Развитие детского творчества на занятиях в доу по аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть процесс развития детского творчества на занятиях по аппликации в ДОУ.
Задачи:
Рассмотреть сущность и содержание понятия «детское творчество»
Рассмотреть виды детского творчества.
Проанализировать работу над аппликацией, как средство развития детского творчества.
Разработать методические рекомендации по проведению занятий по аппликации.

Вложенные файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ ПО АППЛИКАЦИИ.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  государственный университет

им. М.Козыбаева

 

Музыкально  – педагогический факультет

Кафедра теории и методики начального и дошкольного  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

«Развитие детского творчества на занятиях в доу по аппликации»

 

 

050101

очная

ДОВ-09


 

 

 

 

автор Миних К.А.                                   ___________

  (фамилия, инициалы)                                 (подпись, дата)

 

РУКОВОДИТЕЛЬ Альмагамбетова Л.С.                  ___________

                        (фамилия, инициалы)                                  (подпись, дата)

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск, 2011

 

 

Содержание

 

 

  

Введение

 

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим  будущее вместе» (29.01.11) было уделено большое внимание развитию дошкольного обучения и воспитания. Продолжая политику прошлого года будут открываться детские сады и мини-центры для детей дошкольного возраста. Также дошкольным обучением и воспитанием будут интенсивно охватываться не только городские, но и сельские дети. Для этого выделяются деньги для строительства в селах зданий под детские сады [1].

В Концепции  воспитания говорится, что дошкольный возраст – наиболее целесообразный период деятельного приобщения детей к миру красоты, плодотворного общения с художественным творчеством, восприятия богатой народной культуры, великолепных красок окружающей среды и природы [2].

Проблема развития детского творчества в настоящее  время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в формировании творческих основ личности. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги: Л.А. Венгер, Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С.Комарова, Д.Б. Эльконин и др. 

 На этапе  дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.   

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

Каждый вид  изобразительной деятельности, кроме  общего эстетического влияния, имеет  свое специфическое воздействие  на ребенка. Аппликация имеет большое  значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

В современных  педагогических и психологических  исследованиях доказывается необходимость  занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.

В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной  деятельности, в том числе и  аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и  специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна  на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных  условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий  аппликацией в том числе и  с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала  для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического  мировосприятия, воспитание художественного  вкуса;

- развитие художественно-графических  умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения,  пространственного восприятия;

- развитие точных  движений руки и мелкой моторики  пальцев;

- становление  некоторых организационных навыков  художественного творчества;

- получение  сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

- воспитание  зрительской культуры;

- возможное  раскрытие начал профессиональной  художественно-изобразительной деятельности.

Цель исследования: рассмотреть процесс развития детского творчества на занятиях по аппликации в ДОУ.

Объект исследования: процесс развития детского творчества.

Предмет исследования: формы занятий аппликацией в  дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «детское творчество»
  2. Рассмотреть виды детского творчества.
  3. Проанализировать работу над аппликацией, как средство развития детского творчества.
  4. Разработать методические рекомендации по проведению занятий по аппликации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы развития детского творчества  на занятиях по аппликации  в ДОУ

 

1.1 Сущность  и содержание понятия «детское  творчество»

 

Творчество - не новый предмет  исследования, оно всегда привлекало внимание ученых и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается актуальной и на современном этапе. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.

 Развитие творчества - одна из главных задач дошкольного  возраста. В настоящее время необходим  широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе. Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности

 Проблема творчества стала настолько актуальной, что по праву считается “проблемой века”, острота и новизна которой заключается именно в ее массовом характере. Задача развития детского художественного творчества приобретает все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены не решение важнейшей цели – максимально полного раскрытия личностного потенциала ребенка, становления его сущностных сил.

Для успешного решения  последней большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности.   

 Творчество – это  особая деятельность, поскольку  ее результат относится к сфере  духовного, личностного самовыражения.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Говоря о формировании детского творчества, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творчество необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие [11, c. 84].

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают  по времени, идут синхронно, а условия  благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать  способным, талантливым и гениальным.

Б.П. Никитин, в  течение многих лет занимающийся проблемой развития творчества детей  назвал это явление НУВЭРС (Необратимое  Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Б.П. Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творчества. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых для формирования творчества и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творчества. По мнению Б.П. Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творчества. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творчества [11, c. 86].

С психологической  точки зрения дошкольное детство  является благоприятным периодом для  развития творчества потому, что в  этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать  окружающий мир. И родители, поощряя  любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения [9, c. 131].

Творчество предполагает объединение известных действий в новые операции и получение нового продукта.

Под творческой деятельностью понимается такая деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Классики дошкольной педагогики (А.П. Усова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина и др.) в своих работах  писали, что «творчество» характеризуется  двумя показателями. Оно должно представлять общественную ценность и давать совершенно новую продукцию. Конечно, о полном соответствии детского творчества этим критериям не приходится говорить, однако его общественно-педагогическая ценность очевидна [1, c. 42].

Чтобы понять своеобразие и выделить особенности детской изобразительной деятельности и творчества, необходимо отметить особенности изобразительной деятельности взрослых. Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Личное отношение к миру - непременное условие творческого процесса. Таким образом, окружающий мир и деятельность человека служит источником идей и замыслов. Примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности выглядит следующим образом [15, c. 17]:

- появление  замысла, представление результата  работы, некоторых способов ее  воплощения;

- «вынашивание  замысла», т.е. дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Идет интенсивная работа воображения;

- «исполнение,  реализация замысла», активная работа  воображения, представления уточняются, дополняются, обогащаются, детализируются;

Информация о работе Развитие детского творчества на занятиях в доу по аппликации