходит интерпретация воспринятого в зависимости от целого ряда факторов: возраста, образования, мировоззрения, жизненного опыта и т.д.
Учителю важно понимать, что мыслительная деятельность может быть направлена как бы «внутрь себя», и вовне. Первое условно назовём «внутренним информационным потоком». Как внутренний, так и внешний информационные потоки можно рассматривать как процессы, то есть построить динамические модели мышления и речи. Тогда под «внешним информационным потоком» можно понимать процесс вывода информации из нашей памяти и способы представления информации.
Учителю информатики на современном этапе развития содержания и методической системы обучения информатике. Необходимо четко уяснить для себя: что я, учитель информатики, в ходе своих уроков информатики хочу организовать урок, какие задачи подберу, что скажу ученикам, какие задания дам на дом, как организую взаимодействие учащихся между собой и. т.д. Чтобы изменить способы мышления, и как следует делать на уроке, как потом убедиться, что в процессе этого осознанного воздействия на личность посредством вышеотмеченных приемов и способов произошли именно те, планируемые изменения мышления, а не просто, чтобы изменилось количество знаний, умений и навыков.
То есть, если учитель говорит себе: я «претендую» на революционное развитие личности, а не эволюционное, которое происходит постоянно, проявляясь как побочный продукт моих целенаправленных действий, направленных на формирование знаний, умений и навыков (как говорят «не благодаря, а вопреки»). Тогда он должен наряду с методиками обучения информационным технологиям, овладеть также и методиками формирования понятий информатики и методиками развития системного или теоретического мышления и использовать их совокупности с методиками формирования знаний, умений и навыков. Это вполне возможно, хотя и требует определенных затрат времени и усилий для освоения новых методик. Важно то, что эти усилия очень скоро окупятся как в плане ускорения изучения программного материала, так и в плане повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в целом, а также в плане улучшения качества образованного процесса и атмосферы урока.
Появление информатики в начальной школе совершенно естественно, учесть, что именно в возрасте учащихся начальной школы у детей складывается стиль мышления. Именно здесь уместна постановка и решение педагогической задачи (формирование операционного стиля мышления учащихся, готовящихся к выходу из школы в мир информационного общества). Если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления - это опоздание навсегда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей). Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможностей школ или родителей.
Во многом роль обучения информатике в развитии мышления обусловлена современными разработками в области методики моделирования и проектирования, особенно в объектно-ориентированном моделировании и проектировании, опирающемся на свойственное человеку понятийное мышление. Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода (т.е. то, что и происходит при информационно-логическом моделировании) улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом мышлении.[8]
Курс информатики
может рассматриваться как