Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 07:58, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;
— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;
— отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;
— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 190.15 Кб (Скачать файл)

Введение:

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

   Внеурочная деятельность  является составной частью учебно-воспитательного  процесса и одной из форм  организации свободного времени  обучающихся. Сегодня она понимается  преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время  для удовлетворения потребностей  обучающихся в содержательном  досуге, их участии в самоуправлении  и общественно-полезной деятельности.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Тема моей курсовой работы: «Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность стала в настоящее время важной формой воспитания детей. Часы должны быть заполнены разумно, интересно, чтобы они были действенным средством воспитания детей. В значительной мере это зависит от воспитателя, его умения увлечь детей интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

  В данной курсовой  работе  раскрывается вопрос об  основном предназначении внеурочной  деятельности в рамках реализации  ФГОС. Содержание включает виды  и направления, основные принципы  организации внеурочной деятельности.

-Как сказал известный всем Л.С.Выготский:

             «Формирование любых личностных  новообразований – умений, способностей, личностных качеств – возможно  лишь в деятельности»

Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

— мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

— необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

— спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

— отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

Проблема исследования:

Объект исследования – организация внеурочной деятельности младших школьников.

Предмет исследования – развитие метапредметных  умений младших школьников во внеурочной деятельности

Гипотеза исследования:

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, беседа.

Структура работы:

Логика исследования обусловила структуру курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, заключения и библиографии. Глава 1 посвящена общему понятию внеурочной деятельности и требованиям к ее организации. Глава 2 рассматривает процесс развития метапредметных умений младших школьников. В заключение моей курсовой работы подводятся итоги проведенного исследования и даются практические рекомендации.

 

  1. Основные понятия внеурочной деятельности школьников

 

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Под внеурочной деятельностью понимается деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. 

   Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. 

 Данная программа нацелена  на   разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время. 

 Данная программа предусматривает  организацию деятельности каждого  ученика, чтобы он мог ощутить  свою уникальность и востребованность.

    1. Внеурочная деятельность в основных понятиях.

Цель внеурочной деятельности:

Создание  условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания.

Задачи внеурочной деятельности:

1.  Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.

2.  Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

3.  Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

4.  Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5.  Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6.  Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям: человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура.

7.  Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.

8.  Углубление содержания, форм и методов внеурочных занятий.

9.  Организация информационной поддержки учащихся.

10.  Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно-ценностное общение;

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеучебной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП, таких как:  

  • осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;
  • умение давать оценку своим действиям;
  • ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;
  • осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);
  • умение выражать собственное мнение и т. д.

Младший школьный возраст - это особый этап в жизни ребенка, связанный:  

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка, с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);
  • освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • принятием социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умений:

- принимать, сохранять цели  и следовать им в учебной  деятельности;  
- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;  
- взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; 

  • изменением самооценки ребенка, которая становится более адекватной и рефлексивной.
  • В качестве исходных для реализации программ внеурочной работы в форме систематических занятий, театрализации и других активных видов деятельности детей могут быть взяты за основу программы и курсы, апробированные и опубликованные в методических материалах, пособиях, например: 
  • программы формирования эмоциональной грамотности и эмоционально-волевой регуляции:

Информация о работе Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности